Цивилизация Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание

В эпоху неолита, начало которого относится к десятому тысячелетию до н.э., там уже проживали два народа различного происхождения: один относился к африканской расе и пришел из центра Африки; другой - к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Предполагают, что была еще третья группа населения - выходцы из легендарной Атлантиды, пришедшие в долину Нила через Ливию. Так сформировались две цивилизации: первая, Меримда, – на Севере страны в Дельте, основавшая первые города; вторая – на Юге с главным городом Тасом.

Содержание

Историко-географическая справка
Осирис – владыка мертвых
Религия Древнего Египта
Пирамиды – символ Древнего Египта
Рельефы
Скульптура
Гимн единому богу солнца Атону
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 664.00 Кб (Скачать документ)

Большое распространение получил культ навозного жука, которого античные писатели называют скарабеем. В процессе осмысления явлений природы возник образ жука, толкающего перед собой солнечный диск. Он изображается также летящим и несущим солнце. Скарабей стал считаться воплощением восходящего солнца Хепри, с ним связывали надежды на жизнь и воскрешение. Жукам поклонялись в храмах солнечных божеств.

Культ богини Хатхор связан с почитанием коровы. Обычно Хатхор изображали женщиной, иногда с ушами и рогами коровы, иногда с коровьей головой. Обоготворяемые коровы жили при храмах. Поскольку небо, по некоторым сказаниям, мыслилось в виде коровы, Хатхор стала считаться небесной коровой. Ей поклонялись как богине, связанной с солярным культом, подательнице плодородия. С этим же связано представление о Хатхор как о божестве дерева.

С различными богами были связаны священные кошки, обезьяны, змеи, ихневмоны. После смерти трупы священных животных и птиц мумифицировали, затем укутывали в пелены и помещали в гробы с изображением погребенного животного на крышке. Во многих местах Египта найдены обширные кладбища животных. Наиболее известны гробницы крокодилов в Файюме, быков-Аписов в Мемфисе и быков-Бухисов в Гермонтисе.

Издревле во многих центрах сложились культы солнечных богов. Эти боги представлялись в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра, Атум, Хепри или Гор, в основе их культа лежало поклонение великому светилу. Постепенно многие солнечные божества сливались. Иногда эти слияния пытались объяснить, трактуя, например, Хепри как утреннее солнце, Ра - как дневное, а Атум - как вечернее.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они осо­бенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в перво­бытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом счита­ли и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие егип­тологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских хра­мов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмер­тного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который по­рождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе", "Первопричина всякой жизни", "Отец отцов", "Мать матерей". Это Высшее Существо – творец Вселенной – едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом, в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое по­том будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, что­бы облегчить народу веру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамиды – символ Древнего Египта

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В конце III тыс. и во II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы – постройки для богов – строились из камня.

Строительство пирамид – по сути своей непроизводительные расходы – было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало ко­лоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны населения. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно пред­положить, что если бы египтяне с таким же упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению еги­петских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал веч­ной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не поме­щались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ. В жарком и сухом климате Египта эти тела мумифициро­вались естественным путем, без усилий со стороны человека и могли сохра­няться в песках в течение очень длительного времени – многих столетий. Но в любом случае пирамиды свидетельствовали о чрезвычайно сильном нера­венстве людей в египетском обществе.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из еги­петских пирамид – пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воп­лотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих рабо­тах было занято огромное количество людей — сотни тысяч. Размеры пирами­ды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор. Пира­мида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней. Уди­вительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована пре­красно отполированными известняковыми плитами, внутри имелось несколь­ко длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Их назначение — запутать грабителя, если ему удалось бы проникнуть внутрь сооружения.

Пирамида Хеопса вместе с другими пирамидами, высящимися в Гизе, — Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света. Вокруг пирамид ве­ликих фараонов находится множество  гробниц, которые образуют целый го­род со своими улицами и перекрестками.

Во II тыс. до н.э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительным, да и сами пирамиды становятся меньше. К началу I тыс. до н.э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили также часто, как и пирамиды. Разграбление усыпальниц фараонов было свой­ственно всем периодам древнеегипетской истории, хотя египтяне боготвори­ли и боялись своих фараонов.

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец – храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне,  а у скал Ливийского нагорья.

Второе – усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма.

За основным ядром комплекса шел небольшой открытый  двор, окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая главная новация – захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; богатейшая декорировка, широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды,  размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.

