Автор работы: O********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа
Цель нашей работы: выделить основные этапы жизни и деятельности Д. И. Менделеева.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1.Ознакомиться с биографией ученого и его научной деятельностью и творчеством по его работам.
2.Выделить основные этапы и направления творчества ученого.
3.Область работы и период увлечения различными отраслями науки Д. И. Менделеева.
Были изучены первоисточники-работы Д.И. Менделеева:
1.Монография «Исследование водных растворов по удельному весу»,
2.«Основы химии».
3. "Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева", 1984 г.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Биография
1.1Детские и юношеские годы Д.И.Менделеева…………………………………………………………6
1.2 СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ………………………………………..7
Глава 2. Открытие периодического закона
2.1 Открытие периодического закона.……………………………………………………….10
2.2 Периодическая система химических элементов и строение атома..................14
2.3 Работы Д.И Менделеева ……………………………………………………………..16
Глава 3. Исследование по теории растворов
3.1 Гидратная теория растворов …………………………………………………………………19
Глава 4. Последние годы Д.И.Менделеева
4.1 Смерть Д.И.Менделеева......................................................................................................21
Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………………………..25
Приложение………………………………………………………………………………………………….26
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(
Кафедра
истории Отечества,
науки и культуры
Курсовая работа
Тема: Дмитрий Иванович
Менделеев
Студентка Филь Жанна Алексондровна…………………….
Руководитель, Гостенков Пётр Анатольевич …………………….
(должность)
Оценка за
курсовую работу_______________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………
Глава 1.Биография
1.1Детские
и юношеские годы Д.И.Менделеева…………………………………………
1.2 СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ………………………………………..7
Глава 2. Открытие периодического закона
2.1 Открытие периодического закона.……………………………………………………….
2.2 Периодическая система химических элементов и строение атома..................14
2.3 Работы Д.И Менделеева ……………………………………………………………..16
Глава 3. Исследование по теории растворов
3.1 Гидратная теория растворов …………………………………………………………………19
Глава 4. Последние годы Д.И.Менделеева
4.1 Смерть Д.И.Менделеева................
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Дмитрий
Иванович Менделеев (1834-1907) - великий
русский ученый-энциклопедист, химик,
физик, технолог, геолог и даже метеоролог. В своей курсовой работе
я обратилась к жизненному и научному
пути одного из самых ярких естествоиспытателей
к- Дмитрию Ивановичу Менделееву. Совершенно
неслучайно именно эта область была затронута
мной, так как, к сожалению, в нашем отечестве
большинству людей он известен лишь с
одной стороны, а конкретно как основоположник
периодического закона, то есть, попросту
говоря, как химик. Но это далеко не полная
картина. Цель моей работы и заключается
в том, чтобы открыть новые, доселе забытые
страницы этого человека. Наша литература
мало писала или деликатно обходила все
то, что касалось вклада, который внес
Дмитрий Иванович в науку, да и вообще
в общественную жизнь, так как многие его
открытия либо были куплены и внедрены
западом, либо просто не нашли применения
из-за смелости своего предположения.
Немногие, например, знают, что заслуга
перехода от аршин и пудов к цивилизованной
системе единиц принадлежит Менделееву,
или что труд, посвященный идее о судах,
способных пробираться сквозь льды (иначе
говоря ледоколах) также его творение.
Что уж тут говорить о этиловом растворе
и таблице химических элементов. Д.И. Менделеев
был один из немногих ученых, кто посвятил
свою жизнь целиком и полностью работе
на благо своей Родины. Вклад был колоссальным,
а вот отдача, выразившаяся в общественном
признании, носила не столь значительный
характер. Хотя сделав пользу научному
знанию, он он тем самым внес свою лепту
и в экономику. Но начнем с самого начала,
с того как все начиналось
Цель нашей
работы: выделить основные этапы жизни
и деятельности Д. И. Менделеева.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1.Ознакомиться с биографией ученого и его научной деятельностью и творчеством по его работам.
2.Выделить основные этапы и направления творчества ученого.
3.Область работы
и период увлечения различными отраслями
науки Д. И. Менделеева.
Были изучены первоисточники-работы Д.И. Менделеева:
1.Монография «Исследование водных растворов по удельному весу»,
2.«Основы химии».
3. "Летопись жизни
и деятельности Д. И. Менделеева", 1984
г.
Приложение.
