Барокко, как художественный стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:39, реферат

Описание

Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии.

Содержание

1. Барокко как художественный стиль……………………………….3
2. История………………………………………………………………4
3. Черты барокко……………………………………………………….4
4. Эпоха барокко……………………………………………………….5
5. Человек эпохи барокко……………………………………………...7
6. Барокко в живописи…………………………………………………8
7. Барокко в архитектуре……………………………………………..11
8. Барочная мода……………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

Барокко как художественный стиль..docx

— 1.41 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

НА ТЕМУ:

«БАРОККО КАК  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

2012 г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Барокко как художественный  стиль……………………………….3

2. История………………………………………………………………4

3. Черты барокко……………………………………………………….4

4. Эпоха барокко……………………………………………………….5

5. Человек эпохи барокко……………………………………………...7

6. Барокко в живописи…………………………………………………8

7. Барокко в архитектуре……………………………………………..11

8. Барочная мода……………………………………………………...12

Список литературы…………………………………………………………...15

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барокко как художественный стиль

   

Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.

Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.

Особенность барокко - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством.

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее  творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный  им плафон в церкви Сант-Иньяцио  в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко  к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области  искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро  распространилось за пределы "вечного  города". В каждой стране Барокко  искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно  становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской  Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду  более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь  заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

 

История

В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются  в том, чтобы их силу и состоятельность  увидели все, но поскольку денег  на постройки палаццо не было, знать  обратилась к искусству, чтобы создать  иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который  может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

 

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию  и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии  отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля  сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся  в античности представления о  мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление  о человеке как о разумнейшем  существе. По выражению Паскаля, человек  стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

 

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает  огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно  добавить ещё появление качелей  и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает  традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому  барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово  «барокко» иногда возводят к обозначению  одного из видов умозаключений в  средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко

Барочный человек отвергает  естественность, которая отождествляется  с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.


А идеалом мужчины в  эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

 

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах  разума. Нужду не терпеть, но «благообразно  в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется  в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки  и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры  — в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий  Архитектор, который создал мир подобно  тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного  мировоззрения как механицизм. Закон  сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил  от своих трудов и никак не вмешивается  в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями  Просвещения являются не пророки  и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон  всемирного тяготения и пишет  фундаментальный труд «Математические  начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию «Система природы» (1735). Повсюду в  европейских столицах учреждаются  Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные  живые организмы (1675). Огромные парусники  бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи  становятся путешественники и искатели приключений: судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен.

 

Барокко в живописи


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Караваджо. Призвание апостола Матфея

 

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые  характерные черты барокко —  броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса  и Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.

Барокко в архитектуре

                                         

Рис. 4. Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

                                  

Рис. 5. Церковь  душ в чистилище в городе Рагуза,

образец сицилийского барокко

 

                                         

Рис. 6. Замок Милотице, Чехия

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф  Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре  самым видным представителем барокко  искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла  Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).

Информация о работе Барокко, как художественный стиль