Цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 14:55, реферат

Описание

Цивилизация как стадия общественного развития. Критерии выделения цивилизаций, их количество. Циклы цивилизаций. Типология цивилизаций.

Работа состоит из  1 файл

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

цивилизации, в том  числе и российской, поскольку и она весьма неоднородна,

состоит из множества  наций, регионов, городов, сел, каждый из которых имеет

свою специфическую, неповторимую историческую ритмику. Одинаково неразумно

как игнорировать эту специфику, так и отрицать общность исторической

динамики локальных и мировых цивилизаций. 

      2.2.  Локальные цивилизации

Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические,

религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы

стран, этносов, связанных  общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм

общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от

него. Каждая локальная  цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или

менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. Наиболее полная

каталогизация локальных  цивилизаций проведена А. Тойнби в его многотомном

труде «A Study of History» (1934 — 1961 гг.), основное содержание которого

издано на русском языке в 1991 г. под названием «Постижение истории». К чему

же сводится концепция  круговорота цивилизаций Тойнби?

Исследуя структуру  человечества последнего тысячелетия, Тойнби обнаружил

пять живых цивилизаций:

1) западное общество, объединяемое западным христианством;

2) православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в

Юго-Восточной Европе и России;

3) исламское общество  — от Северной Африки и Среднего  Востока до Великой

Китайской стены;

4) индуистское общество  в тропической субконтинентальной  Индии;

5) дальневосточное  общество в субтропическом и  умеренном районах Юго-

Восточной Азии.

Исследования предыстории  этих обществ привели Тойнби к  выводу, что это

цивилизации третьего поколения: каждой из них предшествовали цивилизации

второго и первого  поколения. Всего было нанесено на культурную карту Старого

и Нового Света 37 цивилизаций, из них 21 были тщательно исследованы  и описаны

за 6 тыс. лет человеческой истории. В отличие от своих предшественников –

примитивных обществ, которые обладали сравнительно короткой жизнью,

территориально ограничены и малочисленны, — жизнь цивилизаций  «более

продолжительна, они  занимают обширные территории, а число людей,

охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к

распространению путем  подчинения и ассимиляции других обществ».

Цивилизации постоянно  развиваются, имеют свой жизненный  цикл; они

«представляют собой  не статические формации, а динамические образования

эволюционного типа». Каждая из них проходит в своем  развитии фазы –

возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. Причины генезиса

цивилизаций следует  искать не в расовых чувствах или окружающей среде, а в

ответе на вызов, в реакции на кризис, в котором оказывается общество.

Следствием территориальной  экспансии становится военизация общественной

жизни, милитаризм, который  «является на протяжении четырех  или пяти

тысячелетий наиболее общей и распространенной причиной надломов цивилизаций.

Милитаризм надламывает  цивилизацию, втягивая локальные государства  в

междоусобные братоубийственные  войны. В этом самоубийственном процессе вся

социальная ткань  становится горючим для всепожирающего пламени Молоха».

Социальный распад становится благоприятным условием для географической

экспансии. «Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час

своей кончины, направляя  все свои жизненные силы на материальные проекты

гигантского размаха, что есть не что иное, как стремление обмануть

агонизирующее сознание, обреченное своей собственной некомпетентностью и

судьбой на гибель».

А. Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивилизаций, что  имеет важное

