Брак в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:07, реферат

Описание

Древний Рим1. Более двенадцати столетий (с VIII в. до н.э. до V в. н. э) вбирает в себя история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений, систему римского права…

Содержание

Введение
1. Значение брака в Древнем Риме
2. Мотивы и предпосылки для вступления в брак
3. Помолвка и свадьба (дата, наряд, церемония, расходы)
4. Брачный договор, развод, новый брак, уклонение от брака
5. Виды брака
5.1 Брак "cum manu"
5.2 Брак "sine manu"
5.3 Другие виды брака
5.4 Брак между разными сословиями
6. Мораль и брак
6.1 Сексуальность и мораль
6.2 Измена
7. Римский брак в культуре
7.1 Божества, покровители брака
7.2 В искусстве
7.3 В литературе
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Брак в Древнем Риме.docx

— 55.79 Кб (Скачать документ)

Муж переносил жену через  порог нового дома, чтобы жена не споткнулась о него, что считалось плохим знаком. После этого жена оборачивала дверной косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула и Рема) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь. Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте.

Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в  браке, и отводили к кровати мужа.

На следующий день жена появлялась впервые в наряде матроны  и ещё раз приносила жертвы ларам и пенатам, а также получала подарки от мужа. В этот день молодая  семья устраивала праздничное застолье у себя дома в кругу близких  родственников и друзей (лат. repotia).

Расходы. Роскошь свадебных праздничных пиров император Август пытался ограничить законодательными мерами: затраты на свадьбу и последующее торжество не могли превышать 1000 сестерциев. Сумма слишком маленькая, поэтому, этот закон, вероятно, не соблюдался. Сумма увеличивалась ещё и за счёт того, что гостям в благодарность за оказанную дому честь, преподносили денежный подарок. Пары, не желавшие шума и больших растрат, предпочитали жениться в сельской местности.

4. Брачный договор,  развод, новый брак, уклонение от брака

 

Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.

Засвидетельствование  брака. Для брачного союза не существовало специальных юридических церемоний. Античные юристы рассматривали брак как обоюдное согласие на брак и совместное проживание. Так, Модестин писал: "Долговременную связь свободной женщины следует понимать не как конкубинат9, но как брак, если только она не промышляла своим телом".

Должна была присутствовать также склонность к браку - лат. affectio maritalis, что означало что пара признаёт друг друга как мужа и жену и соответственно ведёт себя. Другое важное обстоятельство: жена должна быть отведена в дом мужа, и согласно античным юристам, именно с этого момента начинался брак.

Также для того, чтобы  брак был признан законным, должны были выполняться условия (лат. conubium), указанные в семейном праве (см. раздел 2 (Мотивы и предпосылки для вступления в брак)), достигнут совершеннолетний возраст и получено согласие сторон.

Непризнание брака влекло за собой два последствия:

Дети от него считались  не имеющими отца и не состоящими в  его власти;

В случае прекращения неразрешённого брака никакие претензии по поводу приданого не принимались.

Развод. Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н.э. у Валерия Максима (когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) либо 231 (или 227) годом до н.э. у Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия).

К началу нашей эры разводы  стали встречаться всё чаще. Женщины  также разводились, однако в большинстве  случаев инициатива исходила от мужчин. Разводы встречались в высшем сословии чаще, чем в низших сословиях. Разводы не были исключением и  во времена империи, несмотря на законы императора Августа. Древнейшее требование о разводе встречается в Законах XII таблиц: "приказал своей жене взять  принадлежащие ей вещи и, отняв ключ, изгнал".

Уже во II веке развод превратился  в средство избавления от надоевшей  жены. Валерий Максим пишет о следующих  причинах для "быстрого" развода: жена вышла на улицу с непокрытой головой (второй развод в Риме, Сульпиций Галл); жена пошла в цирк, не спросив разрешения мужа (третий развод в Риме, Публий Семпроний Соф); жена остановилась поговорить с отпущенницей, о которой шла дурная слава.

…некий римлянин, разводясь  с женой и слыша порицания  друзей, которые твердили ему: "Разве  она не целомудренна? Или не хороша собою? Или бесплодна?" - выставил вперед ногу, обутую в башмак, и сказал: "Разве он нехорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмёт мне ногу?" В самом деле, по большей части не значительные или получившие огласку проступки жены лишают её мужа, но мелкие, частные столкновения, проистекающие из неуступчивости или просто от несходства нравов, даже если они скрыты от посторонних глаз, вызывают непоправимое отчуждение, которое делает совместную жизнь невозможной.

