Быт древних греков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 22:03, реферат

Описание

Интерес человека к выдающимся достижениям всегда был свойственен человеку, и корениться в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и этот девиз сохраняет свою актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий?

Содержание

Вступление 3

Греческий быт 4

Часть I. Греческое жилище

Дворцы в эпоху Гомера 4
Общий вид греческих городов и дома древних греков 6
Богатый дом в V – IV вв. 7
Часть II. Одежда и нравы греков

Греческая одежда 10
Косметика 11
Общая картина жизни 12
Заключение 15

Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Быт древних греков.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

    Для постройки домов употреблялись  различные материалы: для фундамента – тесаный камень или песчаник, а для стен – кирпич-сырец или дерево. Такие стены было легко проломить, и в Афинах существовал для этого особый класс воров.

    Внешние украшения долгое время отличались большой простотой. Ограничивались тем, что покрывали стены слоем извести. В IV в. начинает  

    9

распространяться  роскошь. Стены стали украшиваться бронзовыми пластинками, золотом и  слоновой костью, стенной живописью. Во внутренней галерее развешивались  ковры, вышивные работы, роскошно вымащивался  пол. 

    Часть II. Одежда и нравы греков.

  1. Греческая одежда.

    Костюм  греков не подвергался большим изменениям на протяжении многих лет. Это можно  объяснить тем, что греческий  костюм состоял из простых кусков материи, которым греки умели  придавать невероятное разнообразие и изящество.

    Древнейшая  мужская одежда – накидка, называвшаяся гиматием. Гиматий состоял из большого куска материи прямоугольной формы; его накидывали на спину таким образом,  что верхний левый конец его  перебрасывался через левое плечо и спускался на грудь, а верхний правый конец проходил под или над правой рукой, и остаток его закидывался назад, за спину, опять через левое плечо. Гиматий обыкновенно доходил только до колен и плотно прилегал к телу.

    Кроме гиматии, греки – преимущественно  женщины – носили сорочку, называвшуюся хитоном, одеяние, во многом сходное с нашей рубашкой.

    Хламида – плащ фессалийского происхождения, в основном употреблялся юношами и часто составлял единственную одежду их во время торжественных игр и состязаний. Хламида была небольшим в сравнении с гиматией куском материи четырехугольной формы с зашитыми в каждой из четырех углов ее небольшими тяжестями. Она надевалась вокруг плеч и застегивалась пряжкой на правом плече. Но, прежде всего хламида была мантией всадников.

    Естественный  белый  цвет  в  греческой   одежде   считался   наиболее  

    10

приличным. Однако в ранний период своей истории  греки носили пеструю одежду из разноцветных материй, получаемых из азиатских материй. Позднейшие греки стали отдавать предпочтение более умеренным тонам, но зато пестрые рисунки на тканях они заменили вышивками. Нижнее платье делалось из белых тканей, верхние накидки пестрели яркими цветами: синим, фиолетовым, желтым, красным, пурпурным.

    Греки носили сандалии и башмаки, которые  зашнуровывались спереди иногда только до лодыжек, иногда же до икр.

    Греки не чувствовали потребности покрывать  голову: в молодости и в старости они ходили с обнаженной головой. Шапку носили только люди, принужденные родом своих занятий большую  часть времени проводить на открытом воздухе: земледельцы, пастухи, путешественники. При встречах шапку вежливо снимали.

    И мужчины, и женщины уделяли большое  внимание убранству волос. Потеря и  даже укорочение волос считалось  страшным позором. Прически женщин были очень разнообразны. Для того, чтобы придать волосам любимый светло-рыжий оттенок, гречанки натирали их едкой мазью и затем подвергали действию солнечных лучей. 

  1. Косметика

    Женщины, проводя всю свою жизнь дома, имели  много свободного времени, что и  побуждало их усиленно заниматься своим  туалетом.

    Исомах  увидел однажды свою жену «всю покрытую белилами, с целью увеличить белизну своей кожи, и румянами, – чтобы придать себе поддельный румянец; кроме того, она надела высокую обувь с целью увеличить свой рост». Он порицает ее за подобные ухищрения, «которые могут обмануть только посторонних», и советует ей показываться ему в «простом и приличном наряде».

    От  жены Стрепсиада, по словам ее мужа, всегда пахло «благовониями  

    11

и шафраном». Аристофан изображает нам почтенных женщин своего времени разодетыми и убранными цветами даже у себя дома, в изящной обуви и в платьях ярких цветов. Один поэт в Антологии упоминает «о легких материях шафранного и пурпурного цвета, о накладных волосах, надушенных нардом, о белых туфлях, о ящичке для румян и о помадах». Вот, по словам Аристофана, список вещей, составляющих принадлежность женского туалета: «бритва, зеркало, ножницы, восковая мазь, натровая щелочь, накладные волосы, бахрома, головные повязки, шапочки, растительные румяна, белила, духи,  пемза, шнурки, сетки, покрывала, румяна, ожерелья, карандаши для глаз, полотняное платье, эллебор, пояс, короткий плащ, длинное платье, завивальные щипцы, серьги, подвески, браслеты, пряжки, кольца для ног, печати, цепи, перстни, мази, футляры, сердолики».

