Архитектурные стили Средневековой Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 22:14, контрольная работа

Описание

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

Содержание

1. Художественная культура Раннего Средневековья………………………………………………………………….….….…3
2. Романский стиль в искусстве и архитектуре…………………………………….…….5
3. Готическая архитектура и искусство……………………………………….……...…..8
4. Список использованной литературы…………………………………………….……11

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по культурологии.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

             Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был  похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие,  окна – маленькие и узкие,  похожие на бойницы. Суровость собору придают величественные и грандиозные башни.

            Скульптурные украшения архитектор  Германии использовали редко.  Отдельные скульптуры героев  библейских рассказов, мифологических  животных украшали подоконники,  галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.

    В романское время в Германии  было создано множество местных  архитектурных школ, из которых  наиболее значительными были  рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько центров романского  искусства существовало на Апеннинском  полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Для Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а для южных областей – византийских черт архитектуры.    К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.

     Романский стиль в Англии господствовал  в конце XI-XII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.

             Таким образом, основными особенностями  романского стиля в архитектуре  были: преобладание полуциркулярной  формы сводов, массивные, тяжелые  опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Готическая архитектура  и искусство 

     Готический  стиль - это художественный стиль, явившийся  завершающим этапом в развитии средних  веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

     Готика  развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись  в идеологии и культуре эпохи  Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно  культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

     Для Готики  характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное  воздействие на верующих. 

     Развитие  искусства Готики отражало и кардинальные   изменения   в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений,  расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

     Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь  часто обстраивалась домами с  аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные  улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и  4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.  
 

     Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы.   Освобожденные от нагрузки стены  в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация  распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

     Готика  зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных     стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.  

     На  фасадах соборов варьируются  стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические  декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и  благородством.

     На  главной  площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

     Смелая  и сложная каркасная конструкция  готического собора, воплотившая  торжество дерзновенной инженерной мысли человека,   позволила  преодолеть массивность романских  построек, облегчить стены и своды, создать   динамическое   единство внутреннего пространства.

     В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы  сюжетов, в которой отразились средневековое  представления о мире. Основным видом  изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы   материнства,   нравственного  страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

     В Готике органически переплелись  лиризм и трагические аффекты, возвышенная  духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху  расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

     В поздней Готике, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную  скульптуру и темперную живопись на деревянных  досках. Сложился новый эмоциональный  строй образов, отличающийся драматической  (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К  лучшим образцам французского  готического  искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель. 

     Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр.  часословах)  наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов  украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом,     изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

     Сложившаяся готическая каркасная система появилась  в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также  соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики  в Реймсе и Амьене, а также часовня  Сент-Шапель  в  Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века  величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

     В конце  13 начале 14 века  строительство  соборов во Франции переживало кризис: архитектурные  формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Список использованной литературы. 
     

1.      Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г. 

2.      Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г. 

3.      Белова О.Ю. История искусств. М., 1997.  

4.      Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.  

5.      История искусств. Минск: Литература, 1997.  

6.      Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000. 

7.      Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры; М., 1984. 

8.      Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 

Информация о работе Архитектурные стили Средневековой Европы