Архитектурные памятники Биляра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 10:36, реферат

Описание

В Алексеевском районе Татарстана на территории современного села Билярск и за его пределами покоятся руины столицы Волжской Булгарии X-XIII вв. – Биляра - Великого города - внутреннего Болгара на реке Малый Черемшан (Джавшир).

Содержание

Введение………………………………………………………………стр.3

1.Билярское городище:

а)Комплекс мечети………………………..стр.5

б)Дом феодала………………………….....стр.8

в)Караван – сарай……………………… .стр.10

г)Другие постройки………………………стр.11

2.Урочище «Святой ключ»……………………………………….стр.12

3.Другие достопримечательности заповедника……………....стр.14

Заключение………………………………………………………….стр.16

Источники……………………………………………………….…стр

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 566.98 Кб (Скачать документ)

г)Другие постройки.

  Билярская баня.

  Остатки кирпичного здания расположены в  северной части цитадели и в 180—200 метрах к северу от комплекса мечети. Выявлены аэрофотосъемками в 1973. Исследованы  в 1979—1981 гг. Здание, имеющее систему  подпольного отопления, было построено  из стандартного булгарского кирпича (26 x 26 x 4,5-5,5 см), имело подквадратную форму (10,4 x 11,6 м), ориентированную по сторонам света. Стратиграфические данные позволяют заключить, что здание было построено не ранее XI века и состояло из двух частей. 

Билярский колодец 

  Колодец расположен между комплексом мечети и «Домом феодала». Функционировал в XII веке. Был частично открыт и расчищен П. А. Пономарёвым и М. Г. Худяковым во время экспедиции 1915 г. Доскональное исследование проведено экспедицией под руководством А. Х. Халикова в 1972 г. Позднее, в 1973—1974 гг колодец был отреставрирован и подвергнут консервации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Урочище  «Святой ключ»

  В окрестностях Биляра есть необыкновенное место —  урочище “Святой ключ” с которым  связано множество разнообразных  легенд и поверий. Этот сказочный  уголок природы расположен к северо-западу от села Билярска в живописном лесу у подножия горы “Хужалар тавы” (“Гора  хозяина”). Из-под горы выбивается родник кристально чистой, легкой и приятной на вкус воды, превращенный в место  поклонения и называемый ”Святой  ключ”. Это уникальное место, своего рода духовный центр, где сосуществуют верования и обычаи трех религий: язычества, мусульманства и христианства. Живописные и удобные для жизни  человека окрестности “Святого ключа” издавна привлекали людей, о чем  свидетельствуют найденные здесь  земляные курганы, под которыми хоронили своих умерших люди эпохи бронзы.

  Ежегодно  к “Святому ключу” прибывают тысячи паломников самого разного вероисповедания. Одни поклоняются верховному божеству древних булгар Тенгре, другие возносят молитвы Аллаху, третьи просят о  помощи деву Марию. Несмотря на различия в вере, всех паломников объединяет одно, они верят в целительную  силу воды “Святого ключа”. И эта  вера помогает им преодолевать 444 ступени  крутой лестницы до вершины Священной  горы, не испытывая усталости, ощущая поразительную легкость во всем теле.

Этот путь на вершину горы, которую из-за местной  легенды иногда еще называют горою  Двенадцати девушек или Девичьей горой, начинается у пожножия городка  изящных исламских беседок, предназначенных  для вкушения жареного жертвенного  барана мусульманами. На самой вершине  горы — три огромных черных валуна — символ единства всех верующих в  Высшее. У священных камней каждый совершает свои обряды и легенду  о горе здесь рассказывают в трех вариантах. Самый распространенный — о том, как гору наносили платками плененные монголами девушки, а  когда красавиц собирались убить  и закопать на вершине, они прыгнули ввысь и превратились в звезды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Другие  достопримечательности  заповедника

  Другие  археологические памятники различных  эпох: Николаев-Баранские I и II городища (X-XIII вв.), Горкинское I городище (X-XIII вв.), Балынгузское (Горкинское II) городище (XIII-XIV вв.) с недостроенными оборонительными сооружениями в виде вала и рва.

  По преданиям  и историческим сведениям известно, что на кладбище ``Балынгуз`` (XIII-XVI вв.) производились захоронения знатных людей не только в период Золотой Орды, но и во времена Казанского ханства. Больше-Тиганский могильник, оставленный древневенгерскими племенами, кочевавшими в VII-IX вв. между Волгой и рекой Белой в пределах своей легендарной ``Великой Венгрии``.

  Дом-музей  академика А.Е. Арбузова перевезен  из деревни Арбузов-Баран, где родился  будущий химик. В одной из комнат дома располагается экспозиция, посвященная  научной деятельности А.М. Бутлерова - основателя казанской школы органической химии. Усадьба предков ученого  находилась в селе Бутлеровка, расположенного близ Билярска, там же он и захоронен  в часовне-склепе. Вторая комната  посвящена научной деятельности А.Е и Б.А. Арбузовых.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Древний Биляр, раскинувшийся в живописном месте в долине реки Малый Черемшан, принадлежит к тем городам  средневековой Европы, в истории  которых отразились судьбы целых  народов и государств. Органично  связано его прошлое со всей средневековой  татарской историей.

  В истории  развития города можно выделить два  этапа (по времени формирования культурного  слоя). Первый этап — начало X — первая половина XI в. Это время накопления нижнего горизонта культурного слоя. Второй этап — вторая половина XI — первая треть XII в. Это время накопления верхнего горизонта культурного слоя.

  Начало  основания города датируют X веком. Уже в период своего возникновения город занимал площадь порядка 600 га. С самого начала город имел двухчастную структуру — внешний и внутренний город. Продолжительное время поселение сильно разрасталось, достигнув во времена расцвета внушительных размеров. В Биляре пересекались торговые пути из Руси и Прибалтики, Западной Европы и Скандинавии, Средней Азии и Персии, Индии и Китая, Византии и Кавказа.

  Наибольший  расцвет Биляра, как и всей страны, относится к XI - началу XIII вв. В это время оформляется и архитектурный облик города. В центре внутреннего города археологами открыты каменные и кирпичные сооружения: комплекс белокаменной Соборной мечети площадью около 2500 кв.м, двухэтажное "здание феодала", мавзолей булгарской знати. караван-сарай у восточных ворот, баня.

  В 1236 г. Великий  город подвергся жесточайшему разрушению монгольскими войсками. Как сообщают летописи, завоеватели "в течение  нескольких дней не оставили от города ничего, кроме его имени". После  монгольского завоевания Биляр потерял  свое политическое и экономическое  значение. Город в пределах своих  укреплений больше не возродился.

  Предпринимались попытки основать новое поселение  на другом месте — Балынгузское городище, Билярское III селище. Последнее известно как послемонгольский Биляр.

  Сегодня Биляр переживает второе свое рождение. Построены дороги для туристов, приводятся в порядок архитектурные памятники  на городище. В археологическом музее  создана новая экспозиция.

               ИСТОЧНИКИ 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Биляр
  2. http://www.cds-kazan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=45&Itemid=300009
  3. http://rt-museum.narod.ru/bilar_vg2.html
  4. http://www.ksu.ru/amku/bilar.htm
  5. http://www.ruschudo.ru/miracles/100/

Информация о работе Архитектурные памятники Биляра