значение для понимания  содержания переходного периода. Он отмечает, что «по

мере укрепления власти над окружением начинается процесс  надлома и распада, а

не роста. Проявляется  это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к

надлому, который, усиливаясь, переходит в распад». Нарастают  социальные

трещины, начинается раскол общества – вертикальный, когда  «общество

распадается на ряд  локальных государств, что служит основанием для

кровопролитной междоусобной войны» (и горизонтальный, когда общество

распадается на три типа групп: доминирующее меньшинство, не желающее

расстаться со своим  господствующим положением и создающее  для его поддержания

универсальное государство; внутренний пролетариат, рождающий вселенскую

церковь; внешний  пролетариат, который организуется в мобильные военные

отряды, наносящие  удары по гибнущей цивилизации. В  борьбе между этими тремя

силами происходит распад цивилизации. «В истории падения  любой цивилизации

можно уловить ритм распада... за спадом, который начинается в момент надлома,

следует оживление, что совпадает с моментом основания универсального

государства. Однако и этот процесс завершается в  свою очередь надломом,

знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживления, но

последует окончательный распад». В распаде цивилизаций видную роль могут

играть сторонние  влияния, то, что Тойнби называет внешним  пролетариатом,

который нередко  взрывает границы стагнирующего  общества. Концепция Тойнби

ценна тем, что она  дает развернутую картину жизненных циклов локальных

цивилизаций, механизмов смены их поколений. Но эта смена поколений, распад

локальных цивилизаций  в значительной мере является следствием ритма мировых

цивилизаций, формирующих симфонию общечеловеческого исторического прогресса

и синхронизирующих стадии жизненных циклов локальных цивилизаций.

Родственная для  понятия мировая цивилизация  категория – 

общественно-экономическая формация, до последнего времени общепринятая в

научных трудах и  учебниках и используемая для  характеристики крупных,

объективно обусловленных  этапов в развитии общества. 

3.Заключение.

В настоящее  время многообразие форм, типов и  видов исторического выполнения социальной эволюции в целом и  на разных этапах стало важным фактом и фактором в ее историческом познании, но еще не реализованными в теоретической  разработке структурно-содержательной характеристики социальной эволюции. Между тем, становятся все более очевидными. 
Одновременно осуществляющиеся все усиливающаяся связь и углубляющееся взаимодействие таких растущих в своем разнообразии разных форм и типов, что на соответствующем уровне развития общества фиксирует весьма важную характеристику его исторического движения — стадиальность. Стадиальность и взаимодействие как условие и формы проявления реального общественного прогресса и объективной всеобщности его на большой исторической дистанции социальной эволюции четко проявляют свою роль на современном этапе формирования и развития глобального сообщества. И не случайно актуализируется проблема структурно-содержательной характеристики социальной эволюции в целом и реально фиксируемых временных (в контексте исторической вертикали) уровней ее осуществления — стадий, этапов, периодов и т.д. (при учете реальности периодичности, цикличности, неравномерности, в том числе регрессивных форм проявления процесса исторического выполнения социальной эволюции ). Именно в контексте структурно-содержательной характеристики процесса социальной эволюции в целом могут быть определены в своей сущностной исторической значимости цивилизация и все типы и формы ее проявления. 
 В свете вышесказанного актуализируется проблема определения собственно цивилизации  как исторической реальности — проблема, имеющая длительную историю обсуждения, остро дискуссионный характер и представленная в исследованиях специалистов разного профиля — социологов и историков, археологов и культурологов, философов и политологов. (Особую линию в этих их обсуждениях составляет тема соотнесения цивилизации и культуры.) При этом чаще всего такое определение дается опосредованно, а не как понятие, несущее четко определенную нагрузку. 
 «"Цивилизация" принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению. Если попытаться как-то объединить различные его значения, мы, очевидно, получим скорее некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию», — отмечал Г. Г. Дилигенский . 
 
 

      4. Список литературы

  • Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). — М.: Современные тетради, 2003. — 776 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88289-208-2
  • Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: В 2 т. / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — Т. 1: Теория и история цивилизаций. — 768 с. — 5000 экз. — ISBN 5936181014
  • Пономарёв М. В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 288 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-691-00344-5
  • Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю / Февр, Люсьен, Бобович, А.А., Гуревич, А.Я., АН СССР. — М.: Наука, 1991. — С. 239—281. — 629 с. — (Памятники исторической мысли). — 13 000 экз. — ISBN 5-02-009042-5
  • Сравнительное изучение цивилизаций : Хрестоматия / Коллект. автор, Ерасов, Борис Сергеевич. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 556 с. — ISBN 5-7567-0217-2
  • Прокофьева Г. П. Становление категории «Цивилизация» как универсальной единицы анализа исторического процесса: Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. — Хабаровск: 2001. — 141 с.

Информация о работе Цивилизации