Библиотечное дело в Томске в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 07:54, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена истории возникновения библиотечного дела в Томске в XIX веке. На сегодняшний день эта тема не перестает быть актуальной. Историки продолжают узнавать все новые факты о библиотеках, всплывают новые имена выдающихся людей, чья деятельность как-то связана с библиотечного дела в Томске. Вместе с тем меняются точки зрения историков на те или иные вопросы. И, наконец, история библиотечного дела напрямую связанна с историей культуры нашего родного города, что делает изучение данной темы еще интересней и актуальней.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1) Культурное развитие города Томска в XIX веке………………………….....5
2) Библиотечное дело в Томске (XIX век)…………………………………….17
3) Петр Иванович Макушин и его вклад в развитие библиотечного дела в Томске…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1) Культурное развитие города Томска в XIX веке………………………….....5

2) Библиотечное дело в Томске  (XIX век)…………………………………….17

3) Петр Иванович Макушин и его вклад в развитие библиотечного дела в Томске…………………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….36

Список  литературы………………………………………………………………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Данная  курсовая работа посвящена истории  возникновения библиотечного дела в Томске в XIX веке. На сегодняшний  день эта тема не перестает быть актуальной. Историки продолжают узнавать все новые факты о библиотеках, всплывают новые имена выдающихся людей, чья деятельность как-то связана с библиотечного дела в Томске. Вместе с тем меняются точки зрения историков на те или иные вопросы. И, наконец, история библиотечного дела напрямую связанна с историей культуры нашего родного города, что делает изучение данной темы еще интересней и актуальней.

     Изучением этой темы и темы общекультурного  развития города уже много лет  занимается немало томских историков, исследователей и библиотековедов. Одним из них является Н.И. Сазонова написавшая книгу “История Томска: курс лекций”1 в которой она рассматривает уровень культуры города Томска на протяжении всей истории его существования. Она довольно подробно рассматривает XIX век. Развернутое описание состояния культура в городе есть и в “Очерки истории города Томска (1604 – 1954)”2. Так же эта тема широко раскрывается в работе “Томск. История города от основания до наших дней”3. В ней содержится общая характеристика всех аспектов культуры города XIX века. Тема открытия библиотек показана в работе “Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока”4. Здесь библиотеки рассматриваются как учреждения распространения сибирской книжной культуры. Открытие библиотек сыграло большую роль в развитии науки и культуры. Информацию о библиотечном деле в Томске XIX века можно найти в “Библиотечной энциклопедии”5 и энциклопедии “Томск от А до Я”6. В них можно найти краткую информацию о библиотеках города и о деятелях причастных к развитию библиотечного дела в Томске.

     Объектом  исследования стало библиотечное дело в Томске в XIX веке. Предметом же является культурное развитие Томска, уровень  грамотности и науки, просветительская деятельность отдельных граждан, их влияние на развитие библиотечного и издательского дела, а также влияние культурного уровня развития города на открытие и создание городских бесплатный и научных библиотек в Томске.

     Целью данной курсовой работы является изучение XIX века как важнейшей ступени развития библиотечного дела города Томска. Для ее осуществления автором был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить культурный уровень развития Томска в XIX веке и его влияние на строительство библиотек; во-вторых, рассмотреть библиотечное дело в Томске, открытие библиотек разный типов; в-третьих, рассказать о том какой вклад в развитие библиотечного дела сделал Петр Иванович Макушин – видный сибирский просветительский деятель.

     В данной курсовой рабате использован  исторический метод исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Культурное развитие города Томска в XIX веке

      Говоря  о томском обществе и его интересах первых десятилетий XIX века, нельзя не сказать о школах, библиотеках, искусстве. Эта сфера жизни Томска, правда очень медленно, стала складываться с конца восемнадцатого столетия.

     В первой половине XIX века Томск получает новый статус – центра губернии, что дает городу дополнительные перспективы  развития. Продолжается рост территории (образование новых районов) и  населения города. Подъем в экономике с новой силой ускоряется после начала в 1828 году “золотой лихорадки”, определившей облик Томска – торгового и транспортного центра, центра экономической жизни Западной Сибири – на следующие десятилетия.7

     На  протяжении всего девятнадцатого века отсталая Сибирь остается излюбленным для правительства местом ссылки политических и уголовных преступников из Европейской России.

