Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:06, реферат
Вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как социально-историческая и эстетическая целостность. Поэтому для определения сущности культуры я использую философско-эстетический анализ проблемы. При этом следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя ее «зачатки» обнаруживаются на самых ранних этапах развития общества, они не сразу получают адекватное отражение в сознании людей. Такое отражение становится возможным на более высоком уровне развития общества и самого человека. Пока жизнедеятельность людей зависела от неподвластных им сил природы, решающую роль в своей жизни они приписывали не самим себе, а обстоятельствам, которые они обожествляли, превращая в предмет религиозного почитания и культа. Природа наделялась специфическими человеческими чертами сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. И лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих, от их собственной продуктивно-творческой деятельности. По мере такого осознания и вырабатывались первые представления о культуре.
1. Деятельностный подход в изучении культуры…………………………………………………....1
2. Понятие «культура»…………………………………………………………………………………..2
3. Структура культуры………………………………………………………………………………….2
4. Функции культуры…………………………………………………………………………………....3
5. Искусство в системе культуры……………………………………………………………………...3
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Деятельностный подход
в изучении культуры…………………………………………………...
2.
Понятие «культура»………………………………
3.
Структура культуры………………………………
4.
Функции культуры……………………………………
5.
Искусство в системе
культуры…………………………………………………………
Вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как социально-историческая и эстетическая целостность. Поэтому для определения сущности культуры я использую философско-эстетический анализ проблемы. При этом следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя ее «зачатки» обнаруживаются на самых ранних этапах развития общества, они не сразу получают адекватное отражение в сознании людей. Такое отражение становится возможным на более высоком уровне развития общества и самого человека. Пока жизнедеятельность людей зависела от неподвластных им сил природы, решающую роль в своей жизни они приписывали не самим себе, а обстоятельствам, которые они обожествляли, превращая в предмет религиозного почитания и культа. Природа наделялась специфическими человеческими чертами сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. И лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих, от их собственной продуктивно-творческой деятельности. По мере такого осознания и вырабатывались первые представления о культуре.
Поскольку субъектом культуры является сама человеческая личность, сущность которой раскрывается через активное, творческое начало, заложенное в природе человека, то среди многообразия взглядов на сущность культуры и самого человека одним из наиболее плодотворных в науке является деятельностный подход. В отличие от животного, именно человек обладает способностью целенаправленно и сознательно взаимодействовать с природой и другими людьми. В то время как жизнедеятельность животных подчинена в большей степени их приспособлению к условиям окружающей среды обитания, деятельный труд человека носит продуктивный характер и направление на преобразование не только своего непосредственного окружения, но и себя самого. Жизнедеятельность животных словно запрограммирована к определенной и относительно стабильной экологической среде и отсюда ее одномерный характер, практически неизменный в пределах нескольких поколений.
Жизнь человека в значительной степени направлена на осмысление своего бытия, на постановку сущностных вопросов этого бытия. Что есть мир и что есть Я в этом мире? В чем истина бытия и Кому принадлежит эта тайна? Что есть Благо, Любовь? Что такое Счастье, Добро, Красота? Нескончаемая череда вопросов и попытки найти на них ответы. Поиском ответов и их символизацией посредством языка искусства, науки, религии, мифологии и других форм духовного бытия и занята культура на протяжении многих тысячелетий своей истории.
Человек – венец творения. Но всякий ли человек? Всегда ли он реализует свой талант или направляет свои усилия и волю на что-то иное? От чего зависит его свобода выбора? Является ли он творцом своей судьбы? От мифологических представлений и художественных образов в искусстве – до научных теорий и политических дискуссий в культуре каждого народа накоплено немало ответов на эти вечные вопросы.
Роль
каждого вида духовной культуры здесь
поистине неоценима. Искусство –
с помощью художественного
В
понимании культуры нашло выражение
осознание человеком своей
1
роли в действительном мире, только ему свойственной активности, несводимой к действию ни
природных, ни божественных
сил, что означало рождение «культа»
самого человека, пришедшего на смену
всем иным культам древности. Возникновение
самостоятельного понятия «культура»
ученые лингвисты относят к XVIII в.
