Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 19:27, доклад
«Домострой»- ярчайший памятник русской культуры и быта допетровской Руси. Это свод правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. «Домострой» складывался очень долгое время, приводятся сведения, что сбор данного произведения происходил в течение нескольких веков. И это весьма правдиво, ведь любое народное произведение создавалось на протяжении долгих лет, неоднократно переписывалось и дополнялось.
«Домострой» как памятник русской жизни и нравов XV- XVI вв.
Эссе
«Домострой»- ярчайший памятник русской культуры и быта допетровской Руси. Это свод правил поведения, который охватывал все стороны жизни древнерусской семьи. «Домострой» складывался очень долгое время, приводятся сведения, что сбор данного произведения происходил в течение нескольких веков. И это весьма правдиво, ведь любое народное произведение создавалось на протяжении долгих лет, неоднократно переписывалось и дополнялось. Да нашего времени «Домострой» как литературный памятник 15 века дошел, главным образом, в обработке священника Сильвестра- духовника Ивана Грозного.
Что же представляет собой данный устав? Для чего же он был составлен?
Прежде всего, «Домострой» посвящен назидательным целям поучения; Это больше духовный регламент, основанный на текстах Священного Писания и Отцов Церкви. Ярко в нём прослеживаются идеи православия- целая глава посвящена духовным наставлениям. На тех же принципах строится и воспитание детей. Нужно "и учить их страху Божию, и вежливости, и всякому благочинию... И хранить их и блюсти чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу". (Домострой, Глава 19). На мой взгляд, этот фактор является самым важным в данном произведении, ведь он способствует духовному единению людей, стройности их устоев, послушанию.
«Домострой» проникнут нравственностью, он определяет отношения между членами семьи, отношение к Государю. Сейчас мы бы сказали, что он представляет традиционный семейный уклад, где во главе, бесспорно, стоит мужчина, отец. Он наделен гораздо большими правами и обязанностями, чем женщина, но в то же время должен с ней советоваться по ведению домашнего хозяйства. «Каждый день и каждый вечер, и утром, по колокольному звону, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести. А тому, кто на домашний расход закупает всякий припас, на еду деньги давать на неделю или на месяц, а когда истратит деньги да даст в них отчет и снова возьмет. Так все и видно: и харчи, и издержки, и служба». Это уже говорит о том, что женщина не была на правах рабыни, с её мнением должны были считаться.
Теперь стоит сказать о разделении обязанностей между мужчиной и женщиной.
Для этого приведем отрывок из Главы 21: «А тебе, господину, жену, и детей, и домочадцев надлежит учить: не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать; не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне — дружелюбным, с младшими и бедными — приветливым и милостивым, со всяким обращающимся к тебе разбираться без волокиты и, особенно, не обижать в оплате работника. Домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели, и сам так же поступай, тогда вместе от Бога получите милость». Как мы видим, здесь отчетливо прослеживается главенствующая роль мужа в семье, который должен был быть эталоном, олицетворением нравственности. Женщина должна была во всем слушаться мужа, а девушка - отца. Женщина ничего не смела покупать без разрешения мужа, ни с кем знакомиться без его согласия, ни ходить без его ведома в церковь. В настоящее же время всё с точностью да наоборот. Женщина проникла во все сферы жизнедеятельности и успешно и, что самое главное, самостоятельно в них функционирует. Безусловно, это подразумевает прогресс общества, однако, если задуматься, такое равноправие может иметь и отрицательные последствия. Можно предположить, что это разрушило традиционные устои семьи, в ней появилось больше свободы отношений. Относительная независимость супругов друг от друга расшатывает крепкие семейные узы. Конечно, нельзя так сказать о всех современных семьях, но, на мой взгляд, данная тенденция имеет почву для существования. Возьмем, к примеру, следующие строки из «Домостроя»: «Поучай жену плеткою, но не до смерти, а, поучив, утешь и наставление прочитай». То есть мужчина держал женщину в страхе и требовал справедливости и послушания. Поэтому такие вещи как измена и в голову не приходили жёнам того времени. Не следует также предвзято относиться к телесным наказаниям. Это, бесспорно, отрицательный момент, но с другой стороны, такие меры были в духе того времени, причем как в России Ивана Грозного, так и на Западе. Иными словами, для «тогдашнего» общества это было в порядке вещей. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит" - вот типичное описание России времен Ивана Грозного.
Вернёмся же к распределению обязанностей между супругами.
Итак, в обязанности хозяина входило:
- Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве.
- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.
- Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному.
- Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым.
- Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в амбарах и конюшнях.
- Огород и сад насаживать, о нем заботиться.
- Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.
- По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.
А что же требовалось от хозяйки:
- Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить.
- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.
- Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи.
- Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут – меру и счет знать во всем.
- Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.
- Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или проучить.
- Всегда беречься хмельного.
- Собирать приданое дочерям.
- Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.
И в этом распределении, собственно, и заключается всё ведение быта. Как видно, «Домострой» адресован, прежде всего, зажиточным семьям, которые в состоянии содержать слуг. Однако в нём оговариваются случаи, когда рекомендации и советы относятся к малоимущим хозяевам, что опять же говорит нам о разнонаправленности и всеобъемлющего охвата данного свода нравоучений.
Во всех взаимоотношениях "Домострой" призывает своих читателей быть честными, справедливыми и милосердными. Его поучения пронизаны и чувством долга, ответственности. Произведение очень демократичное не только по своей адресности, но и по жанру, по тематике, по языку, образному, сочному, народному, свободному от устоявшихся книжных оборотов и словоблудий, особенно когда речь идет об устроении домашнего хозяйства.
На мой взгляд, здесь стоит упомянуть место рождения «Домостроя». Считается, что он начал составляться в Новгороде в конце XV века. В то время город считался мощным демократическим центром, где справедливость стояла не на последнем месте. И как раз именно эти принципы были заложены в наш литературный памятник. Рачительность, бережливость, трудолюбие, несущие в семьи достаток, гостеприимство, помощь нищим, малоимущим, страдающим, милосердие к бедным, убогим, почтительность к старшим, честность в повседневных человеческих отношениях и отношениях с государством- всё это является фундаментом общественной и семейной жизни. Огромная часть «Домостроя» посвящена домовому хозяйству. Приводятся всевозможные кулинарные рецепты: «Как варить кисель», например.
Таким образом, в те времена "Домострой" объединял отдельные хозяйства крепкими нравственными узами, положительными установками, едиными поведенческими нормами в одно общее народное хозяйство, устойчивое ко всяким невзгодам, противостоял "грубости нравов" и "низкому уровню морали". Объединял, скреплял утверждением в жизни христианских добродетелей и призывами к жизни праведной.
Сейчас многие высмеивают данный свод правил, находят его попросту ненужным, хотя в нем заложены вековые ценности. Это показывает сущность нашего народа. Не стоит так пренебрегать тем, что было накоплено нашими предками в течение целых веков как полезное. Кроме того, «Домострой» представляется мне намного гуманнее, чем современные семейные кодексы и другие документы. Быть может, нам на самом деле нужен новый подобный свод правил, чтобы институт семьи снова укрепился во веки веков.
Информация о работе «Домострой» как памятник русской жизни и нравов XV- XVI вв