Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 14:55, реферат
Цивилизация как стадия общественного развития. Критерии выделения цивилизаций, их количество. Циклы цивилизаций. Типология цивилизаций.
цивилизации, в том числе и российской, поскольку и она весьма неоднородна,
состоит из множества наций, регионов, городов, сел, каждый из которых имеет
свою специфическую, неповторимую историческую ритмику. Одинаково неразумно
как игнорировать эту специфику, так и отрицать общность исторической
динамики локальных
и мировых цивилизаций.
2.2. Локальные цивилизации
Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические,
религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы
стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм
общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от
него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или
менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. Наиболее полная
каталогизация локальных цивилизаций проведена А. Тойнби в его многотомном
труде «A Study of History» (1934 — 1961 гг.), основное содержание которого
издано на русском языке в 1991 г. под названием «Постижение истории». К чему
же сводится концепция
круговорота цивилизаций
Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, Тойнби обнаружил
пять живых цивилизаций:
1) западное общество,
объединяемое западным
2) православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в
Юго-Восточной Европе и России;
3) исламское общество
— от Северной Африки и
Китайской стены;
4) индуистское общество
в тропической
5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах Юго-
Восточной Азии.
Исследования предыстории этих обществ привели Тойнби к выводу, что это
цивилизации третьего поколения: каждой из них предшествовали цивилизации
второго и первого поколения. Всего было нанесено на культурную карту Старого
и Нового Света 37 цивилизаций, из них 21 были тщательно исследованы и описаны
за 6 тыс. лет человеческой истории. В отличие от своих предшественников –
примитивных обществ, которые обладали сравнительно короткой жизнью,
территориально ограничены и малочисленны, — жизнь цивилизаций «более
продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей,
охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к
распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ».
Цивилизации постоянно развиваются, имеют свой жизненный цикл; они
«представляют собой не статические формации, а динамические образования
эволюционного типа». Каждая из них проходит в своем развитии фазы –
возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. Причины генезиса
цивилизаций следует искать не в расовых чувствах или окружающей среде, а в
ответе на вызов, в реакции на кризис, в котором оказывается общество.
Следствием территориальной экспансии становится военизация общественной
жизни, милитаризм, который «является на протяжении четырех или пяти
тысячелетий наиболее общей и распространенной причиной надломов цивилизаций.
Милитаризм надламывает цивилизацию, втягивая локальные государства в
междоусобные
социальная ткань становится горючим для всепожирающего пламени Молоха».
Социальный распад становится благоприятным условием для географической
экспансии. «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час
своей кончины, направляя все свои жизненные силы на материальные проекты
гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть
агонизирующее сознание,
обреченное своей собственной
судьбой на гибель».
А. Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивилизаций, что имеет важное
значение для понимания содержания переходного периода. Он отмечает, что «по
мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а
не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к
надлому, который, усиливаясь, переходит в распад». Нарастают социальные
трещины, начинается раскол общества – вертикальный, когда «общество
распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для
кровопролитной междоусобной войны» (и горизонтальный, когда общество
распадается на три типа групп: доминирующее меньшинство, не желающее
расстаться со своим господствующим положением и создающее для его поддержания
универсальное государство; внутренний пролетариат, рождающий вселенскую
церковь; внешний пролетариат, который организуется в мобильные военные
отряды, наносящие удары по гибнущей цивилизации. В борьбе между этими тремя
силами происходит распад цивилизации. «В истории падения любой цивилизации
можно уловить ритм распада... за спадом, который начинается в момент надлома,
следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального
государства. Однако и этот процесс завершается в свою очередь надломом,
знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживления, но
последует окончательный распад». В распаде цивилизаций видную роль могут
играть сторонние влияния, то, что Тойнби называет внешним пролетариатом,
который нередко взрывает границы стагнирующего общества. Концепция Тойнби
ценна тем, что она дает развернутую картину жизненных циклов локальных
цивилизаций, механизмов смены их поколений. Но эта смена поколений, распад
локальных цивилизаций в значительной мере является следствием ритма мировых
цивилизаций, формирующих симфонию общечеловеческого исторического прогресса
и синхронизирующих стадии жизненных циклов локальных цивилизаций.
Родственная для понятия мировая цивилизация категория –
общественно-экономическая формация, до последнего времени общепринятая в
научных трудах и учебниках и используемая для характеристики крупных,
объективно обусловленных
этапов в развитии общества.
3.Заключение.
В настоящее
время многообразие форм, типов и
видов исторического выполнения
социальной эволюции в целом и
на разных этапах стало важным фактом
и фактором в ее историческом познании,
но еще не реализованными в теоретической
разработке структурно-содержательной
характеристики социальной эволюции.
Между тем, становятся все более очевидными.
Одновременно осуществляющиеся все усиливающаяся
связь и углубляющееся взаимодействие
таких растущих в своем разнообразии разных
форм и типов, что на соответствующем уровне
развития общества фиксирует весьма важную
характеристику его исторического движения
— стадиальность. Стадиальность и взаимодействие
как условие и формы проявления реального
общественного прогресса и объективной
всеобщности его на большой исторической
дистанции социальной эволюции четко
проявляют свою роль на современном этапе
формирования и развития глобального
сообщества. И не случайно актуализируется
проблема структурно-содержательной характеристики
социальной эволюции в целом и реально
фиксируемых временных (в контексте исторической
вертикали) уровней ее осуществления —
стадий, этапов, периодов и т.д. (при учете
реальности периодичности, цикличности,
неравномерности, в том числе регрессивных
форм проявления процесса исторического
выполнения социальной эволюции ). Именно
в контексте структурно-содержательной
характеристики процесса социальной эволюции
в целом могут быть определены в своей
сущностной исторической значимости цивилизация
и все типы и формы ее проявления.
В свете вышесказанного актуализируется
проблема определения собственно цивилизации
как исторической реальности — проблема,
имеющая длительную историю обсуждения,
остро дискуссионный характер и представленная
в исследованиях специалистов разного
профиля — социологов и историков, археологов
и культурологов, философов и политологов.
(Особую линию в этих их обсуждениях составляет
тема соотнесения цивилизации и культуры.)
При этом чаще всего такое определение
дается опосредованно, а не как понятие,
несущее четко определенную нагрузку.
«"Цивилизация" принадлежит к числу
тех понятий научного и обыденного языка,
которые не поддаются сколько-нибудь строгому
и однозначному определению. Если попытаться
как-то объединить различные его значения,
мы, очевидно, получим скорее некий интуитивный
образ, чем логически выверенную категорию»,
— отмечал Г. Г. Дилигенский .
4. Список литературы