При браке sine manu женщины располагали полной свободой развода. Расторжение брака могло состояться по обоюдному согласию или по воле одного из супругов, при этом участие государственных чиновников или юристов не являлось обязательным. Возможными причинами для развода могли стать бездетность, недостойное поведение одного из супругов или желание жить с другим партнёром. Традиционная форма выражения желания развестись звучала: "У меня есть для тебя твои вещи" (лат. tuas res tibi habeto) или "Заботься о своих делах" (лат. tuas res tibi agito) и исходила, возможно, из понятия брака как имущественного отношения. К таким "вещам" также относилось приданое, которое муж должен был вернуть жене в полном размере. Единственным исключением был случай, когда при наличии доказательств измены жены муж был вправе (в зависимости от тяжести ситуации) оставить себе всё приданое или его часть. При этом мужчина, уличённый в неверности, по закону ни в чём не "проигрывал".

Отец мог развести дочь с мужем, лишь при Антонине Пие  было запрещено "разлучать живущих в согласном браке". Позднее и односторонний свободный развод, инициированный супругой, стал восприниматься как норма. Плутарх приписывает Ромулу регламентацию развода: жене не дозволялось уйти от мужа, а мужу позволялось прогнать жену, виновную в отравлении детей, подделке ключей или прелюбодеянии.

С ростом коррупции в среде  чиновников увеличилось количество разводов и распространилась легкомысленность при вступлении в брак. Так, император Тиберий снял с поста квестора, так как он женился на женщине за день до распределения мест (чтобы получить должность, для которой необходимо быть женатым), а на следующий день развёлся. Браки, длившиеся долгое время, были редки, что становилось поводом для сатиры у римских философов и поэтов. Сенека пишет, например, что "ни одна женщина не постыдится развестись, потому что женщины из благородных и знатных семейств считают годы не по числу консулов, а по числу мужей. Они разводятся, чтобы выйти замуж, и выходят замуж, чтобы развестись", а Ювенал, что некоторые женщины разводятся, когда ветви, украшавшие двери дома молодых супругов, ещё не завяли.

Некоторые тонкости разводов в Древнем Риме:

Умалишённая не могла дать развод своему мужу ни сама, ни через  попечителя, но её отец мог направить  к её мужу "посланца". Получить же развод она могла, так как "считалась  находящейся на положении той, с  которой разводятся без её ведома".

Вольноотпущенница, вышедшая замуж за хозяина, также не имела  права на развод, если муж хотел, чтобы она оставалась его женой.

За разводом должно было стоять серьёзное намерение разойтись, поэтому "если жена, сгоряча пославшая  разводную, вскоре вернулась, то считается, что развода и не было".

Чтобы развод был признан  действительным, нужно присутствие  семи взрослых римских граждан, среди  которых не должно быть отпущенников инициатора развода (включая вольноотпущенников его отца, деда и т.д.).

Новый брак. Вступление в новый брак проходило без особых церемоний. Вдовы и разведённые женщины должны были снова выйти замуж в течение 6 месяцев (по закону Августа), позднее - до 12 месяцев по закону Папия Поппея10. Если при вступлении во второй брак не была расторгнута первая помолвка, то претор мог наложить на этого гражданина - лат. infamia, то есть гражданин терял свою честь.

В Риме классического периода  женщина, состоявшая лишь один раз в  браке, называлась лат. univira и была особо почитаема как своего рода идеал брака.

Хотя развод и новый  брак были довольно частыми явлениями, разведённые женщины не всегда приветствовались в обществе. По мнению учёных, вдовы, напротив, не испытывали такого рода общественного  отчуждения при вступлении в новый  брак. По традиции, идущей, по мнению Овидия, ещё от Ромула, вдова была обязана  соблюдать траур в течение 10 месяцев, что писатель объясняет 10 месяцами беременности. Мужчины не были обязаны  хранить траур по умершей жене.

Уклонение от брака и законы Августа. Упадок семейных добродетелей и разорительная роскошь римских дам снижали в мужчинах склонность к семейной жизни. Число холостых и бездетных среди знати и даже в среднем сословии быстро увеличивалось, а вместе с ним снижалось число детей. К концу римской республики положение настолько ухудшилось, что Август и последующие императоры пытались изменить ситуацию путём принятия законов, ограничивавших гражданские права холостых граждан (санкции в случае безбрачия могли повредить cursus honorum и политической карьере) и предоставлявших некоторые привилегии женатым гражданам, преимущественно многодетным.

