Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:30, реферат
Одним из наиболее интересных и значимых в казахской среде является брачный обряд, в котором, как в зеркале, отражаются характерные национальные особенности казахского народа. По-существу все известные нам источники говорят о наличии у казахов моногамного брака, на заключение которого накладываются определенные ограничения, предупреждающие кровнородственные браки.
Реферат на тему
«Брачный обряд казахского народа»
Выполнила ученица 9 «В» класса
Гимназии №5
Жучкова
Анна.
16.11.2011
Брачный
обряд
Одним из наиболее интересных и значимых
в казахской среде является брачный обряд,
в котором, как в зеркале, отражаются характерные
национальные особенности казахского
народа. По-существу все известные нам
источники говорят о наличии у казахов
моногамного брака, на заключение которого
накладываются определенные ограничения,
предупреждающие кровнородственные браки.
В связи с этим. по казахской традиции,
не могут вступать в брак представители
одного рода, состоящие в родстве менее,
чем в седьмом колене, либо проживающие
на территориях, разделенных менее, чем
семью реками. Причем, даже при выполнении
этих условий, на брак требуется специальное
разрешение главы рода и аксакалов. Такого
рода ограничения способствуют предупреждению
кровнородственных смешений и обеспечивают
здоровое потомство и процветание нации.
Брачное соглашение может достигаться
двумя способами: во-первых, путем договора
между родителями той и другой стороны,
когда глава семьи жениха едет с данным
предложением к родителям невесты, что
обычно и происходит; во-вторых, сторона
жениха уполномочивает на это близкого
друга. Заключение подобного соглашения
предусматривает, с одной стороны, определение
соответствия имущественного положения
той и другой стороны (кстати сказать,
тоже законодательно запрещенного, но
широко практикуемого в последние годы),
а с другой - знакомство с матерью невесты.
Последнее обстоятельство, не лишенное
на наш взгляд логики, нашло свое отражение
в одной из казахских пословиц, которая
по-русски звучит примерно так: "Мать
- это тень дочери, у хорошей матери, и дочь
будет хороша". Завершением брачного
соглашения завершается первый акт обряда
и определяется день, когда родители жениха
и его ближайшие родственники должны будут
подарить отцу невесты киiт - лошадь, халат
и другие подарки в зависимости от имущественного
положения семьи. В этот день семья невесты
организует пиршество с приглашением
близких родственников, на котором уточняются
все вопросы, связанные с предстоящей
свадьбой. Обязательным ритуалом этого
этапа обряда является забой коричнево-белоголового
барана (ни в коем случае не черного), что
является хорошим предзнаменованием.
Во время тоя родственники жениха чинно
восседают за дастарханом, а родственники
невесты обслуживают их, подавая чай, кумыс,
мясо. Непременным спутником завершающейся
стадии пиршества является обнос гостей
чашей с айраном, в которую накрошены кусочку
зажаренного курдюка, и увеселительные
игры на реке девушек женской половины
с юношами мужской. Перед отъездом родственники
невесты одаривают родственников жениха
соответствующими подарками, ценность
которых также зависит от имущественного
положения семьи. Этим актом завершается
окончательное заключение брачного соглашения,
и отношения между сторонами вступают
в новую фазу. Сторона жениха выплачивает
семье невесты обусловленный калым, размеры
которого находятся в строгом соответствии
с имущественным положением семьи. Как
правило, достаточно богатые семьи отдают
77 голов лошадей, семьи среднего достатка
- 47, небогатые - 17, если нет лошадей, отдается
их эквивалент другими видами скота. Когда
большая часть калыма выплачена, родственники
жениха могут назначить день свадьбы.
При этом сторона жениха организует Жертыс-той,
приглашая всех родственников посмотреть
и оценить подарки, предназначенные жениху.
Друзья и родственники также приносят
подарки, дополняя тем самым недостающую
их часть, что является одной из характерных
черт взаимопомощи в казахской среде.
С завершением этого обряда сторона жениха
уведомляет родственников невесты, что
они готовы привести свадебные подарки
- джартыс. Получив такое извещение, семья
невесты назначает день, когда она будет
готова принять гостей. В этот день, жених,
сопровождаемый родителями, ближайшими
родственниками родителей, своими братьями
и сестрами, зятьями и снохами, направляется
к невесте. Не допускается, чтобы жених
входил в юрту своих будущих тестя и тещи
одновременно с родителями и старшими
родственниками, поэтому, не доезжая до
дверей юрты 300-500 метров, он сходит с коня
и отходит в сторону. Родители невесты
принимают родственников жениха и вводят
из в юрту, а подруги невесты, сопровождаемые
молодыми женщинами, смеясь идут встречать
жениха. В дверях его встречают тесть и
теща, которая из находящегося в ее руках
большого блюда разбрасывает над головой
будущего зятя сладости, баурсаки и курт.
Находящиеся вокруг молодежь и ребятишки
должны наперебой подбирать пищу с земли.
Этот обряд называется казахами чашу и
означает, что родители невесты желают
жениху счастья и процветания. В этот день
сторона невесты режет барана и устраивает
пир в честь будущего зятя. Звучит домбра,
танцы сменяют айтысы и песни. На второй
день родственники невесты выбирают двух-трех
опытных молодых женщин разобрать подарки
жениха и оценить их с целью определения
из соответствия имущественному положению
жениха. Кроме того, родственники жениха
должны каждому из родственников невесты
приподнести отдельный подарок, а матери
невесты - выкуп за то, что она вскормила
ее грудью (как правило, в пересчете на
стоимость скотом) и предоставить соответствующее
число баранов для организации свадебного
пира в доме невесты. После того, как жених
будет встречен и войдет в юрту родителей
невесты, он может находится в ней, либо
в отдельной юрте веселиться с молодежью.
