Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа
Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. [2, т.82] Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых). С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете. [2, т.82]
Введение...................................................................................................................3
Раздел 1. Музей – что это.........................................................................................
1.1 История создания музеев……………………………………………………..5
1.2 Музеи Беларуси……………………………………………………………….9
Раздел 2. Анализ белорусского участия в международной акции «Ночь музеев»………………………………………………………………………………
2.1 История происхождения международной акции «Ночь музеев»………...12
2.2 Как акция «Ночь музеев» проходит в Европе…………………………......14
2.3 «Ночь музеев» в Беларуси, на примере Национального художественного музея……………………………………………………………………………...16
Заключение.............................................................................................................22
Список используемых источников……………………………………………..25
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»
Кафедра Культурологии
курсовая работа
по дисциплине: Теория, история и практика международных культурных связей
на тему: Белорусское участие в международной акции «Ночь музеев»
Студент факультета гуманитарный
5 курс, группа 3212408 ___________ Апет Е.М.
(подпись)
Руководитель
Зименко А.А.
Минск 2012г.
Содержание
Введение......................
Раздел 1. Музей – что это...........................
1.1 История создания музеев……………………………………………………..5
1.2 Музеи Беларуси…………………………………………………………
Раздел 2. Анализ белорусского
участия в международной акции «Ночь музеев»……………………………………………………………
2.1 История происхождения международной акции «Ночь музеев»………...12
2.2 Как акция «Ночь музеев» проходит в Европе…………………………......14
2.3 «Ночь музеев» в Беларуси,
на примере Национального художественного
музея…………………………………………………………………
Заключение....................
Список используемых источников……………………………………………..
Введение
Музей — учреждение, занимающееся собиранием,
изучением, хранением и экспонированием
предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской
деятельностью. [2, т.82]
Раздел 1. Музей – что это
1.1 История создания музеев
Сейчас мы ходим по залам музеев,
восхищаясь бессмертными творениями великих
мастеров искусства и с любопытством
рассматривая предметы старого быта.
На выставках нам показывают древние
и редкие монеты, почтовые марки
и книжные знаки. Но, восторгаясь
богатством музейных экспонатов, мы редко
думаем о тех людях, которые собрали
воедино и сохранили то, что
теперь составляет национальную гордость
страны. Имена многих из них давно
забыты или затерялись в грудах архивных
бумаг, но продолжает жить их дело, растет
племя коллекционеров, благодаря
знаниям, любви к искусству и
энергии которых сохранены
Античный период
Первый Мусейон как учебное заведение был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до нашей эры. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовались как наглядные пособия для обучения. В отличие от других школ, Мусейон субсидировался государством, и сотружники получали жалование. Главный жрец (директор) назначался Птолемеем. К I в. до н. э. библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Мусейон и большая часть Александрийской Библиотеки были уничтожены пожаром в 270 году нашей эры. В античной Греции по традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвященные этим богам или музам. Позднее в античном Риме к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Гостям на виллах богатых и знатных людей того времени были часто показаны произведения искусства, захваченные во время войн. Римский император Адриан приказал изготовить копии скульптур и иных произведений искусства, которые произвели на него впечатление в Греции и Египте. Вилла Адриана, украшенная копиями египетских раритетов, стала прообразом современного музея.[4, с.6]
Азия
С самого начала второго тысячелетия нашей эры в храмах Китая и Японии стали возникать собрания произведений местного прикладного искусства. Особенно изысканная коллекция — Shosõ-in, со временем сложилась в храме в Нара.[4, с.9]
Средние века
В Средние века произведения искусства (ювелирные изделия, статуи и манускрипты) порою представлялись для обозрения в монастырях и церквях. С VII века предметы, захваченные в войнах в качестве трофеев, также стали экспонироваться. В военные времена из этих запасов зачастую оплачивались выкупы и прочие расходы. Таким образом, сокращались или пополнялись запасники и хранилища. Например, количество сокровищ Реймсского собора напрямую зависело от военных успехов французов. [4, с.12]
Галереи и кабинеты
В ранний период Ренессанса Лоренцо де Медичи дал указания по созданию во Флоренции Сада Скульптур. В XVI веке было модно размещать в больших и длинных коридорах дворцов скульптуры и картины. В XVII веке при строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. С этого момента понятие «галерея» стало применяться также и в коммерческом смысле. К этому времени в княжеских особняках стали специально создавать помещения для произведений искусства. Эти помещения стали называть кабинетами (от французского — cabinet: соседняя комната). В начале кабинетом был шкаф для хранения маленьких предметов искусства. Затем уже стали кабинетом называть комнаты. Сначала в конце XVI века кабинеты стали распространяться в Италии, а вскоре и по всей Европе. В Германии наряду с предметами искусства стали создавать коллекции необычных вещей — Wunderkammer. Галереи и кабинеты поначалу служили для личных развлечений, но к концу XVII — началу XVIII века приняли общественный характер. [4, с.14]
Первые современные музеи
В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой
частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg
были два дня в неделю разрешены для показа
публике (в первую очередь для студентов
и деятелей искусства). Позже они были
переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из
личного собрания короля Франциска I XVII века.