Поначалу сенат не соглашался принять закон, поэтому Август зачитал  речь цензора Квинта Метелла Македонского, который около века до того также пытался повысить рождаемость и говорил о женщинах как о "неизбежном зле", без которого не может существовать государство. В сенате разразились споры о женской распущенности как одной из причин нежелания вступать брак и моральном поведении самих сенаторов. Всё же закон, направленный на укрепление брака и семьи в сословиях всадников и сенаторов, был принят. Тем самым, впервые в римской истории император лишил главу семьи традиционной власти и поставил брак под защиту государства.

Законы императора Августа  о браке предусматривали, что  мужчина был обязан жениться между 25-60 годами, а женщины - между 20-50 годами. В случае нарушения закона они  не имели права наследовать, отлучались от общественных игр и празднеств (последний пункт отменил сам  Август в 12 году до н. э).

Гражданам также вменялось  иметь детей. По закону о безбрачии  и бездетности не имевшие детей женщины, которым исполнилось 20 лет, наказывались штрафом, мужчины платили штраф за бездетность по достижении 25 лет. После рождения третьего ребёнка женщина больше не платила налогов с личного имущества в соответствии с законом трёх детей (лат. ius trium liberorum) и освобождалась от власти мужа.

5. Виды брака

 

5.1 Брак "cum manu"

 

Поначалу доминировала форма  брака лат. cum manu - "с рукой", что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат. pater familias, и попадала во власть (лат. patria potestas) мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. Однако, в отличие от афинских женщин, римская матрона была значительно самостоятельнее и пользовалась большим уважением. Она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образованию и науке.

К этой форме брака относились следующие ритуалы:

конфарреация (лат. confarreatio) - торжественный ритуал, проводившийся в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец (лат. pontifex maximus) и фламин Юпитера (лат. flamen Dialis): зачитывались прошения к богам, в жертву приносился хлеб из полбяной муки (лат. far - "полба", отсюда название ритуала). В ходе церемонии в жертву Церере и Теллусу приносились также овца и фрукты. Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Установление этой традиции Дионисий Галикарнасский приписывал Ромулу. Плиний писал, что "Ничего не было священнее уз брака, заключённого таким образом". Невеста передавалась из рук отца в руки жениха - это подчеркивало полную зависимость римской патрицианки. Этот обряд не допускал развода - на труднейшую процедуру расторжения подобного брака решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода. При заключении других видов брака женщина получала больше прав и возможностей. По этим причинам такая форма брака постепенно вышла из употребления, и в 23 году н.э., по словам Тацита, нельзя было найти даже трёх кандидатов на должность жреца Юпитера, которые должны были происходить от родителей, сочетавшихся путём конфарреации, и сами находиться в браке, заключённом таким же образом.

coemptio ("купля") - при этом ритуале для более простых граждан и плебеев времён начала республики, девушка в присутствии пяти

свидетелей символически "выкупалась" женихом у её отца за один асс, при этом женщина становилась  как бы собственностью мужа, причём "мужчина спрашивал, хочет ли женщина  стать матерью семейства; она  отвечала, что хочет. Также и женщина  спрашивала, хочет ли мужчина стать  отцом семейства". Эта форма  брака также исчезла к середине I века до н.э. .

При браке в форме usus ("по привычке, давности"), женщина, прожившая безотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой, находившейся в его manus. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинатом. Такая форма заключения брака была особенно популярна у римлянок, так как женщина очень просто и законно могла освободиться от господства своего мужа: ей стоило провести три ночи в году вне дома (лат. trinoctium). Брак в такой форме редко заключался уже при Цицероне, и законами Августа был формально упразднён.

 

5.2 Брак "sine manu"

 

В поздний период Римской  республики распространилась форма  брака лат. sine manu - "без руки", при которой жена не находилась под властью мужа (лат. sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда брак sine manu вытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна, продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. О пожизненном пребывании женщины под властью отца, мужа, опекуна Гай писал: "В старину хотели, чтобы женщины и в совершенных годах находились по причине своего легкомыслия под опекой". Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод.

 

5.3 Другие виды брака

 

В фиктивный брак вступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу. Фиктивный брак упоминается Сенекой в книге о браке, а Тертуллиан пишет о терпении "купленных мужей".

Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа. Жениться на отсутствующей невесте было невозможно, так как для этого "необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не (мужа) в дом жены". Заочный брак (так и не ставший фактическим) обязывал женщину оплакивать мужа, если тот погибнет.

Информация о работе Брак в Древнем Риме