Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:06, контрольная работа
Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири — урманом. Опушка леса — это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности — мяндач. А на сухой возвышенности — бор. И сама сосна в бору — конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства — и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго — 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек — уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья — колки. Привычная нам роща — это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности — грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса — дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится — калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.
Что такое лес? ---------------------------------------------------- стр. 3
Основные виды построек на Руси.-------------------------- стр. 4
Прикладное искусство резьбы по дереву ----------------- стр. 13
Плоскорельефная резьба по дереву ------------- ---------- стр. 17
Геометрическая резьба по дереву -------------------------- стр. 18
Контурная резьба по дереву --------------------------------- стр. 19
Ажурная (сквозная) резьба по дереву --------------------- стр. 20
Прялка ------------------------------------------------------------ стр. 22
Деревянная посуда --------------------------------------------- стр.24
Методы спасения памятников деревянного зодчества стр. 26
Список литературу --------------------------------------------стр. 32
Гибель самой оригинальной части нашей национальной культуры - еще не осознанная обществом катастрофа. Ее основные причины следующие: приближение предельного возраста жизнеспособности жилых построек, возведенных более ста лет назад, и культовых, построенных более двухсот лет назад; многочисленные пожары и почти полное отсутствие какой бы то ни было противопожарной защиты; целенаправленное разрушение церквей и часовен в 1930-1950-х гг.; резкое изменение бытового уклада крестьянской жизни после коллективизации; несмотря на принятие нового закона об охране культурного наследия, отсутствие действенного законодательства в области охраны памятников; недостаточное в прошлом финансирование государством ремонтно-консервационных работ на памятниках деревянной архитектуры и почти полное прекращение их теперь; отсутствие службы постоянной поддержки даже выдающихся памятников. К тому же теперь, после бездумного разделения органов охраны объектов культурного наследия на региональные и федеральные, памятники просто-напросто остались бесхозными: у семи нянек дитя без глазу.
Неудивительно,
что ныне стала предельно актуальной
проблема спасения того немногого, что
еще осталось от деревянного зодчества.
Главным способом сохранения памятников
деревянной архитектуры на протяжении
последних 30-40 лет была их перевозка
в музеи под открытым небом, что
неизбежно приводило к изъятию
памятников из их естественного окружения,
исторически сформировавшейся среды,
а местные жители лишались самых
зримых свидетелей истории родного
края. К тому же необходимо иметь
в виду, что при перевозке древесина
заменяется новой на 50 % и более, декоративные
детали в своем большинстве
Критерий подлинности за редкими исключениями не был определяющим при принятии реставрационных решений. Реставрация методом полной переборки, осуществленная на изначальных местах, отличалась лишь тем, что памятник оставался в родной для него среде. Конечно, в ряде случаев переборка являлась единственным способом спасения гибнущего храма, но до сих пор не выработано строго объективных критериев для решения этого острого вопроса.
Мне представляется
необходимым осознать устаревшим понятие
«оптимального облика» как
В 1960-1980 гг. в европейской части России были созданы следующие музеи под открытым небом: на острове Кижи в Карелии, в Малых Корелах под Архангельском, в Витославлицах под Новгородом, в Подмонастырской слободе около Ипатьевского монастыря в Костроме, в Хохловке под Пермью, около Кремля в Суздале, около Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой, в селе Василеве под Торжком (Тверская область) и на Щелоковском хуторе под Нижним Новгородом, в д. Семенково под Вологдой.
За исключением
Кижей, где музей возник вокруг древнего
погоста, все перечисленные музеи
- новые образования. В отличие
от зарубежных аналогов здесь акцент
сделан не столько на типичные объекты
преимущественно
Тем не менее при всех изъянах названные музеи, конечно же, способствуют популяризации народного зодчества, включению его в современную жизнь, а также в какой-то мере и сохранению, пусть даже в искусственной среде и в виде сооружений, подчас приближающимся к макетам в натуральную величину. Бесспорно и то, что формирование музеев явилось толчком к массовому изучению памятников, сбору разнообразных сведений, с ними связанных. Однако, к сожалению, ни один музей не стал методическим и организационным центром для сети местных музеев-филиалов, которые должны были бы возникнуть вокруг «своих» памятников. Так или иначе, но музеи под открытым небом все более являются чуть ли не единственным источником знания новых поколений о народном зодчестве и строительной культуре прошлого. И тут надо сказать о ставшей чрезвычайно острой для музеев проблеме текущих ремонтов перевезенных в них памятников. Назрела необходимость создания там служб поддержки и школ плотников-реставраторов. Первый шаг в этом направлении в виде «Плотницкого центра» уже сделал Кижский музей-заповедник.
К сожалению, не получили у нас развития национальные парки - несравненно более совершенная форма сохранения культурного и природного наследия. В этом отношении счастливым исключением является Кенозерский национальный парк, где, кстати сказать, осуществляется плодотворное сотрудничество с норвежскими реставраторами.
Между тем как раз именно Норвегия, где сохранились деревянные церкви XII- XIII вв., дает нам пример бережного и заботливого отношения к этой наиболее хрупкой части своего культурного наследия. Там понимают, что их деревянная архитектура - это предмет национальной гордости, привлекающий туристов со всего мира, ибо такого рода памятники, отличающиеся высочайшими художественными достоинствами, сохранились лишь в двух странах Европы - у них на родине и в России.
Для спасения остатков деревянного зодчества в нашей стране необходимо принятие ряда экстраординарных мер. Вот основные из них:
1. Проведение
тщательной фиксации (мониторинга)
гибнущих памятников по
2. Разработка
программы первоочередных
3. Создание
временного комитета по
4. Временный
отказ от реставрации
5. Срочное
утверждение государственных
6. Создание плотницких центров (школ) и бригад для проведения таких работ;
7. Признание
того факта, что правильно
8. Для
противоаварийных работ
9. Принятие
мер для развития и поддержки
системы национальных парков
в местах наибольшего
10. Создание
на основе двустороннего
Разумеется,
названные предложения могут
быть уточнены и расширены. Однако надо
признать, что неосознанность обществом
и властными структурами
Бездействие же с неизбежностью приведет к тому, что от народного зодчества, этой яркой и оригинальной страницы не только в истории русской, но и мировой культуры, не останется достаточно полных сведений. Мы - последнее поколение, которое еще может выполнить эту поистине историческую задачу.
Список литературы:
Страница