Глава 1
1.1Детские и юношеские годы Д.И.Менделеева
Д.И.Менделеев
родился 27января 1834г. в Тобольске в семье
директора гимназии и народных училищ
Тобольской губернии Ивана Павловича
Менделеева. Это была большая дружная
и культурная семья трудового русского
интеллигента. И.П.Менделеев(1783-1847) получил
в свое время хорошее образование,окончи.В
1807 году. Главный педагогический институт
в Питербурге. В том же году он был назначен
в Тобольск учителем гимназии и до конца
1818г.Преподовал философию изящные искусства
и политическую экономию,а затем логику
русскую слововестность .В 1818г. его назначили
директором училищ Тамбовской губернии
а в 1823г. перевели на должность директором
училища Саратовской губернии. В 1827г.Затем
он вновь вернулся в Тобольск в качестве
директора гимназии. Мать Дмитрия Ивановича
,Мария Дмитриевна(1793-1850),
1.2 СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
Менделееву
было всего 15 лет когда он
в 1849 получил аттестат об окончании
гимназии .Предстояло решать: Что делать
дальше? В то время в России было лишь 7
университетов и несколько специальных
высших заведений. Ближайшим к Тобольску
был Казанский университет но у его матери
там не было никого из знакомых. В москве
же жил ее брат В.Д.Корнильев занимавший
видное место в московском обществе и
знакомый с влиятельными людьми. К нему
надеясь на помощь и отправилась Мария
Дмитриевна с детьми. В Москве Менделеевы
были хорошо приняты и прожили у Корнильева
зиму и часть весны. Молодой Менделеев
впервые получил возможность познакомиться
с большим культурным городоми его жизнью.
Однако в то время действовал закон согласно
которому окончившие гимназии могли поступать
лишь в тот университет к учебному округу
которого принадлежит данная гимназия.
Для Менделеева был открыт только доступ
в казанский университет так как Тобольская
гимназия принадлежала к казанскому учебному
округу. Но мать решила попытать счастье
в Питербурге надеясь на помощь влиятельных
друзей и одноклассников своей покойного
мужа еще служивших в Питербурских учереждениях.
Весной 1850 Мария Дмитриевна вместе с детьми
отправилась в Питербург. Но в Питербурге
Менделеева ожидала неудача . Хлопоты
о его поступлении в петербургский университет
ни к чему не привели по той же причине
что и в Москве. Возможность поступления
в Медико-хирургическую академию была
отвергнута ,так как оказалось, что Менделеев
не мог вынести даже пребывания анатомическом
театре. Но Главный педагогический институт
был закрытым учебным заведением. Студенты
не только учились но и жили в институте
и не могли выходить из его стен только
по разрешению инспектора . Д.И.Менделеев
был по своему характеру далек и по воспитанию
был далек. чтобы в такой атмосфере угодливости
к начальству, шпионажа и доносов и товарищей
превратиться в «подающего надежды благонадежного
чиновника».Перейти в другое ,открытое,
высшее учебное заведение он не мог по
той причине, что не имел средств. Скоро
Менделеев остался в Питербурге совершенно
одиноким. едва он приступил к занятиям
в институте, как умерла его мать (20сентября
1850г.). Через несколько месяцев Менделеев
получил известие из Москвы о смерти своего
дядя В.Д.Корнильева, а весной 1852г. от чахотки
умерла его сестра Лиза, с которой он приехал
в Питербург. Теперь лишь сибирские родные
могли помогать Менделееву материальную
помощь. Однако эта помощь была невелика
и случайна. В институте же Менделеев жил
на довольно скудном содержании. С первых
месяцев он должен был думать о заработке.
В каникулярное время нанимался на зажиточные
семейства репетитором, уезжая для этого
на дачи под Питербург. При всех серьезных
недостатках Главного педагогического
института как закрытого учебного заведения
преподавание отдельных дисциплин в нем
было поставлено хорошо. Учеба Дмитрия
Менделеева в Петербурге давалась нелегко.
На первом курсе он по всем предметам,
кроме математики, получил неудовлетворительные
оценки. Но на старших курсах дело пошло
по-другому - среднегодовой балл Менделеева
был равен 4,5 (из пяти возможных). В Главном
педагогическом институте, где его учителями
были такие известные ученые, как академики
и профессора Петербургского университета
физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский,
математик М.В. Остроградский, зоолог Ф.Ф.
Брандт, Менделеев почувствовал вкус к
учебе и скоро стал одним из лучших. Сама
обстановка института, при всей строгости
режима закрытого учебного заведения,
благодаря малому числу студентов, заботливому
к ним отношению и тесной связи их с профессорами,
давала широкую возможность для развития
индивидуальных склонностей. В 1854 г., когда
Д. И. Менделееву было всего 20 лет, появилась
его первая печатная работа о составе
минералов ортита и пироксена. В 1855 г. Д.
И. Менделеев окончил институт с золотой
медалью. Врачи посоветовали ему уехать
из Петербурга ввиду слабости его здоровья.
Дмитрий Иванович переселился в Симферополь,
а потом в Одессу, где работал в качестве
учителя гимназии. В 1859 г., после защиты
диссертации на степень магистра на тему
"Об удельных объёмах", он уехал за
границу в двухгодичную научную командировку.