На рубеже средних веков и Нового
времени произошли существенные сдвиги
в общественном бытии человека, которые
коренным образом изменили отношение
человека к окружающему миру и самому
себе. Разрушились старые традиционные
патриархальные связи и отношения, которые
связывали человека с природными условиями
его жизни. Благодаря общественному труду
человек осознал свои действительные
возможности, что, по-видимому, и привело
к рождению понятия, наиболее полно фиксирующего
результаты и последствия его деятельности
– понятию культуры. Итак, что же такое
культура?
Слово «культура»
встречается практически во всех
языках народов мира. В переводе
с латинского оно означает «возделывание».
В философском
Культура – явление многосложное, имеющее свою структуру. Она делится на духовную и материальную, что явилось следствием исторического разделения труда на умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники.
Культура тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка передачи от поколения к поколению этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры – религия и искусство – стояли у истоков ее возникновения задолго до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).
Проблема соотношения религии и искусства является одной из центральных при рассмотрении необъятного мира человеческой культуры и созданных им общечеловеческих ценностей, имеющих специфические средства и формы выражения в каждой национальной культуре. Имея своим предметом «внутреннюю реальность», искусство и религия своими корнями были тесно связаны с ритуальным опытом древнего человека. Глубинные пласты сакрального питали искусство на всем протяжении его истории. Визуально и вербально воплощались в образы, содержащие в себе «проект» связи с миром «внутренней (подлинной) реальности», миром идеальных сущностей. Древние люди хорошо знали, что прикасаться к миру божественных тайн необходимо со всей осторожностью и соблюдая определенные условия. Мир европейской христианской культуры был наполнен символами и образами божественных откровений созданными по Образу и подобию, закрепленный и свято оберегаемый традицией. Однако со временем традиция пошатнулась, и уже «то, что было откровением для людей, живших в эпоху Просвещения, древние явно разумели…»
Действительно,
культура человечества богата и многообразна
в своих проявлениях. Она включает в себя
все, что создано трудом, разумом и творческой
энергией человека – начиная от орудий
труда, средств транспорта, технических
изобретений и научных открытий, норм,
философских учений, систем политической
власти, права, религиозных верований,
разнообразных традиций, ритуалов и праздников.
Весь окружающий человека мир это мир
созданной им
2
культуры, которая
пронизывает собой все сферы
человеческой личности и общественную
жизнь. Являясь для человека естественной
средой обитания, культуру называют также
«второй природой».
Чем значительнее
роль культуры в жизни общества,
тем многообразнее ее функции. Важнейшая
– гуманистическая функция
Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. В свою очередь, чтобы понять природу искусства, необходимо рассмотреть его в контексте всей человеческой культуры, элементом которой оно является, наряду с религией, мифологией, моралью, философией, наукой, правом и другими его формами. «Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь…», - писал В. Кандинский в работе «О духовном в искусстве».
Искусство
возникло на заре становления и культуры
и самого человека вместе с религией,
с которой оно связано
Являясь
специфической и уникальной формой
духовной культуры, а также продуктом
человеческой деятельности, искусство
содержит в себе противоречие духовного
и телесного, которое присутствует
и в самом человеке. С одной стороны,
искусство обращено к миру высших духовных
ценностей и стремится «дотянуть» до них
обычного человека, формируя эстетические
потребности и совершенствуя его внутренний
мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит
миру материальному, который не всегда
согласуется с миром духовных ценностей
(а чаще ему противоречит), и поэтому искусство
направлено также на эстетизацию среды,
в которой обитает
3
человек, становясь дизайном. Участвуя в художественном конструировании этой среды и продуктов человеческой деятельности, оно направлено также на этсетизацию материального потребления. Такое искусство не лишено «практического интереса» и прикладная роль становится для него основной.
Однако и «чистое» созерцание и любование предметом, которое И. Кант считал специфической чертой эстетического, также до конца не реализует онтологического назначения искусства, которое лежит в глубине сакрального. Это «чистое» созерцание приводит к эстетизму и чувственному наслаждению, при этом в художественном образе форма начинает преобладать над содержанием, а со временем и вовсе становится не столь важной и значимой.
Информация о работе Деятельностный подход в изучении культуры