Основным средством архитектурной выразительности была колонна: в карнакском храме их 270, в луксорском – 151. Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в.до н.э.    

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая – вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса). Вторая – квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой. Третья – самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские “заросли” каменного папируса имело и “световую драматургию” от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта т.н. Рамсес Сум: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), которые полностью высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

Рельефы

От Древнего царства дошло большое число гробничных изображений. В это время окончательно складываются тематика, схемы расположения сцен, основные композиции. Происхождение главных сюжетов связано с культовыми потребностями. Изображение мертвого перед жертвенным столом и перечисление жертв как бы подкрепляло и увеличивало те действительные дары, которые приносились в гробницу. Со временем рельефы занимают все больше места, расширяется тематика. Постоянны сцены принесения даров, заклания жертвенных животных; как расширение этих сюжетов появляются сцены земледелия, рыболовства, охоты на Ниле и в пустыне. Со времени V династии, когда в связи с повышением политического значения знати некоторые обряды из царского культа переходят в частный, усложняется планировка гробниц и прежний круг сюжетов развивается в многофигурные композиции, основная идея которых – обессмертить то, что представляло ценность для вечной жизни. Однако, появляются и детали, как будто не имеющие прямой связи с этой исконной тематикой: например, наказание земледельцев, не внесших причитавшихся с них продуктов заупокойного культа, и другие. Со Среднего царства в круг сюжетов включаются воинские сцены, сцены прихода иноземцев, а также новые культовые сюжеты, обусловленные широким распространением осирического культа.

Рельефы царских и городских храмов помимо обеспечения посмертного благополучия имели еще и задачу прославления фараона, увековечения его деяний и в связи с этим отображения конкретных событий данного царства. Это особенно показательно для Нового царства (анналы Тутмоса III, сцены кадетской битвы или битвы с "народами моря").

Рельефы и росписи, как и скульптура, были тесно связаны с архитектурой гробниц и храмов. Изобразительный декор подчеркивал назначение помещения. Даже стереотипные на первый взгляд сцены жертвоприношений существенно варьируются в зависимости от богов, получающих жертву, их культовых имен и рода жертв.

Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри контура. Все фигуры и фон обычно раскрашивались, так что стены превращались в ковры цветных изображений. Используя декоративные возможности египетской письменности, художники заполняли надписями пустые места внутри композиции или между различными сценами. Господствующее положение занимал владелец гробницы. Композиция скорее читалась, нежели смотрелась. Основные правила для плоских изображений и росписей формируются, как и для скульптуры, в период Раннего царства. Передача трехмерного пространства в двухмерном изображении не просто техническая задача – ее решение зависит от определенного отношения к действительности. Египтяне передавали действительность такой, какой знали, а не такой, какой она кажется, - отсюда и все существенные особенности. Тело или предмет изображали не таким, как его видят в целом, с определенной точки зрения, в какой-то случайный момент, а соединяя отдельные его части в наиболее характерном для каждой из них виде. Так, лицо человека, локти и ноги показывали в профиль, а глаза и плечи – в фас. Тот же принцип можно наблюдать и в больших композициях, отдельные сцены которых нельзя сводить к одному временному пункту. Большие сцены передаются при помощи суммирования отдельных частностей, с целью дать наиболее полное представление об изображаемом сюжете. Например, в сцену охоты включаются отдельные сюжеты, относящиеся к жизни животных в пустыне, в военные композиции - жизнь лагеря, марширующие солдаты, собственно битва и т.д.

Все изображаемые люди и предметы мыслились живущими и требовали телесной полноты. Поэтому, как правило, мастера заботились о том, чтобы избегать пересечений хотя бы у главных фигур, а отдельные сцены располагали поясами, одну над другой. Со Среднего царства художники стали широко использовать художественные возможности росписи, а со временем в некоторых случаях даже отказывались от контуров, добиваясь этим особой живописности.

Существование определенных правил было исключительно важно для поддержания ремесленной традиции, без которой немыслимо древнеегипетское искусство. Со временем менялись вкусы, представления об идеале. Соответственно с этим изменялись пропорции фигур, насыщенность композиции деталями и т.д. И хотя общая схема оставалась прежней, внутри ее всегда было достаточно простора для проявления знаний, наблюдательности, творческих исканий и фантазии художника.

Информация о работе Цивилизация Древнего Египта