Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 22:14, контрольная работа
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.
1. Художественная культура Раннего Средневековья………………………………………………………………….….….…3
2. Романский стиль в искусстве и архитектуре…………………………………….…….5
3. Готическая архитектура и искусство……………………………………….……...…..8
4. Список использованной литературы…………………………………………….……11
Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был
похож на непреступную
Скульптурные украшения
В романское время в Германии
было создано множество
Романский стиль в Англии
Таким образом, основными
3.
Готическая архитектура
и искусство
Готический
стиль - это художественный стиль, явившийся
завершающим этапом в развитии средних
веков искусства стран
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Городские
архитектурные ансамбли включали культурные
и светские здания, укрепления, мосты,
колодцы. Главная городская площадь
часто обстраивалась домами с
аркадами, торговыми и складскими
помещениями в нижних этажах. От площади
расходились главные улицы, узкие фасады
двух-, реже трёх -этажных домов с высокими,
фронтонами выстраивались вдоль улиц
и набережных. Города окружались мощными
стенами с богато украшенными проездными
башнями. Замки постепенно превращались
в сложные комплексы крепостей, дворцовых
и культурных сооружений. Обычно в центре
города, господствуя над его застройкой,
находился собор, становившийся средоточием
городской жизни. В нем наряду с богослужением
устраивались богословские диспуты, разыгрывались
мистерии, происходили собрания горожан.
Собор мыслился своего рода сводом знания
(главным образом богословского), символом
Вселенной, а его художественный строй,
сочетавший торжественное величие со
страстной динамикой, изобилие пластических
мотивов со строгой иерархической системой
их соподчинения, выражал не только идеи
средневековой общественной иерархии
и власти божественных сил над человеком,
но и растущее самосознание горожан, каркас
из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн)
и опирающихся на них стрельчатых арок.
Структура здания складывается из прямоугольных
ячеек (травей), ограниченных 4 столбами
и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами
образуют остов крестового свода, заполненного
облегченными небольшими сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.
На
фасадах соборов варьируются
стрельчатые арки и богатые архитектурно-
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Смелая
и сложная каркасная
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В
поздней Готике, получили распространение
скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие
деревянную раскрашенную и позолоченную
скульптуру и темперную живопись на деревянных
досках. Сложился новый эмоциональный
строй образов, отличающийся драматической
(нередко экзальтированной) экспрессией,
особенно в сценах страданий Христа и
святых. К лучшим образцам французского
готического искусства принадлежат
мелкая скульптура из слоновой кости,
серебрянные реликварии, лиможская эмаль,
шпалеры и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.
В
конце 13 начале 14 века строительство
соборов во Франции переживало кризис:
архитектурные формы стали суше, декор
обильнее, статуи получили одинаковый
подчёркнутый З-образный изгиб и черты
куртуазности.
4.Список
использованной литературы.
1.
Большая художественная энциклопедия.
I – II том. 1980г.
2.
Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей.
Москва, 1983г.
3.
Белова О.Ю. История искусств. М., 1997.
4.
Дмитриева Н. Краткая история искусств.
М.: Искусство, 1991.
5.
История искусств. Минск: Литература, 1997.
6.
Мартынов Ф.В. Мировая художественная
культура. М. 2000.
7.
Гуревич А. Я. Категории средневековой
культуры; М., 1984.
8.
Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура
безмолвствующего большинства. М., 1990.
Информация о работе Архитектурные стили Средневековой Европы