Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 21:57, реферат
Человек всегда искал ответ на вопрос: каково его место в культуре? Что из того, что создаётся им в культуре, вырастает из естественного порядка вещей, а что ему противостоит? Антропология, исследуя стороны проявления индивида – его экономическую деятельность, социальную, духовную жизнь, его психику – дифференцировалась на множество направлений, таких, как физическая антропология, социальная, культурная, политическая и т.п.
1. Введение 3
2. Каков зримый образ культуры?............................................................................. 4
3. Человек и духовно-нравственные ценности 5
4. Как выражены в культуре мотивы судьбы и смерти? 7
5. Способ формирования индивидуального мира культуры 8
6. Как соотносятся индивидуальный мир культуры с окружающим миром? 9
7. Творческое начало в деятельности человека 9
8. Человек и культура труда 10
9. Путь открытия и постижения культуры 11
10. Заключение 13
11. Список литературы 14
Культура – это прежде всего процесс индивидуальный: в нём человек способен выразить уникальность своего внутреннего мира, свою духовную свободу, свою непохожесть, своё подлинное существование. Творцами культуры могут быть все люди, по мере того, как они развивают своё собственное сознание, переживают своё земное бытие, творя свои отношения с другими людьми. Но силу творческого акта, «творческого огня» разные люди выражают по разному: есть гении, есть культурная аристократия, но есть и просто культурная среда, в основном, потребляющая результаты культурного творчества [3, 9].
8. Человек и культура труда
Культура труда человека начинается с умения организовать в соответствии с собственными возможностями свою повседневную трудовую деятельность, с выработки привычки к систематическому и высококачественному труду. А это возможно лишь при осознанном отношении к своей деятельности, ощущении её значимости. Постоянный добросовестный труд создаёт необходимые условия для профессионального «самоосуществления» личности. Культурному человеку важно, чтобы развитие общественного производства способствовало не только удовлетворению потребительских запросов, но и совершенствованию самой личности. Однако и то и другое возможно лишь при наличии высокой культуры труда, проявляющейся, во-первых, в повсеместном распространении умения и навыков трудиться, и, во-вторых, в умении сделать свой труд одним из жизненных интересов. Если общество перестаёт трудиться, оно может погибнуть. Экономические и нравственные деформации, отклонения главных мотивов труда привели к унижению и попранию авторитета труда. Аморализм и бескультурье расцвели в трудовой деятельности пышным цветом. Труд перестал быть критерием личной нравственности. Тем самым он перестал быть культурным: ведь именно культура труда как нравственная ценность утверждает трудовую совесть, чувство ответственности перед своим коллективом, самим собой, уважение к своему рабочему месту. Потеря престижности труда отражается на жизни общества трагично. Честный труд подменяется показухой и парадностью. Тревогу вызывает прогрессирующая потеря веры людей в смысл своего труда. Труд, лишенный видимого результата, без призвания и личностной окраски теряет свою ценность. Поэтому пропадают мастера-умельцы и их былая слава.
Важным критерием
Сегодня труд неотделим от культуры, причём не только культуры производства, но и культуры управления им [1, 90-99].
9. Путь открытия и постижения культуры.
Своё выражение духовный мир человека непосредственно находит в культурных потребностях, в расширении их сферы, в формировании новых запросов, возвышающих личность. Потребность двойственна: она может носить как пассивный характер, так и творческий, когда человек является не просто потребителем, а соучастником создания ценностей, обладая свободой выбора. Потребление культурных ценностей и их использование облагораживают человеческие способности, расширяют духовные горизонты личности. Цивилизованному обществу присуща нарастающая тенденция борьбы за духовность, когда с ростом культуры и образованности уменьшаются мелкие, примитивные потребности людей.
Культура постижения культуры – это умение не только смотреть, но и видеть, умение не только воспринимать, но и думать; не только знать, но и творить. Иначе она остается неувиденной, невоспринятой, неузнанной и таким образом утрачивает силу своего воздействия. Человек «пассивно» смотрит кино или телепередачу и не видит, что происходит, не задумывается над увиденным.
Восприятие культуры – это всегда определённое напряжение. Нелегко воспринимать высокие, а порою и сложные духовные ценности. Учить этому надо с детского сада, в школе, всю жизнь. Такова стройная, простая и реалистическая система духовного воспитания. Ведь формирование личности во всей многогранности её социокультурного развития, профессионализма, высокой нравственности является и целью культуры и непременным условием культурного прогресса. В человеке – условие всех перемен. И, естественно, эта проблема весьма важна для научных исследований, направленных на обеспечение результативных форм преобщения к культуре всех социальных слоёв, групп, каждого человека [1, 106-107,119].
10. Заключение
Итак, каково же место человека в культуре?
Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную «тройственную» сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным.
Культура человека исторична, то есть изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определёнными закономерностями динамики.
Культура человека символична: он придаёт символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам.
Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования.
Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатствам, его собственным наслаждением и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека [2, 140].
Закончить свой реферат я бы хотел следующими словами:
Я в этот мир пришел, – богаче стал ли он?
Уйду, – великий ли потерпит он урон?
О, если б кто-нибудь мне объяснил, зачем я,
Из праха вызванный, вновь стать им обречен?
Омар Хайям.
11. Список литературы