В Гейдельберге Дмитрий Иванович работал
у выдающихся физико- химиков того времени
Бунзена и Кирхгофа, провёл исследование
над капиллярностью, расширением жидкостей
и температурой абсолютного кипения. Там
он впервые установил существование критической
температуры кипения жидкостей. За границей
Д. И. Менделеев напечатал несколько выполненных
им лабораторных исследований и познакомился
с рядом крупных иностранных учёных. По
возвращении в Петербург он погрузился
в кипучую педагогическую, исследовательскую
и литературную работу. В 1863 г. Д. И. Менделеев
получил место профессора Петербургского
практического технологического института,
а с 1866 г. - Петербургского университета,
где читал лекции по органической, неорганической
и технической химии. Кроме того, он преподавал
и в других учебных заведениях, среди которых
следует отметить Владимирские женские
курсы. В 1865 г. Д. И. Менделеев защитил диссертацию
на степень доктора химии на тему "О
соединениях спирта с водой".50спустя
после окончания института, в 1904г.,менделеев
отмечал, что он «обязан главному педагогическому
институте всем своим развитием».Менделеев
, поступивший в институт «не в очередь»,начал
слушание высшей математики и других дисциплин
с середины курса. Его товарищи уже учились
целый год. Несомненно, Менделееву было
нелегко догонять их, и надо удивляться,
что по дифференциальному и интегральному
исчислению и другим математическим предметам
он получил удовлетворительные годовые
отметки. Однако к концу года стало ясно,
что успехи Менделеева в науках недостаточны
для перевода его на старший курс1.
Он оказался по успехам на 25-м месте из
28 студентов курса. Повторное прохождение
дисциплин младшего курса оказался для
Менделеева весьма полезным. Он вполне
усвоил читаемые лекции и к концу второго
года пребывания в институте передвинулся
в число лучших студентов, имея пятерки
и четверки по всем основным предметам.
На старшем курсе,1853/54 учебном году Менделеев
учился еще лучше. У него были круглые
пятерки, несмотря на то что он часто болел
и значительную часть учебного времени
проводил в институтском госпитале. Несомненно
на старшем курсе Главного педагогического
института Менделеев уделял большое внимание
химии и минерологи. Профессорами С.С.Куторгов
и А.А.Воскресенский ему была предложена
тема небольшого исследования, посвященная
химическому анализу минералов ортита
и пироксена. Кроме того, по заданию тех
же профессоров Менделеев написал обширное
сочинение «Об изоморфизме». Эти работы
потребовали немало усилий и по своему
объему и содержанию далеко выходили за
рамки обычных студенческих курсовых
работ.
Д.И Менделеев в студенческие
годы.
1В Главном педагогическом институте было два курса – младший и старший. Каждый курс был двухлетни
2.1 Открытие периодического закона.
Д.И.Менделеев. Открытие периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеев(1869)завершило развитие атомистических представлений в 19веке.Оно показало ,что существует связь между всеми химическими элементами. Периодический закон ,по мнению Д.И.Менделеева, следуют рассматривать как "одно из...обобщений, как инструмент мысли, еще не подвергавшиеся до сих пор никаким видоизменениям", который "ждет... новых приложений и усовершенствований, подробной разработки и свежих сил". В 19 веке периодический закон и система элементов представляли лишь гениальное эмпирическое обобщение фактов; их физический смысл долгое время оставался нераскрытым. Открытие периодического закона подготовило наступление нового этапа развития науки- изучение структуры атомов. Это, в свою очередь, дало возможность глубже выяснить природу химических элементов и объяснить ряд закономерностей периодической системы. Близко к современному определение химического элемента было дано Д.И.Менделеевым: "Под именем элементов должно подразумеваться те материальные составные части простых и сложных тел, которые придают им известную совокупность физических и химических элементу отвечает понятие об атоме. В 1869 г. он открыл периодический закон один из основных законов естествознания. В своей знаменитой периодической таблице ученый расположил химические элементы в порядке возрастания их атомного веса и определил, что с изменением атомного веса меняются и свойства элементов. Предсказания Менделеева были подтверждены уже в 1875 году, когда французский химик Лекок Буабодран открыл редкий металл галлий и свойства этого элемента совпали с предполагаемыми. Затем были открыты другие новые химические элементы, и они заняли свои места в периодической таблице Менделеева
2ТЕМ САМЫМ ПОДЧЕРКНУЛ,ЧТО ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕСТЕСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И НИ В ЧЕМ НЕ НОСИТ ХАРАКТЕР ИСКУССТВЕННОСТИ .
Периодический
закон явился фундаментом, на котором
Менделеев создал свою книгу «Основы
химии».Периодический закон