Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:48, доклад
Барокко (итал . barocco, - странный, причудливый) - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание.
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
В настоящее время термин барокко употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века.
Во Франции преобладает тип дворца п - образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором перед фасадом. Двор отгорожен от улицы железной решёткой с позолотой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Почётные дворы имели и отели-особняки более интимного характера, получившие распространение в XVII веке.
Со временем загородные замки приобретают всё более дворцовый вид. Железные мосты через рвы заменяются каменными, связывающими постройки с парками. Благодаря нововведению архитектора Ж. А. Мансара, повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, в загородных дворцах, как и в городе, появляются мансарды. Если добавить к этому яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей "в шашечку", либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом, получается весьма живописная картина.
В строительстве городских и загородных особняков Фландрии преобладало подражание итальянским палаццо. Порталы украшались изогнутыми фронтонами, балконы - скульптурой и поддерживались кариатидами или атлантами. Из Германии заимствовались формы трансформированного барочного картуша, напоминающего очертания волны, маски, хряща или ушной раковины . Они сочетались с сочным растительным скульптурным орнаментом и придавали порталам пышные, выразительные очертания.
В Австрии особняки тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями-пилястрами, колоннами, арками со скульптурой.
Несколько выделялись из общего ряда постройки голландского барокко. Богатый бюргерский дом здесь выглядел значительно скромнее, чем дворцы Франции, Австрии и тем более Италии. Из-за дороговизны земли в Голландии были распространены лишь крохотные садики позади здания. Традиционно высокий фронтон усиливал вертикальную вытянутость трёх - четырёхэтажного дома. Красный кирпич, из которого возводились постройки, дополняли ордерные детали из белого камня, использовавшегося в отделке.
Частные интерьеры барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось в первый же миг, едва входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницей, над которой, в вышине, ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр.
Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра - остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, живописью, зеркалами. Здесь сосредоточивались коллекции произведений искусства хозяев дома. Окна галерей как правило выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства, единения архитектуры и природы.
Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками - характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного , а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы.
Стиль барокко оказал значительное влияние на развитие паркового искусства. Не случайно великий английский учёный того времени Френсис Бэкон в своём знаменитом эссе "О садах" писал, что "сад - самое чистое из всех наслаждений" и что без него "здания и дворцы - всего лишь грубые творения рук".
Говоря современным языком, владельцы домов превратились в настоящих фанатов обустройства садов. На их разведение тратились немалые средства. В отличие от ренессансного, барочный сад не был "учёным" местом для размышлений, хотя его устроение, полное аллегорий, служило познанию мира. Но в данном случае задача ставилась другая: прежде всего - удивить новизной замысла, остроумием, разнообразием зрелищных эффектов. Что соответствовало эстетике барокко в целом.
В Европе
получил распространение
Всюду скрывались аллегории, предназначенные для прочтения и разгадывания. Статуи изображали аллегорических персонажей, связанных с темой природы, моря, гроты символизировали уход в прошлое. И в то же время эта непростая иносказательность уживалась с поражающей воображение броскостью, неожиданными эффектными поворотами мысли. "Поэта цель - чудесное и поражающее", - писал известный поэт Дж Б. Марино. Во всём присутствовал элемент игры, театральности.
Стрижка деревьев в виде фигур людей, животных, ваз, архитектурных деталей вполне отвечала эстетике века, ценившего всяческие курьёзы. Фонтаны-шутихи окатывали струями воды случайно их задевшего. Неожиданно обнаруживающиеся в конце аллеи или дорожки "зелёные кабинеты" посвящались статуе или фонтану. Барочные сады в равной степени были предназначены и для праздничных действ с цветными фейерверками по ночам, и для уединённого отдыха. Прогуливающийся среди этих красот природы и труда (теперь появилась постоянная должность садовника) был очарован разнообразием и полихромией увиденной картины. Для театральных постановок специально возводились павильоны в виде полукруглых стен из туфа с нишами, населёнными статуями.
Сад барокко обсаживался плотными рядами деревьев или кустарников, определяющими его чёткие границы. Популярные в Европе ароматические растения создавали разнообразные обонятельные эффекты. Среди увлекающихся садоводством особенно ценились луковицы тюльпанов, привозимые из Голландии и стоившие очень дорого даже на родине.
В целом сад отличался пышной растительностью, скрывавшей здание. Огромное значение придавалось видам из окон, с балконов, со смотровых площадок в самом саду, перспективам. Иллюзия раскрытия пространства в глубину, кропотливо создаваемая в доме, продолжала успешно развиваться и за его пределами.
Барокко существовало не само по себе, а наряду с другими стилями: классицизмом, а в XVIII веке - с рококо. Причём последнее в дальнейшем явится завершением стиля барокко, и современники даже назовут его "плохим барокко". Имея в виду, с одной стороны, его совершенно новые черты, а с другой, выражая этим пиетет к уходящей эпохе великого стиля.