Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:44, реферат
Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие,
значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель
современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил
культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей
славы и памяти потомков.
форму (например, восьмиугольную). Стены, арочные ниши, сводчатые перекрытия
возведены настолько смело и красиво, что дом, лишённый всяких украшений,
поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали здание фрески третьего
помпейского стиля, ешё более изящные и тонкие, чем прежде. На светлом фоне
золотисто-жёлтым, голубоватым, изумрудным были разграничены тонкие рамки,
между которыми на хрупких гирляндах свисали золотые сосуды. На стенах в
рамках помешались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с
фантастическими изображениями морских кентавров, птичек, масок.
Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в
империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой
державы. Конец I и нач. II в. н. э. (период правления Флавиев и Траяна)
—время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого
пространственного размаха.
Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенные
для торжественных церемоний форумы императоров (Форум Траяна и др.),
стремившихся увековечить себя пышными сооружениями. Строились многоэтажные
дома — они определили облик Рима и других городов империи. До сих пор
поражают своим суровым величием развалины гигантских дворцов цезарей на
Палатине (I в. н. э.).
Воплощением мощи и исторической значительности императорского Рима
были триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.
Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в
провинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активными
проводниками римской культуры, идеологии.
Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак
освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом —
торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку,
император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была
границей своего и чужого мира.
У входа на римский Форум в память победы римлян в Иудейской войне была
воздвигнута мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э. ), подавлявшего
восстание в Иудее. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным
благородства императором,правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку
воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Совершенная по
форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м
ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице.
Расчленение каменного массива классическим ордером придало соразмерность и
ясность формам. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские
колонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титу «От
сената и народа римского».
Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени
усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть
арки над архивольтом замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории,
исполненные в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя.
Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие
углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную
форму) и настенными живописно трактованными рельефными композициями,
изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями,
захваченными в храмах Иерусалима. Построение высокого рельефа, его
светотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бурные
движения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальное
пространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной теме архитектуры.
Раскраска и позолота усиливают живописность и жизненность сцены.
Изображённые внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через
неё, таким образом зритель невольно приобщается к действию, как бы
становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице,
запряжённой четвёркой лошадей.
В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным
сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником.
Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого —
«милость»,божественный дар»), т. е. наделённых исключительными личными
качествами — мудростью, героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме,
Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились
вдоль дорог за городскими воротами Рима.
Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки:
Септимия Севера (конец II в. н. э.), Константина (VI в. н. э.).
Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около
пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены
на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и
выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его
композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для
зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики
развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность
максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной
публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно
общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым
снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и
коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими
выступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают
монолит здания, выложенного из серого травертина.
Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой
энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и
обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри
Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём
с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые
сформировались у римлян к I в. н. э.
Правлением двух императоров испанцев открывался II век. Они были
провинциалами, но из патрицианской среды. Это Траян (98—117 гг.) и
усыновлённый им Адриан (117—138 гг.). При Траяне Римская империя достигла
пика своего могущества. В дальнейшем она будет пытаться лишь сохранить то,
что было завоёвано Траяном. Этот император почитался лучшим из всех в
римской истории. На портретах он выглядит человеком мужественным, суровым,
но не простым воякой, а умным и смелым политиком.
Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно
увидеть два созданных при нём моста — Мост в Алькантаре через реку Тахо
(ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировой
архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами.
Он завершается простым карнизом, в центре
которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии —
двухъярусный, с узкими высокими пролётами — может показаться однообразным
из-за повторяющегося ритма его равновеликих арок. Он сплошь рустован (от
лат. rusticus — «деревенский», «грубый», «неотёсанный»), т. е. сложен из
грубообработанного камня. Это делает акведук естественным, близким к
природе, с которой он гармонично сочетается.
Самым знаменитым памятником Траяна в Риме считается его форум Траяна,
возведенный Аполлодором Дамасским (109—113 гг. н. э.).
Среди всех императорских форумов (Цезаря, Августа, Веспасиана,
Нервы,Траяна), обраставших вокруг старого Форума Романум, это наиболее
красивый и внушительный. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной
сквозной колоннадой с входом — Триумфальной аркой, а также с двумя мощными
полукружиями по боковым сторонам. В центре площади возвышалась конная
статуя Траяна из бронзы, покрытой позолотой. Не было ни кусочка голой
земли, покрытой травой – весь Форум Траяна был вымощен красивыми мозаиками
из драгоценных пород мрамора.
Пантеон в Риме.
Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический
образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в
античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного
каменного массива. Глади стен противопоставлен с севера мощный портик
коринфского ордера с лестницей. Главное, поражающее зрителя в Пантеоне,—
интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно
величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны — диаметр купола
(43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна
радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Бетонный купол
весом 46 тонн имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре.
Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине
купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное
пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной
точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности
было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе
символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано
задачей создания «храма всем богам», не только жилища божества, как это
было у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся.
Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует
строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический
декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху.
Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и
высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными
окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью
кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными
членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются
кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят
линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия,
кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает
как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой,
внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности — вот что давал
Пантеон посетителям.
Образная сила Пантеона — в простоте и цельности архитектурного
замысла. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в
масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось
недосягаемым.
Такой же нематериальный смысл был заключён и в вилле Адриана в Тибуре
(ныне Тиволи).
Вилла Андриана в Тиволи.
Здесь были Золотая площадь с главным зданием причудливой формы, в
основе которого лежал крест с выпукло-вогнутыми формами, морской театр и
библиотеки. Любимые Адрианом колонны эффектно отражались в водах бассейна.
Вилла представляла собой своеобразный музей: здесь были возведены
архитектурные сооружения, воссоздающие образы прекрасных оригиналов,
которые встречались императору во время его путешествий. Была Темпейская