    Искусство скрывать физические недостатки было очень развито. «Если ж мала ростом, она подкладывала пробки в свою обувь; высокая – носит тонкие подошвы и никогда не ходит, не опустивши головы, чтобы уменьшить свой рост. Если у нее узкие бедра, она подвешивала что-нибудь снизу, и прохожие восклицают при ее виде: какие роскошные формы! Если у нее большой живот, она требует, чтобы ей сделали грудь как у комических актеров, – когда она встанет, то ее живот покажется вдавшимся назад, как будто ее втянули крючком. Если у нее рыжие брови, то имеется черная краска, чтобы подкрасить их. Если она черна, ее покрывают белилами. Если она слишком бледна, употребляют румяна». 

  1. Общая картина  жизни

    У греков менялся семейно-брачный  обычай. Во времена Гомера жених  выкупал невесту, давал ее родственникам  богатые дары. В эпоху архаики  все больше входило в обычай наделять невесту приданым. Основой  брачного   союза было  соглашение между    родственниками  

    12

новобрачных. После совершения положенных жертвоприношений и вознесения молитв богам – покровителям брака и семьи – начинались свадебные торжества и пиры в доме отца невесты, в которых принимали участие и женщины. Заходило солнце – и свадебная процессия провожала невесту в дом ее мужа, распевая гимны в честь бога Гименея.

    Восточные влияния видны в погребальных обрядах. Появились профессиональные плакальщицы, бившие себя в грудь  и рвавшие на себе волосы, причитая над умершим. После ритуального  оплакивания, обмывания и умащения тела благовониями на следующий день совершалось собственно погребение: под аккомпанемент флейт и рыдания плакальщиц покойного несли на кладбище за городом. При этом не забывали вложить умершему в рот монету – как плату Харону, перевозившему души умерших в царство Аида.

    Скромным, неприхотливым был и стол афинян. Герои Гомера не могли обходиться без мяса, жители же Афин эпохи архаики  и V в. до н. э. питались прежде всего овощами: луком, чесноком, салатом. Излюбленное блюдо – рыба. Очень много рыбы, в особенности маринованной и соленой, доставлялось с берегов Черного моря. Оливки, фиги и неизменная ячменная лепешка завершали меню простого афинянина. Однообразие и скудность повседневного бытия греки оживляли симпосионами – пирами. В зал, где пировали греки,  вносили кратеры с вином и закуски: сыр, оливки, дыни. Вино смешивали с водой, чаще всего в соотношении 1:3. Пить чистое, неразбавленное вино считалось варварским обычаем.

    Как именно будет проходить пир, решал  симпосиарх, который и определял, из каких сосудов пить и в какой  пропорции смешивать вино с водкой. Во время симпосиона пели песни; особенно популярной была песенка о Гармодии и Аристогитоне, убийцах тирана Гиппарха, сына Писистрата. Уже в эпоху архаики греческий симпосион часто становился поэтическим турниром, состязались в риторике. Участники симпосионов  

    13

не чуждались  обычно и простых игр и забав  вроде популярнейшего тогда коттаба, требовавшего от игроков умения определенным способом вылить остатки вина из чаши, или игры в кости. Еще привлекательнее делало пиры присутствие гетер или хотя бы флейтисток или фокусников. Участвовали в симпосионах только мужчины, высоко ценившие эту возможность дружеского общения. В Афинах, как и вообще в ионийских областях женщина пользовалась малой свободой. Подобно восточным женщинам, афинянки проводили время дома, в хлопотах по хозяйству. Конечно, женщины в зажиточных семьях жили не так скучно и однообразно.

    Коттаб. Эта игра, вывезенная из Сицилии, сделалась необходимой принадлежностью каждого пира. Ею забавлялись во время каждого пиршества (σνμπόσιόυ). Она заключалась в том, что после каждой выпитой чаши оставлялось на дне небольшое количество вина; затем брали эту чашу одним пальцем за ручку, сообщали ей размах и выплескивали остаток вина на противоположную стену залы, в которой проходил пир, или в какой-нибудь заранее определенный пункт. В то же время играющий задумывал про себя или произносил громко имя любимого лица и, судя по точности, с которой жидкость падала на назначенное место, или по тому шуму, который она производила при этом, заключял о том, отвечало ли это лицо ему взаимностью или же было равнодушно к нему. Исходя из этой основной мысли, воображение пьющих изобретало сотни различных комбинаций. Кто-нибудь выбирался распорядителем этой игры, ц а р е м; она обращалась в род состязания, имела своих победителей, свои призы, даже свои ставки и штрафы. 
 
 
 
 
 

    14

    Список  используемой литературы 

  1. Андреев Ю. В., Цена свободы и гармонии. Несколько  штрихов к портрету греческой  цивилизации, СПб, «Алетейя», 1999.
 
  1. Казимеж Куманецкий, История культуры Древней Греции и Рима, Москва, «Высшая школа», 1990.
 
  1. Поль Гиро, Быт и нравы древних греков, Смоленск, «Русич», 2002.
 
  1. Поль Гиро, Частная и общественная жизнь греков, СПб, «Алетейя», 1995.
 
  1. Христиан  Хабихт, Афины. История города в эллинистическую  эпоху, Москва, «Ладомир», 1999.
 
  1. Энциклопедия  «Царство людей. Одежда, утварь, обычаи», Москва, «Росмен», 1994.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

Информация о работе Быт древних греков