Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:24, реферат
Оригинальную концепцию исторической динамики культуры предложил Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975), английский философ, историк, автор 12-томного труда ''Исследование истории'' (1934 - 1961). Единицей исследования у Тойнби является не национальное государство и не человечество в целом, а цивилизация. Цивилизации - это общества с большой протяженностью как в пространстве, так и во времени.
Реферат на тему
«
Динамика культуры А.Тойнби»
Оригинальную концепцию исторической динамики культуры предложил Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975), английский философ, историк, автор 12-томного труда ''Исследование истории'' (1934 - 1961). Единицей исследования у Тойнби является не национальное государство и не человечество в целом, а цивилизация. Цивилизации - это общества с большой протяженностью как в пространстве, так и во времени. Содержание цивилизации составляют три компонента социальной жизни - экономический, политический и культурный. Их соотношение в различные периоды истории было неодинаковым. Основу же цивилизации в концепции Тойнби составляет религия.
Тойнби высказывает
мысль о множественности
В начальный период исследования Тойнби выделяет 21 цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цивилизаций. Большинство из них умерло и забыто. В настоящее время сохранилось лишь 5 цивилизаций:
1. Западная христианская
(страны Западной Европы, Америки,
Австралии, где получил
2. Православная христианская (страны Юго-Восточной Европы и Россия).
3. Исламская на Ближнем Востоке.
4. Буддистская на Дальнем Востоке (в Китае и Японии).
5. Индуистская в Индии.
Тойнби не исключал
взаимосвязи, взаимодействия различных
цивилизаций. Более того, он считал
эту взаимосвязь важным фактором
исторического развития и даже сформулировал
'' закон встреч цивилизаций ''. Такая
встреча произошла между
Тойнби попытался ответить на вопрос, как происходит развитие цивилизаций. Отвечая на этот вопрос он сформулировал теорию ''вызова - ответа''. Суть этой теории заключается в следующем. Возникновение цивилизации и ее развитие определяется способностью людей найти и дать правильный, адекватный ответ на ''вызов" среды. Развитие цивилизации - это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы, стимулы могут быть как природными так и социальными. Тойнби считает, что наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может разрушить ее.
Среди стимулов природной среды Тойнби выделяет:
1) стимул бесплодной земли;
2) стимул новой земли.
По мнению Тойнби,
неблагоприятные природные
Кроме стимулов природной среды Тойнби выделяет стимулы человеческого окружения; которые включают:
1) стимул удара (реакция на нападение);
2) стимул давления (''форпост'');
3) стимул ущемления (бедность, рабство, национальная дискриминация).
Таким образом, именно стимулирующее воздействие со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его развиваться.
По мнению Тойнби, выработка нужной реакции на вызов среды - это функция творческого меньшинства, которое выдвигает новые идеи, проводит их в жизнь, увлекает за собой остальных. Определяющую роль в историческом процессе Тойнби отводит выдающимся, творческим личностям. Личность такого рода встречается редко. Тойнби называет ее героем, ''сверхчеловеком'', сильной личностью.
Далее Тойнби пытается
ответить на вопрос, почему происходит
упадок цивилизаций? Он обращает внимание
на то, что упадок цивилизации нельзя
объяснить внешними причинами - космическими
или географическими факторами,
натиском врагов извне, который как
правило укрепляет растущую цивилизацию.
Нельзя объяснить его и упадком
техники и технологии, поскольку
упадок цивилизации является причиной,
а упадок техники - следствием или
симптомом. По мнению Тойнби, надлом, а
затем и гибель цивилизации наступает
тогда, когда силы творческого меньшинства
иссякают, оно оказывается неспособным
справиться с обстоятельствами, новыми
проблемами. Оно уже не может давать
правильные ответы на вызовы среды
и допускает роковые ошибки. Такой
ошибкой в греческой
Тойнби замечает, что
если в период расцвета цивилизации
масса подражает элите, то в период
надлома цивилизации они
Творческое меньшинство,
стремясь предотвратить распад цивилизации,
создает универсальное
Стадия упадка, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели (распада). Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, надлом древнеегипетской цивилизации произошел в XVI в. до н. э., а погибла она только в V в. н. э. Период между надломом и гибелью охватывает почти 2 тысячелетия ''окаменевшего существования'', ''жизни в смерти''. Но как бы долго это не продолжалось, большинство цивилизаций в конечном итоге исчезает, уступая место другим. Оценивая состояние современной западной цивилизации, Тойнби обнаруживает в ней симптомы кризиса, но надеется, что еще возможно ее спасение на путях возрождения духовности.