Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:59, контрольная работа
Интересно, что вначале протест конфликтной личности против групповых норм укрепляет сплоченность коллектива, усиливая взаимную зависимость, и приводит к формированию более жестких норм. И чем сильнее протест, тем вероятнее сближение позиций в группе. В этом случае единообразие поведения в группе достигается за счет активизации механизмов конформности, то есть добровольного подчинения суждения или действия человека мнению группы. При этом конформность как реакция согласия, вызванная давлением окружающих, зависит от возраста. Обнаружено, что она снижается к 20 годам, стабилизируется с 20 до 60, а затем снова возрастает. Кроме этого, обнаружена отрицательная корреляция между конформностью и уровнем интеллекта.
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.
Представленные в Таблице «Типы конфликтных личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня.
Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.
Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.
1. Представьте, что
вы едете в метро, где
началась ссора между
пассажирами. Что вы
предпринимаете?
а) не будете вмешиваться;
б) может быть, вмешаетесь, встав на сторону правого;
в) вмешаетесь обязательно.
2. Критикуете ли вы на собраниях руководство за допущенные ошибки?
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к руководителю;
в) всегда критикуете за ошибки.
3. Ваш непосредственный руководитель излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который вам кажется лучшим?
а) если другие вас поддержат, то да;
б) разумеется, вы предложите свой план;
в) нет, так как за это могут наказать.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами и друзьями?
а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения;
б) да, только по принципиальным вопросам;
в) спорите со всеми по любому поводу.
5. Кто-то пытается пройти перед вами вне очереди. Что вы делаете?
а) следуете его примеру;
б) возмущаетесь, но про себя;
в) открыто высказываете свое негодование.
6. Рассматривается проект вашего коллеги, содержащий смелые идеи и ряд ошибок. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим, как вы поступите?
а) выскажитесь о положительных и об отрицательных сторонах проекта;
б) выделите положительные стороны и предложите предоставить возможность продолжить эту работу;
в) станете критиковать ее, так как в серьезном проекте ошибки недопустимы.
7. Муж (жена) постоянно говорит вам о необходимости экономии, а сама покупает слишком дорогие, на ваш взгляд, вещи. Что вы ему (ей) скажете?
а) что одобряете покупку, если она доставила удовольствие;
б) говорите, что эта вещь бесполезна или безвкусна;
в) ссоритесь.
8. Вы встретили подростков, которые курят в неположенном месте. Как вы реагируете?
а) думаете:»Зачем мне портить настроение из-за чужих невоспитанных детей?»;
б) делаете им замечание;
в) если бы это было на территории института, вы бы их отчитали.
9. В ресторане вы заметили, что официант обсчитал вас. Что вы делаете?
а) не даете ему чаевых, которые заранее приготовили;
б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;
в) устроите скандал.
10. Вы приехали в дом отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности. Как вы себя поведете?
а) вы понимаете, что если вы выскажете ему свое возмущение, то это вряд ли что-то изменит;
б) вы находите способ пожаловаться на него, чтобы его наказали;
в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале – официантках, горничных и др.
11. Вы спорите с сыном (младшим братом) и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?
а) трудно сказать;
б) да, разумеется;
в) конечно, нет. Какой же у вас будет авторитет, если вы признаете неправоту перед младшим?
Подсчет:
Каждый ответ по варианту а) равен 4 баллам; по варианту б) – 2 баллам; в) – 0 баллов.
Интерпретация итогов:
Что такое конфликтная личность – раздражительный и вспыльчивый человек, или определение конфликтная личность может подойти каждому, кто просто хочет чистой и бескорыстной любви, но не находя понимания, начинает, вставать на дыбы, конфликтовать? Во-первых, следует заметить, что человек не может быть спокойным, уравновешенным постоянно. Рано или поздно даже самый разумный человек, который владеет собой в любой ситуации, может выйти из себя. Внешнее спокойствие, сдержанность порой бывает страшнее необузданности. Как говориться, в тихом омуте, черти водятся.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история библиография. - М., 2003.
2. Бурлачук Л.Ф., Коржова
Е.Ю. Психология жизненных
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2004
4. Кох Н.А. Конфликтология. Екатеринбург, 2003.
5. Куликов Л.В. Психология настроения. - СПб., 2004.
6. Леонов Н.И. Сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации. / Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы, - М: 2004.
7. Грановская Р.М.
Творчество и конфликт в
Каждому из нас приходится
сталкиваться с конфликтными ситуациями.
Как образно заметил
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.
Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.
В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический уровни рассмотрения конфликтов.
Понятие конфликта
Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова "conflictus" - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон".
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
У всех конфликтов есть
несколько причин. Основными причинами
конфликта является ограниченность
ресурсов, которые нужно делить,
взаимозависимость заданий, различия
в целях, различия в представлениях
и ценностях, различия в манере поведения,
в уровне образования, а также плохие коммуникации.