      Ссылая  сюда преступников, царское правительство преследует двоякую цель. Во-первых, заселить и освоить колоссальные свободные пространства Сибири в интересах государственной казны, а также обеспечить даровой рабочей силой заводы и рудники Алтайского и Нерчинского округов.

      “Уголовные”, среди которых большинство составляли ссыльные помещичьи крестьяне, в  Сибири распахивали новые земли, распространяя более высокую земледельческую культуру Центральной России, основывали новые села и деревни, поставляли кадры рабочих на сибирские предприятия и в города. Политические ссыльные способствовали росту культуры Сибири, они давали кадры учителей, врачей, научных исследователей и т. д. Социальный состав политических ссыльных исторически отражал в себе сменявшие друг друга в революционном движении социальные слои и классы.

     В первой половине XIX века значительно  повысился уровень общекультурного  развития, что во многом определялось культурно-просветительной деятельностью политических ссыльных. Декабристы, петрашевцы составляли большую культурную силу. Ссыльные (в частности, Гавриил Степанович Батеньков) занимались распространением грамотности, научной деятельностью и журналистикой. Они оказали глубокое влияние на местную интеллигенцию, способствуя ее пробуждению к общественной работе.8

     В 1804 году возникла томская дирекция училищ, призванная надзирать за школами. В Сибири появились гимназии, уездные приходские училища. Однако число их было весьма ограничено. В городе действовало только малое народное училище, открытое в конце XVIII века. Первое в Томске учебное заведение – духовная школа, преобразованная в 1807 году в духовно-уездное училище, - находилось в другом ведомстве и дирекции училищ не подчинялось.9 Нельзя, чтобы все предложение было в скобках.

     Учитель малого народного училища С. Иконников  ежемесячно подавал рапорты об успехах  и способностях своих учеников в  дирекцию. Из этого документа за 1804 год видно, что в училище было три класса – первейший, первый и второй, в них обучалось около 60 ребят – от шестилеток до пятнадцатилетних подростков. Единая для всех дата начала обучения отсутствовала, каждый из учеников начинал ходить в класс в удобное для него время: одни поступили в обучение в марте, другие в апреле. Соответственно, каждый ученик учился как бы по индивидуальной программе, остается, правда, не совсем ясным, как один учитель справлялся со всеми ними.10

     Дети  в училище собирались самые разные – из крестьянских, мещанских, чиновничьих семей, здесь же отпрыски именитых тогдашних купцов, например Дмитрий Шутов, Николай Мыльников, Александр Коломыльцев. В 1804-м году учился в первом классе и девятилетний Иван Асташев, сын титулярного советника, будущая томская знаменитость. В примечаниях учителя о нем сказано: “Прилежен, поведение не худо, занятий не пропускает, успевает понять”.11

     В 1811-м малое народное училище было преобразовано в уездное с  более углубленной программой. Дети обучались в нем чтению, письму, Закону Божию, чистописанию, латыни, арифметике и геометрии, российской и всеобщей географии, российской истории. Тогда в каждом из трех классов преподавал уже отдельный учитель, был назначен и директор. Одно время в училище действовал класс с ланкастерской системой обучения (система взаимного обучения в начальной школе, при которой более успешные ученики под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися), имелись библиотеки и минералогический  кабинет. Интересно, что окончившие уездное училище обладали довольно большим объемом знаний. В частности, выпускник 1831 года Егор Завьялов вскоре после окончания учебы стал учителем первого в Томске приходского начального училища (открывшего в 1829 году). Поработав несколько лет, он выдержал экзамен на звание учителя и указом Правительствующего Сената был исключен из податного сословия, получил чин 14-го класса.

     Начальство  было довольно молодым учителем, Штатный  смотритель уездного училища Ф. Вячеславов сообщал о нем: “Обозревая в течение года вверенное мне приходское училище, каждый час замечал я особенную ревность учителя оного училища Егора Завьялова в преподавании детям, под его руководством находящимся, первоначального образования. Таковые замечания мои оправдались, ибо в уездное училище, в сравнении с прошлым годом, поступило и большее количество учеников, и с лучшими познаниями”.12

     Настало время, когда ни уездное, ни тем более  начальное приходское училище уже  не могли удовлетворить потребности Томска в образованных людях. Мысли государственных мужей в городе все чаще обращались к указу российского императора, данному еще в 1828 году, чтобы «… иметь в каждой из сибирских губерний по одной гимназии». Сам император обратил особое внимание на недостаток учителей в Томской губернии. Однако инициативу образованных томичей в открытии в городе среднего учебного заведения сдерживала не только вполне понятная робость перед большим новым делом, а и материальные трудности. Беден был город подходящими домами, не очень-то охотно отзывалась городская дума на нужды образования. Ведь то же приходское училище, для которого дума приобрела все же у купца Квасникова каменный дом, страдало годами: крыша протекала, печи разваливались, столы и лавки учеников требовали ремонта.

