Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:50, реферат

Описание

Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, ее основателя Будды, что означает «Просветлённый». Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до нашей эры. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились позже (христианство — 5, ислам — 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования, иными словами, целую цивилизацию.

Содержание

Введение 3
Буддизм как культурно-исторический феномен 5
Личность основателя буддизма 11
Когда и где зародился буддизм 16
Истоки и основные концепции 19
Школы и направления в буддизме 23
Распространение буддизма 28
Буддизм в современной России 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

контрольная-культурология.doc

— 426.00 Кб (Скачать документ)

Проникновение буддизма в Бурятию, способствовало распространению  среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обогащающие опыт бурятских эмчи-лам.

В медицинских трактатах «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо» описано 1300 лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов и металлов, 150 видов животного сырья. Тибетские лекарства отличаются многокомпонентностью (от 3 до 25 составляющих) и применяются в виде различных лекарственных форм: порошков, отваров, сиропов, настоев, мазей.

После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 году – русской. С 1927 по 1938 года все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни один дацан. В 1947 году в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10.

С 1991 года ведется строительство новых дацанов во многих районах Бурятии. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике.

Иволгинский дацан.

В 40 километрах от Улан-Удэ  находится Иволгинский дацан, построенный  в 1947 году. На протяжении длительного  времени Иволгинский дацан был  резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главы Хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм дацана, построен и освящен в 1972 году. Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды, в позе призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой (Сатаной). Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников). Ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто больше не имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.

На территории дацана находится также малый храм, суборганы  – ступы, которые возводятся в  местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом  Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов. Большая часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки они не переведены.

Ежегодно в дацане проводятся большие осенний и  зимний хуралы. В феврале – марте  празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета – это праздник Майдари.

На праздник Майдари-хурал (бодисатва Майтрейя) собирается значительное количество верующих. Церемония продолжается несколько дней, кульминацией становится шествие вокруг храма со статуей  Майдари под удары барабанов, звон бронзовых колокольчиков хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб ухэр-бурэ. Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейя символизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считается что, Майтрейя как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землю как Бог грядущего.

Гусиноозерский  дацан (Тамчинский).

Тамчинский дацан –  третий по счету из основанных в  Бурятии дацанов. В 1741 году он представлял собой большую юрту. В 1750 году был построен первый деревянный храм, к 1848 году в комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В 1858–1870 года был выстроен главный трехэтажный храм. Ежегодно проводился традиционный Цам – грандиозное религиозное театрализованное представление, на которое съезжались тысячи верующих. С 1809 по 1937 год Тамчинский дацан оставался главным дацаном Бурят-Монголии (так называлась республика до 1958 года). Мирян обслуживало 900 лам, 500 из которых проживали постоянно в дацане. После закрытия дацана в конце 20-х – начале 30-х годов храмовые здания методично разрушались. С середины 30-х годов в зданиях бывших храмов размещалась тюрьма для политических заключенных.

В 1957 году Тамчинский дацан постановлением правительства Бурятии был объявлен историко-архитектурным памятником, и на его территории начались реставрационные работы. В октябре 1990 года два отреставрированных храма вновь были открыты для верующих. В декабре 1990 года дацан освятили. Тот храм, в котором идет служба, называется Чойра. Второй дуган - это бывший главный храм Цогчин.

На территории дацана, перед входом в Цогчин, находится  легендарный археологический памятник – олений  камень («Алтан-сэргэ» – золотая коновязь), которому по определению археологов 3,5 тыс. лет. Оленный камень получил свое название от высеченных на нем изображений оленей. Первоначально «Алтан-сэргэ» был установлен на погребальном комплексе святилища, а спустя сотни лет перевезен ламами и установлен у портала центрального дацана Цогчин. По легенде каменная стела, стоящая у входа в главное здание монастыря, служила коновязью для священных лошадей небожителей, когда те приезжали на праздник Цам-хурал (Термен, 1912 год). В 1931 году «Алтан-сэргэ» с территории комплекса исчез, и только в 1989 году в фундаменте одной из разрушенных построек случайно были найдены фрагменты оленьего камня. Из шести найденных обломков был восстановлен первоначальный вид памятника.

«Алтан-сэргэ» изготовлен из цельного 2,6-метрового куска камня четырехгранной формы. На всех четырех гранях-плоскостях размещены высокохудожественные многофигурные композиции. Среди насыщенного орнамента выбиты летящие в галопе олени.

 

Заключение

 

 

За два с половиной  тысячелетия своего существования  буддизм создал не только религиозные  представления и философию, но и  культуру, искусство, систему образования, — иными словами, высокоразвитую цивилизацию. По мнению одного известного исследователя, если попытаться обозреть эту религию как бы с высоты птичьего полета, перед нами раскинется пестрое «лоскутное одеяло» из направлений, школ, течений, религиозных движений и организаций. И, тем не менее, это «одеяло» уже тысячи лет греет души миллионов последователей буддизма во всем мире.

Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы  в зависимости от того, где он распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлениях о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм — синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и тому подобное. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием несколько веков.

Многих последователей буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященным местным богам. Буддист может одновременно исповедовать индуизм, даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить количество буддистов в мире.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. В. П. Максаковский. Географическая картина мира. «Верхне-Волжское книжное издательство». 1995 г.
  2. М. Аксёнова. Религии мира. Москва. «Аванта+».1996 г.
  3. Словарь буддиста. Изд. Просвещение. М., 1992 г.
  4. Щапов Я.Н. Религии мира. М.,1994
  5. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995
  6. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998
  7. Кочетов А.И. Буддизм. М., 1970
  8. Мень А. «История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни.» М., 1992
  9. Магерб М. Религии человечества М., 1998



Информация о работе Буддизм