Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:19, творческая работа
Именно благодаря чувству долженствования строится “мост” между личным счастьем и общественным благом, а также является точкой их соединения. Согласно этике Канта нравственное начало человека сводится к субъективному сознанию долга.
Долженствование
и этика Канта
Долг и долженствование. Эти понятия в нашей жизни являются одними из основополагающих человеческих взаимоотношений и построения взаимопонимания в существующем социуме.
Человек всегда обязывает и всегда должен.
Живя в обществе, мы ежедневно сталкиваемся с людьми, каждый наш поступок и каждое чувство которое мы ощущаем, на прямую или косвенно связаны с ними и оказывает влияние на них. Поэтому существует постоянная связь между человеком и долгом, так как если мы не будем соблюдать свой долг перед человечеством, как в целом, так и по отношению к отдельному лицу жизнь превратится в хаос.
Осознание долга и воплощение его в жизнь можно рассматривать как свою подлинную свободу. Отречение от долженствования приведёт нас к тому, что мы будем поступать лишь для удовлетворения своих прихотей. Ведь если не держать свои желания в кулаке и отступить от долженствования мы превратимся в безвольных существ, нравственно пустых, развращённых и падших.
Так согласно этике Канта нравственное начало человека сводится лишь к субъективному сознанию долга. Действие не “ сообразно с долгом”, а “ из чувства долга” - вот что имеет истинно нравственную ценность. Принцип “уважения к моральному закону” является центром кантовской этики, так как измеряет степень гуманности поведения. Только личность, согласно Канту, может выражать это уважение, которое является интуицией разума; осознание этого уважения сходно с осознанием законообразности долга и имеет характер необходимой всеобщности. Человек, по Канту, не просто разумное существо, он имеет свойство заранее рассуждать о своём поведении с моральной точки зрения, что и выражается в почитании морального закона.
Но с другой
стороны возникает чувство того что в
нынешней системе жизни, чувство долга
теряется так же как и многие человеческие
чувства связанные с моральностью, солидарностью
и просто понятиями необходимыми для того
чтобы ощущать целостность общества. Из-за
этого начинаешь задавать себе вопрос:
«А должен ли я…? И почему же я должен?».
И в этом случае нужно напомнить о противоречивости
долга и личного счастья. Ведь как было
- указано раньше - все люди взаимосвязаны
и из-за этого на счастье отдельного человека
строится благополучие общества в целом.
Смысл жизни заключается в связи добродетели
и блаженства. Только такой долг, который
способствует счастью человека и человечества,
имеет этическую ценность.
Этика Канта о долге, таким образом, есть
забота о достоинстве человека и о счастье
человечества.
Так что же такое долг и почему мы его выполняем…
Долг-это внутреннее
переживание, принуждающее нас поступать
в соответствии с нашими этическими
ценностями и строить свою жизнь
на основании этих требований. И
наша обязанность осознавать этот
долг ведь, по словам Иммануила Канта
“Чистое представление о долге имеет
на человеческое сердце... гораздо более
сильное влияние, чем все другие мотивы”,
и выполнять его по жизни с радостью и
не предвзято, не поддаваясь сомненьям
и раздумьям о последствиях. Именно благодаря
чувству долженствования строится
“мост” между личным счастьем и общественным
благом, а также является точкой их соединения.