Арабо-исламская культурная традиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание

Происхождение ислама (три основных направления в исламе);
Картина мира представленная Кораном;
Система мусульманских ценностей;
Наука и художественные особенности мусульманского мира.

Работа состоит из  1 файл

Арабско-исламская культурная традиция.docx

— 43.78 Кб (Скачать документ)

Общей молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана - "ночь предопределения", когда, по преданию, с неба Мухаммеду  спустился Коран.

Также, каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хадж, то есть посетить Мекку, священный город ислама. После  этого он получает право на почетный титул "хаджи". В Мекке находится  храм Кааба, в котором хранится Черный камень, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман он является символом Аллаха.

Совершив ряд ритуальных действий, паломники имеют право  вернуться домой в зеленой  чалме, арабском бурнусе или белой  длиннополой тунике. Эта одежда символизирует  свершение хаджа.

В основу мусульманского образа жизни и мышления входит также  пятый элемент - налог в пользу бедных. В Коране это называется "закят" - очищение. Он не только символизирует единство уммы и заботу богатых о бедных, но и содержит оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных - джихад, содействовать умме своим имуществом.

4) Центром арабоязычной культуры стал Багдад - столица Абасеидов. Эта культура позднее была распространена на территории новых халифатов: Передней Азии, Северной Африки (Магриба) и Пиринейского полуострова.

Одним из первых переводчиков научных трудов с греческого стал Хунайн ибн Исхак (809-873 гг.). В Багдаде возникла разветвленная система образования. Центрами распространения науки, получаемой через откровение первоначально были мечети - культовые мусульманские здания. Но постепенно возникли школы, основным типом которых стало медресе (X в.) Багдада. Халифы стали покровительствовать ученым, была основана "Академия ал-Мамуна" (Дар аль-хикма - Дом мудрости). Позднее в 1005 г. халифом ал-Хакимом в Каире был основан "Дворец мудрости" для "Общества просвещенных" - (Magiis al-'uiama). Наукам покровительствовали халифы Аль Мансур (ум.774 г.), Гарун ар-Рашид (царствование 786-809 гг.) - Эль-Мамун (царствование 813-833 гг.) - самый крупный из меценатов. В арабском мире стали восстанавливаться библиотеки: Ибн ал-Талмид (II б.) собрал 200 рукописей и написал не только лучшую арабскую фармакопею, но и лучшую фармакопею своего времени. В арабской культуре сложилось своеобразное отношение к античному наследию. Науки делились на "арабские" и "иноземные", которые символизировали две сферы изучения: через откровение и через познание окружающего мира. Благодаря такому разделению арабская наука приобрела выраженный рациональный характер. Это отразилось и на развитии медицинских и фармацевтических знаний.

Цивилизация ислама сыграла  важную роль в распространении античного  и эллинистического наследия в Европе. Контакты имели место в Восточной  Европе через торговые пути на Балканах и севернее Черного моря., через Сицилию и Южную Италию. Но самую важную роль сыграл Кордовский Халифат. В нем раз­вилась своеобразная культура, впитавшая знания древних греков, арабских ученых и еврейских ученых, принявших мусульманство, среди которых самыми известными были Ибн Рушд (Аверро-эс) и Маймонид - средневековые философы и врачи.

Развитие медицинских  и фармацевтических знаний опиралось  на создание медицинских школ, аптек (первая в Багдаде в 754 г.), больниц (с 800 г.) и библиотек в крупных городах мусульманского мира.

Наибольший вклад в  развитие медицины исламской цивилизации  сыграли Абу-Бакр Мухаммед ар-Рази (Разес) (850-923 гг.,. персидский ученый, уроженец г. Рей

Наиболее крупной фигурой  исламской науки был Абу Али  ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). По национальности он был таджик и принадлежал к  фарсидской линии развития науки. Главным его трудом стал ( (Канон врачебной науки", включая 2-ю и 5-ю книги, посвященные лекарствоведению.

Особую роль в развитии науки сыграл персидский ученый Джабир ибн-Хайан (Гебер) (ок.721-ок.815 гг.), создатель практической химии. Его главным трудом была "Книга семидесяти", в которой он ввел несколько важных представлений, содействовавших дальнейшему теоретизированию в области химических знаний.

Медицина и фармация ислама оказала огромное влияние на развитие медицины и фармации в Европе.

Ислам как мировая религия  в целях укрепления своего влияния  использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия  на верующих. При этом деятели искусства  ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой - эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. - прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним - грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства  каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска - это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась  в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются  целые панно на стенах мечетей, дворцов.

В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X-XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера - так называли на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные  мотивы произведений декоративно-прикладного  искусства - на тканях, керамике, металлических  сосудах и утвари. В этой сфере  искусства в наибольшей степени  проявляются национальные особенности  арабоязычных стран, ведь традиции изготовления и украшения подобных предметов сложились задолго до арабской экспансии. Например, в Египте подъем изобразительного искусства произошел при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка - элемент арабского искусства, так и округлые линии - признак коптского влияния (копты - доарабское население Египта). Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы состоят из множества разноцветных полос, заполненных фигурками людей-животных, птиц, растительным орнаментом.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях прикладного  искусства и других стран. Например, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация  к легенде о царе Бах рам  Гуре и его наложнице - красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского  Востока не всегда согласовывалось  с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям  различных народов халифата и  подтверждало тот факт, что не все  искусство здесь было подчинено  религиозным установкам.

В области архитектуры  ислам также выработал систему  эстетических категорий, призванных подчеркнуть  величие этой религии. Это - понятия-символы: джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Мечеть (от араб. "мастжид" - место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII-VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. "манара" - маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Строительство мечети с куполом  диаметром в десятки метров и  минарета высотой с современное  высотное здание требовало очень  сложных математических расчетов, связанных  с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в  этом большого совершенства. Если в VII-VIII вв. мечети строили преимущественно  византийские мастера, то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить  христианские храмы Византии.

Арабская литература имеет  глубокие доисламские корни. Значение литературы этого периода отметил  ал-Бируни (973 - ок.1050); "Когда арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний и памяткой о битвах и родословиях". Главным жанром поэзии тогда была касыда (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных и, конечно, о любви.

Расцвет арабоязычной поэзии приходится на IX-XI вв. В это время складывается жанр короткого лирического стиха - газал, который создают выдающиеся мастера слова разных народов: Абу Нувас (ум.810) - певец любви, вина и радости жизни; Абу-л-Атахийя (ум.828) - гончар по профессии, автор религиозно-аскетических поэм, обличавший распущенность двора халифов в Багдаде; Абу-л-Ала ол Маари (ум.1057) - слепой поэт из Сирии, "Послание и прощение" которого повлияло на создание "Божественной комедии" Данте. Автором многочисленных рубаи - афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама.

 


Информация о работе Арабо-исламская культурная традиция