Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:28, реферат
Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычные жанры устного народного творчества. Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, с прядильным и ткацким делом, сос сбором винограда, с лодочной греблей. В Древнем Риме, несомненно, бытовали также заговоры и заклинания; имеются сведения, далее, о бытовых песнях: свадебных, застольных, а также о религиозных гимнах, связанных с практикой жизни.
Архаическая пора доклассического периода, Рим
Фольклор. Фольклорный
период отличался в Риме теми же чертами,
что и во всех других странах. Здесь, по-видимому,
были представлены все обычные жанры устного
народного творчества. Здесь, несомненно,
была трудовая песня, связанная, например,
с прядильным и ткацким делом, сос сбором
винограда, с лодочной греблей. В Древнем
Риме, несомненно, бытовали также заговоры
и заклинания; имеются сведения, далее,
о бытовых песнях: свадебных, застольных,
а также о религиозных гимнах, связанных
с практикой жизни. К последним надо отнести
гимн Арвальских братьев, т. е. особого
рода жрецов земледелия и салиев-скакунов,
жрецов бога войны Марса. Особенным распространением
пользовались так называемые фесценнины,
песни шуточного, пародийного, а иной раз
и непристойного характера, которые, по-видимому,
обладали большой социальной значимостью,
т. к. или ими пользовались не только во
время пиров или отдыха, но и для осмеяния
и даже во время триумфальных шествий
по адресу того самого полководца-победителя,
в честь которого и совершалось триумфальное
шествие. Имеются все основания думать,
что эти фесценнины далеко не всегда обладали
невинным и шутейным характером, но часто
доходили до выражения социально-политического
протеста.
Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим
также зачатки народной драмы и даже не
только зачатки. Были в ходу так называемые
сатуры, нечто вроде наших импровизированных
сценок. Историк Тит Ливий сообщает, что
в 364 г. до н. э. для умилостивления богов
во время эпидемий были приглашены актеры,
танцоры из Этрурии, которые создали с
помощью римских молодых людей здесь уже
нечто вроде настоящего театра, с мимическими
плясками под аккомпанемент флейты. Наконец,
в области драмы большим распространением
пользовались а Риме ателланы, особого
рода фарс, пришедший их кампанского города
Атеклы. Он тоже отличался пародийным
и сатирическим характером, часто на общественные
порядки и частных лиц и держался в Риме
очень долго. Существенной особенностью
этого фарса являлось выступление в нем
четырех сатирически подаваемых типов:
Макк (дурак и обжора), Букк (дурак и хвастун),
Папп (старик в пародийном изображении)
и Дюссен (псевдоучений, шарлатан и горбун).
Ателлана всегда отличалась деревенским
грубым и непристойным характером не без
наличия политической сатиры. В первой
половине 1 в. до н. э. из народного импровизационного
театра сатиры превратилась в литературное
произведение.
Кроме всей этой художественной словесности,
с давних пор была представлена проза,
считавшаяся привелегией знати и получавшая
фиксацию сначала в виде надписей на памятниках
и колоннах, а впоследствии составляющая
целые книги. Эти прозаические произведения
отчасти тоеж обладали стихотворным размером
и потому приближались к поэзии. Можно
отметить: книги главных жрецов и прочих
жрецов, имевшие вначале форму летописи,
куда кратко заносились выдающиеся события
данного времени (вроде начала и конца
войны, затмения солнца и т. д.); юридические
памятники, тоже вначале в виде надписей,
как, например, плохо сохранившиеся законы
XII таблиц – (451—450 гг. до н. э.) – знаменитый
памятник первого публичного законодательства;
разного рода пророчества и предсказания
как о судьбе всего римского народа, так
и о частных событиях и лицах; государственные
договоры (например, между царем Сервием
Туллием и латинцами) или торговые договоры
(например, между Римом и Карфагеном IV
в. до н. э.); памятники частного характера
(похоронные речи или надписи в домах покойников);
стихотворные надписи в связи с триумфами
полководцев или надписи надгробные. Все
это дошло до нас в разрушенном виде и
в ничтожном количестве.
Наконец, древняя римская
словесность была богата
разнородными пословицами
и поговорками.
Общая характеристика
литературы. Весь этот период отличается
тем, что здесь еще нет никакого греческого
влияния, которое в дальнейшем было настолько
велико, что литература Рима уже оказывается
без него немыслимой. Зачатки письменности
в этом периоде отличаются краткостью,
деловитостью, отсутствием всякой фантастики.
Но не следует думать, что в римской литературе
все определялось греческим влиянием,
что сама римская литература не обладала
ровно никакой оригинальностью. Если греческое
влияние с известного момента возымело
здесь огромное значение, то это только
потому, что сам Рим достаточно созрел
в социально-политическом отношении.
Ранний Рим
В VIII-VI вв. до н.э. родоплеменной строй стал разлагаться, складывались соседские общины, усилилось социальное расслоение- Огромное значение для разрушения родового строя имели реформы царя Сервия Туллия (579-535 гг. до н.э.) , который стремился найти опору вне родовой аристократии. Вся римская территория была разделена на 21 трибу (округ) - 4 городских и 17 сельских. Как и Солон в Афинах, Сервий Туллий ввел цензовый принцип деления мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. Можно говорить о том, что эти реформы создали новое государственное устройство.
Для социально-экономической жизни Италии VI-III вв. до н.э. характерно преимущественное развитие сельского хозяйства. В наиболее развитых областях (Этрурия, Капания, Апулия) выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобы; в менее развитых и гористых районах полбу, ячмень, бобы, репу.
Население занималось виноградарством, разведением олив, скотоводством.
Земля принадлежала либо знатным патрицианским родам, либо плебеям, но часть ее (агер публикус) была собственностью города-государства, считалась общей, ее можно было занимать, внося в казну арендную плату. Сначала плебеи не имели такого права, что обусловило их длительную, в течение VI - III вв. до н.э., борьбу за допуск к агер публикус, за снижение ссудного процента, за политическое равноправие, а также против долгового рабства. Чтобы ослабить борьбу за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н.э. было основано 10, в IV в. - 15 колоний.
В V в. плебеи добились частичного удовлетворения своих требований. "Законы XII таблиц" закрепили частную собственность, рабство, уменьшили ссудный процент до 8 % в год, вместе с тем браки между патрициями и плебеями были запрещены. В IV в. до н.э. плебс завоевал еще ряд побед. В 367 г. закон Лициния и Секстия запретил владеть более чем 500 югерами земли (югер == 0,25 га) . Можно полагать, что речь шла о допуске плебеев к агер публикус, но в реальной жизни такой возможностью пользовалась лишь плебейская верхушка. В 326 г. по закону Петелия была отменена долговая кабала для римских граждан и членов их семей. В рабов можно было обращать преимущественно военнопленных. А к концу III в. до н.э. плебеи добились и политического равноправия с патрициями. В результате побед плебса Рим к началу III в. превратился в гражданскую общину - цивитас, аналогичную греческому полису.
Информация о работе Архаическая пора доклассического периода, Рим