Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:25, контрольная работа
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…3
Античная мифология и религия…………………………………..…….. 4
Географические условия формирования греческой цивилизации……11
Связь материальных оснований существования греческих полисов и культуры Эллады………………………………………………………………..12
Специфика исторического развития древнегреческой цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………21
Цивилизация минойского Крита отличалась чрезвычайным динамизмом и развивалась в необыкновенно быстром темпе. По мироощущению минойцы близки древним грекам. Они обладали удивительной способностью радоваться жизни и воспринимать красоту окружающего мира. Болезненно переживая его несовершенство, минойцы, как и греки, стремились внести в него гармонию и порядок, постоянно преобразовывали его, если не в действительности, то хотя бы в своем воображении. Судя по изображениям на фресках, крестьянский труд, война, охота не занимали важное место в системе ценностей минойцев. Они отошли от прагматичного взгляда на жизнь, сделав установку на досуг и наслаждения, которыми прикрывали свой страх перед окружающим миром. Минойская цивилизация исчезла так же стремительно, как и появилась. Около 1450 г. до н.э. большинство поселений и дворцов на Крите погибло в результате грандиозного извержения вулкана на соседнем (120 км) острове Фера (совр. Сантино).
На смену минойской культуре приходит ахейская, расцвет которой относится к XV-XII вв. до н.э. Сформировалась она в Пелопоннесе (Арголида), постепенно распространяясь в Среднюю и частично Северную Грецию, на Киклады, Родос, Крит. Ахейскую культуру открыл на месте древнего города Микены (отсюда ее другое название микенская) Генрих Шлиман, проводя раскопки в поисках легендарной Трои. Позже в Тиринфе, Пилосе (Южная Греция), Афинах, Фивах и других центрах были открыты дворцы, напоминающие мегалитические постройки Передней Азии. Ахейские дворцы представляли собой укрепленные цитадели, имеющие симметричную планировку. Они являлись центрами небольших поселений, располагавшихся на неприступных горных возвышенностях и, в отличие от неукрепленных критских дворцов, выполняли задачи обороны и защиты своей округи. Все помещения во дворцах имели четкое назначение. Здесь хранили оружие, устраивали праздники, совершали религиозные обряды и церемонии, содержали общегосударственную житницу, размещали чиновников. Дворцовое хозяйство ахейцев включало переработку сельскохозяйственных продуктов, прядение, ткачество, металлообработку, велась активная торговля, как внутренняя, так и международная. Ахейские государства существовали автономно, но в некоторых случаях они объединялись, как, например, для похода на Трою. Описание этой войны мы находим на страницах гомеровских поэм Илиада и Одиссея. У ахейцев была своя письменность, основные элементы которой они заимствовали у минойцев. Ею пользовались вплоть до вторжения дорийцев. На глиняных табличках, найденных в Микенах и Пилосе, обнаружен тип письма, получивший название линейное письмо Б. В 1952 г. его удалось расшифровать молодому английскому архитектору Майклу Вентрису.
В XII в. до н.э. процесс цивилизационного развития греков-ахейцев был прерван вторжением более примитивных северных племен, в том числе дорийцев, которые к этому времени уже обладали железным оружием. Города Микены, Тиринф, Пилос и другие были разрушены и сожжены, ремесло и торговля пришли в упадок, резко сократилась численность населения. Агония ахейской цивилизации длилась около ста лет. Ахейские государства исчезли, слоговую письменность забыли. Часть населения была уничтожена, другая же частично спаслась в Аттике.
В XI-IX вв. до н.э. греки оказались в зоне достаточно продолжительного упадка и застоя, регрессивной щели между микенской цивилизацией и рождением цивилизации классической. Это время называют темными веками, гомеровским периодом и предполисным периодом. В своем развитии Греция оказалась отброшенной на рубеж III-II тыс. до н.э. и переживала упадок земледелия и ремесла. Темные века не дали памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства. Но в это время греки освоили железо, в обществе произошло имущественное расслоение. А власть царей стала наследственной. Рождался новый тип организации общества греческий полис1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о греческой культуре, мы имеем возможность "на близком расстоянии" обсуждать множество вещей: политический строй, систему хозяйствования, бытовые и семейные отношения, религию, обряды, спортивные соревнования, мифологию, науку, философию, искусство, этику, публичную риторику, образование и воспитание.
Главные
особенности античной культуры: ее
синкретизм, компактность, органичность,
укорененность в народном сознании,
слитность гражданских и личных
отношений, публичного и приватного,
интеллектуальная свобода и агональный
дух при отсутствии касты профессиональных
идеологов - жрецов, уравновешенность
интеллектуального, зрительно-образного
и эмоционально-деятельного компонентов.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Учебное пособие по
2.
Гуревич П.С. Культурология:
3. Миф как форма культуры. Культурология: учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин - М.: «Центр», 1996.
4. Вебер М. Наука как призвание и профессия. - М.: «Прогресс», 1990.
5.
Розанов В.В. Религия.