Музеи XVIII-го века:
1.2 Музеи Беларуси
Первые музейные коллекции
Беларуси собирались в резиденциях
крупных феодалов, в монастырях,
братствах и храмах в XVI–XVIII веках.
Самые значительные – коллекции
князей Радзивиллов и Сапегов, наиболее
влиятельных магнатов Великого княжества
Литовского. Эти коллекции переходили
из поколения в поколение и включали фамильные
драгоценности, редкие архивные материалы
и книги, оружие, нумизматические коллекции,
произведения изобразительного искусства
и многое другое.
В XVIII–XIX веках появились первые учреждения
музейного типа. Первый исторический музей
в Беларуси был открыт в Логойске Константином
и Евстафием Тышкевичами в 1842 году. В конце
XIX века открылся первый общедоступный
музей в Вильно. Основные коллекции Виленского
музея древностей отражали материальную
и духовную культуру белорусов.
В конце XIX – начале XX века было организовано
несколько церковно-археологических музеев.
Во время 1-й мировой и гражданской войн
многие музейные коллекции были либо уничтожены
в ходе военных действий, либо вывезены
за пределы Беларуси. В 20-40-е годы ХХ в.
проводилась политика по возрождению
музейной деятельности. Вторая мировая
война нанесла невосполнимый урон музейному
делу в Беларуси. Многие историко-культурные
ценности были уничтожены. Большинство
музеев Беларуси были разграблены. В послевоенный
период проводилась работа по восстановлению
музеев, а также по сбору и систематизации
сохранившихся и вернувшихся из эвакуации
музейных ценностей.
Начало 1990-х гг. открыло новый этап в музейном
деле Беларуси. Изменения в политической
и экономической сферах, распад СССР коренным
образом изменили условия жизни музеев.
Во многих музеях закрываются экспозиции
по истории советского общества, открываются
выставки по истории дореволюционной
Беларуси, популярные историко-бытовые
экспозиции. Возрастает значение общественной
инициативы в музейном деле, открываются
частные художественные галереи (художественный
центр «Жильбел», галерея «Вильнюс», галерея
визуальных искусств «Nova»). Происходит
передача церкви ряда культовых памятников,
в которых находились музеи. Идут интенсивные
творческие поиски в области музейного
проектирования, экспозиционно-выставочной
деятельности, музейной педагогики.
На сегодняшний день в системе Министерства
культуры Беларуси работают 149 музеев
и свыше 60 филиалов. Все музеи распределены
по профильным группам следующим образом:
краеведческие – 50%, исторические – 17%,
художественные – 18%, литературные – 10%,
музеи-заповедники – 2%, природоведческие
– 2%, другие – 1%. По данным на 2008 год, в
музеях хранилось свыше 2,7 млн. предметов
коллекций основного фонда. Ежегодно государственный
музейный фонд увеличивается на 2%. Кроме
государственных, в республике действуют
более 200 ведомственных, примерно 1,5 тыс.
школьных и 15 частных музеев. В 2009 году
музейную сеть пополнили Музей национальных
культур в городском поселке Ивье, Музей
истории города Гомеля. В нынешнем году
в Гомельской области открылся Музей криминалистики,
в Минске – Художественная галерея Михаила
Савицкого.
Сегодня идет активная работа по музеефикации
дворцово-паркового ансамбля Радзивиллов
в Несвиже и замкового комплекса в городском
поселке Мир. Это сложная задача – насыщение
предметами экспозиций, поскольку музейных
предметов в Мире и Несвиже практически
не осталось.
Задача создания новой экспозиции стоит
перед Национальным историческим музеем,
Белорусским государственным музеем истории
Великой Отечественной войны. Музей истории
Великой Отечественной войны сейчас работает
над тематико-экспозиционными планами
и, в частности, создает музейную площадку
«Старая государственная граница» в центре
экологического туризма Станьково.
В 2004 г. Министерство культуры Республики
Беларусь утвердило Концепцию развития
музейного дела в Республике Беларусь.
Это стратегический документ, который
определяет перспективы и направления
развития музеев Беларуси. В нем предусматриваются
дальнейшее усовершенствование системы
управления, модернизация материально-технической
базы, структурное реформирование всех
видов музейной деятельности, развитие
новых информационных технологий и повышение
профессионального потенциала музеев,
а также разумная коммерциализация их
деятельности, направленная на повышение
доходов музейных учреждений.
Музейный фонд Беларуси является неотъемлемой
частью национального культурного наследия,
и его охрана – это важнейшая обязанность
музея как социального института. [5]
Раздел 2. Анализ белорусского участия в международной акции «Ночь музеев»
2.1 История происхождения
международной акции «Ночь
Впервые «Ночь музеев»
была проведена в Берлине в 1997.,
вошедшая в историю как "Долгая
ночь музеев" (Lange Nacht der Museen). Мероприятие
проводится в Германии дважды в год в последнюю
субботу января и августа. Первая «ночь»
имела большой успех и уже в следующем
году к акции присоединились еще 20 городов
Германии.
Информация о работе Белорусское участие в международной акции «Ночь музеев»