Однако при этом жених и невеста не должны
разговаривать и контактировать между
собой, а могут лишь обмениваться молчаливыми
взглядами. Ночью же, когда все уснут, жена
старшего брата невесты приводит ее в
отдельную юрту жениха, где они могут вступить
в половую связь, а жена старшего брата
за свое посредничество получает значительную
взятку от жениха. После оценки свадебных
подарков назначается день свадьбы, как
правило, не больше, чем через 15-30 дней.
Сам свадебный обряд у казахов, в отличие
от других мусульманских народов, не требует
освящения муллой. Достаточно, чтобы половины
жениха и невесты, а также все присутствующие
пропели свадебную песню "аужар".
Слова этой песни могут быть различными,
но мелодия всегда одна. Песнь разделяется
на пять частей: пролог, утешение, причитания,
плач расставания, песнь снятия покрывала
(вуали). В первый день свадьбы в дом жениха
приглашают старейшего члена рода, который
дает напутствие молодожену, в честь него
устраивается пир. На второй день отправляются
за невестой. Прежде, чем невесту увезут,
собираются все соседские юноши и девушки,
для них организуется угощение и несколько
певцов начинают утешать невесту, исполняя
свадебные песни "жар-жар", которые
весьма разнообразны по своему содержанию,
но смысловая нагрузка вполне определенная:
в этих песнях звучит тоска по покидаемым
местам и тревога за будущее своей соплеменницы
в чужом роде. Когда невеста подъезжает
к дому будущего жениха, находясь в центре
сопровождающих ее лиц, на одежде которых
повязана красная материя, она закрывает
лицо вуалью, а встречающие ее родители
жениха разбрасывают над ее головой курт,
баурсаки и сладости, аналогично тому,
как это делалось при посещении женихом
родителей невесты. Войдя в юрту, жених
и невеста прежде всего приветствуют огонь
очага, а затем отвешивают поклоны старшему
поколению и гостям. Певец, в руках которого
находится камча, с вплетенной в нее красной
нитью, начинает прославлять невесту и
описывать принесенные ей дары, постепенно
приподнимая покрывало, закрывающее ее
лицо. Этот обряд получил у казахов название
беташар. Содержание сопровождающей обряд
песни также произвольно, но в ней наряду
с достоинствами невесты, обязательно
перечисляются обязанности молодой жены:
уважение старших и родственников мужа,
преклонение перед мужем, оказание почета
и уважения гостям и постоянная улыбка
на лице, забота о домашнем очаге, уход
за мужем и т.д. В целом жанр этих песен
весьма разнообразен и краткому описанию
практически не поддается. Кроме традиционных
песен, свадебный обряд, как и любой праздник
у казахов, сопровождается традиционными
скачками и соревнованиями в верховой
езде во всевозможных видах, неизменным
состязанием акынов и пиршеством. Этим
свадебная церемония заканчивается, и
молодая супружеская пара выделяется
в отдельную ячейку рода, ведущую либо
самостоятельное хозяйство, либо на паях
с родителями мужа (в редких случаях - жены).
Брак.
«Адат» — запрещается брак между представителями одного рода до седьмого колена либо живущие на территории, не разделенной семью реками.
1.Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка
2.Девушек выдавали замуж в 13 — 14 лет, сыновей женили в 14 — 15 лет.
3.считается, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков
4.Юноша просил согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
5.законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты
6.часто невеста не знала своего суженого, но их родители были в дружбе.
7.Сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями.
8.Родственники юноши везли кольцо, два платка и два отреза на платье.
9.В доме невесты резали барана и готовили из него сорпу.
10.Родственница жениха надевала на безымянный палец невесты кольцо.
11.За смотрины будущей невесты, с гостей брали выкуп.
12.Обручение — особый день после, которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку.
13.вечером в комнату, где сидят гости, вводили невесту в сопровождении снохи
14.Сноха жениха надевала на невесту кольцо, ожерелье и серьги
15.Певец играет на «сазе» или «домбре» поет обрядовые песни «той бастар»
16.Танцуют только родственники жениха
17.День свадьбы назначают Аксакалы аула
18.В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки и остаются до утра.
19.Утром для соседей накрывали столы во дворе.
20.Родственники жениха и невесты танцуют и ждут главное угощение — «бесбармак».
21.Невесту вводили во двор дома под пение.
22.Впереди должен был идти один из родственников невесты.
23.Именно родной брат невесты обвязывал пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
24.Невесте давали проститься с родителями и увозили.
25.Невеста всё время праздника должна была находиться в отдельной комнате вместе со снохой, до самой брачной ночи.
26.Только на следующее утро невесту с прикрытым лицом выводили в главную комнату.
27.Лицо новобрачной открывали и требовали склонить голову в знак уважения.
29.«Бет ашар» — особая песня, исполняемая хором, предназначена для данной ситуации.
30.Сноха, держа молодую за руки, выводила её во двор, где её с песнями встречал жених с друзьями.