     В конце концов, в 1837 году в Томске началась подготовка к открытию гимназии, сняли для нее двухэтажный каменный с деревянным флигелем дом купчихи Е. Хлебниковой, озаботились приглашением учителей. Первым директором и организатором гимназии стал Иван Григорьевич Новотроицкий,  выпускник главного педагогического института в Петербурге по физико-математическим наукам, бывший директор уездного училища. Оттуда же перевели и первых учеников.

     Торжество открытия Томской губернской мужской  гимназии состоялось 10 декабря 1838 года. В гимназии собралось все губернское начальство во главе с губернатором, а одновременно и попечителем учебных заведений губернии, горным инженером, генерал-майором Ф. Ф. Бегером После прочтения высочайшего указа об открытии гимназии совершено было богослужение. На следующий  день начались занятия.13

     Учились в гимназии дети дворян, купцов и мещан. Но это учебное заведение оканчивали единицы. С 1844 по 1859 год его окончило всего 112 человек, то есть 7 человек в год. Основная масса населения – крестьяне – была лишена возможности учиться. В 1860 году на всей территории Западной Сибири в школах всех ступеней училось лишь 64 мальчика из крестьян и казаков. В Сибири были целые волости, в которых население не умело ни читать, ни писать.14

     Окончившие  гимназию получали право на 14-й класс  по Табели о рангах и преимущества в поступлении на службу. Часть их сразу же уезжала в ближайший тогда к Томску Казанский университет за тем, чтобы, получив высшее образование, вернуться в Сибирь. Так поступил, например, Филолог Рудаков, окончивший гимназию в первом выпуске. После обучения в Казанском университете он преподавал в родной Томской гимназии, позже был директором гимназии и училищ Тобольской губернии, затем – главным инспектором училищ Восточной Сибири. Выпускник Томской гимназии и Казанского университета Михаил Берестов впоследствии служил председателем Томского губернского правления.

     Конечно, жизнь Томской гимназии не была безоблачной, не все ее преподаватели отличались преданностью делу, не все ученики – прилежанием и одаренностью. О темных сторонах гимназического существования середины XIX–го столетия с болью писали бывшие ученики Николай Наумов и Николай Ядринцев. Последнего особенно угнетало то, что гимназические учителя «постепенно теряли свои знания, забывали, обленивались, усваивали жизнь и привычки невежественной среды, пускались до мещанской жизни или спивались и сходили с ума… Всякая интеллигентность стерлась, науки как будто и не существовало. Педагоги потеряли до того уже всякий образ образованных людей, что перепугались, когда приехал в Томск известный литератор C. В. Максимов описывать Сибирь и каторгу…»15

     Первое  женское учебное заведение в  Томске (частное) открылось только в 1844 году, в нем училось 21 человек.

     Ко  второй половине XIX столетия в Томске создана система образовательных  учреждений. Здесь работают мужская и женская гимназии, духовное училище, начальные школы.16

     До  половины XIX века Томск не имел понятия  о театре, и только в 1848 году сюда заехала странствующая труппа актеров. О труппе известно, что руководил ею некто Маркевич, и артистов было немного. Первый спектакль был дан в помещении манежа гарнизонных казарм (сейчас здесь стадион “Труд”) и прошел при полном аншлаге. Вскоре после отъезда   труппы Маркевича в городе появились самодеятельные любители театра, за небольшую плату ставившие спектакли для солдат местного гарнизона, так как играть спектакли можно было только в гарнизонном манеже, здания для театра в городе не было.

     Лишь  в конце первой половины XIX века (в 1850 году) в Томске в городской роще (на месте нынешнего главного корпуса медицинского университета) было построено деревянное здание первого театра. Городской глава, золотопромышленник Николай Филимонов добавил собственные средства на его строительство. С этого времени Томск получил возможность постоянно принимать у себя артистов. Постоянной труппы в городе не было, и в ожидании странствующих актеров театр порой пустовал несколько лет подряд.17

Информация о работе Библиотечное дело в Томске в XIX веке