Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:35, реферат
Диссиденты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей.
Особое место внутри диссидентского мира занимало правозащитное движение, которое объединило разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое. Правозащитники создали единое информационное поле, поддерживавшееся самой диссидентской активностью, что радикально отличало ситуацию 1960-х — 1980-х от разрозненных попыток создать политическое подполье в 1950-е гг. С середины 1960-х по начало 1980-х гг. данное направление независимой гражданской активности абсолютно доминировало на общественной сцене.
Диссиденты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей.
Особое место внутри
диссидентского мира занимало правозащитное
движение, которое объединило разрозненные
проявления независимой гражданской
и культурной инициативы в единое
целое. Правозащитники создали единое
информационное поле, поддерживавшееся
самой диссидентской
Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Как таковой единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовал.
Ещё в 1983 году Людмила Алексеева выделила несколько «идеологических типов» диссидентов в СССР:
«истинные коммунисты» — ориентировались на марксистско-ленинское учение, но считали, что в СССР оно искажено (например, Рой Медведев, НКПСС, «Молодые социалисты»);
«либералы-западники»
— считали «правильным» строем капитализм
западноевропейского или
«эклектики» — сочетали разные взгляды, противоречащие официальной идеологии СССР;
русские националисты — сторонники «особого пути» России; многие из них большое значение придавали возрождению православия; некоторые были сторонниками монархии;
иные националисты (в Прибалтике, на Украине, в Грузии, Армении) — их требования варьировали от развития национальной культуры до полного отделения от СССР. Они часто провозглашали себя либералами, но, добившись в период распада СССР политической власти, некоторые из них (например, Звиад Гамсахурдия) стали идеологами этнократических режимов. Как писал Леонид Бородин, «количественно националисты Украины, Прибалтики и Кавказа всегда преобладали в лагерях. Между националистической оппозицией и московским диссидентством, безусловно, были связи, но по принципу — „с паршивого москаля хоть шерсти клок“. Вяло приветствуя антирусские настроения московских оппозиционеров, националисты не связывали свои успехи с перспективами московского диссидентства, возлагая надежды на крах Союза в экономическом соперничестве с Западом, а то и на третью мировую».
К диссидентам причисляли также активистов сионистского движения, «отказников», активистов крымско-татарского движения за возвращение в Крым (лидер — М. А. Джемилев, а также религиозных деятелей-нонконформистов (православных — А. Э Краснов-Левитин, Б. В. Талантов, Г. П. Якунин, Д. С. Дудко, «истинно-православных христиан», баптистских — Международный союз церквей евангельских христиан - баптистов, католических в Литве, пятидесятников).
С конца 1960-х смыслом деятельности или тактикой многих диссидентов, придерживавшихся разной идеологии, стала борьба за права человека в СССР — прежде всего, за право на свободу слова, свободу совести, свободу эмиграции, за освобождение политических заключённых («узников совести»)
Деятельность:
Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготавливали и распространяли самиздат (изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д.), устраивали демонстрации (например, «Митинг гласности», Демонстрация 25 августа 1968 года), пытаясь довести до общественности информацию о реальном положении дел в стране.
Позиция властей:
Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества»; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».
Официальная пропаганда стремилась представить диссидентов агентами западных спецслужб, а диссидентство как своего рода профессиональную деятельность, которая щедро оплачивалась из-за рубежа.
Некоторые диссиденты действительно получали гонорары за опубликованные на Западе произведения; советские власти неизменно старались представить это в негативном свете как «подкуп» или «продажность», хотя многие официально признанные советские писатели тоже публиковались на Западе и точно так же получали за это гонорары.
Преследования, которым
подвергались советские диссиденты,
заключались в увольнениях с
работы, арестах, ссылках, лишении советского
гражданства и выдворении из страны.
Итоги:
Большинство жителей СССР не имели информации о деятельности диссидентов. Диссидентские издания были по большей части недоступны для большинства граждан СССР, западное радиовещание на языках народов СССР до 1988 г. подвергалось глушению. К началу 1980-х годов, по свидетельству самих бывших участников диссидентского движения, с диссидентством как более или менее организованной оппозицией было покончено.
Ряд советских диссидентов
продолжают активную политическую деятельность
в современной России — Людмила
Алексеева, Валерия Новодворская, Александр
Подрабинек и др.