Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:08, реферат
В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.
В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.
В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.
Великая Империя,
Его государственное устройство
стало образцом для государств Европы,
которые появились гораздо
Шли годы. Римское государство росло, постепенно
превращаясь в империю. Победоносные войны
позволяли присоединять к нему все новые
и новые земли, получившие название провинций.
Усложнялась и налоговая система. На завоеванных
землях вводились коммунальные (местные)
налоги и повинности, причем чем более
упорное сопротивление оказывали римским
легионерам жители покоренных земель,
тем более высоким налогом они облагались.
Основные
налоги Римской империи,
взимавшиеся в разных
провинциях:
1. Сбор на
содержание надзора за рынком.
2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.
3. Дорожная пошлина.
4. Налог за закрепление сделки (налог с
продаж).
5. Сбор за ярлык для ослов.
6. Налог на наследство.
7. Сбор за обмен и размен денег.
8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции
и прикладывание печати. 9. Сбор со скота.
10. Налог на владение рабами.
11. Налог в продовольственный фонд столицы.
12. Земельный налог.
13. Специальный налог на огороды.
14. Налог на вино.
15. Налог на пшеницу.
16. Налог на огурцы.
17. Сбор с квартирной платы.
18. Сбор с рыботорговцев.
19. Сбор с ломовиков.
20. Сбор с банщиков.
21. Сбор с проституток.
22. Подушная подать.
23. Налог на доход от фиников.
24. Налог на доход с земли под постройкой.
25. Сбор на воздвижение статуй.
26. Сбор на содержание неимущих.
27. Квартирный налог.
28. Пошлины с вина.
29. Сбор на содержание бань.
30. Сбор на содержание именитых гостей.
31. Сбор на содержание речной стражи.
32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.
33. Сбор на содержание гарнизона.
34. Сбор на содержание сторожевых вышек.
35. Сбор на золотой венок в качестве выражения
верноподданнических чувств представителю
высшей власти.
36. Сбор на жалованье полиции.
37. Сбор на содержание и ремонт плотин.
38. Сбор на содержание сборщиков налогов.
39. Сбор на канцелярские принадлежности
для правительственных учреждений.
40. Сбор на устройство зрелищ.
41. Сбор на содержание начальника района.
42. Сбор на благотворительность.
43. Налог на торговый оборот.
44. Налог на мыло.
45. Пошлины ввозные и вывозные.
46. Пошлины на пропуск в ворота.
Римские граждане, проживавшие вне
Рима, платили как государственные,
так и местные налоги. Но если в мирные
времена они от государственных налогов
освобождались, то коренные жители провинций
таких налоговых льгот не имели, что служило
символом их подчиненного положения. Налоги
на доходы отсутствовали - их заменяли
налоги на наследство и подушный налог,
который платили все граждане Рима (по
схеме горизонтальной справедливости).
Сбором налогов в римских провинциях занимались
откупщики. Контролировать их деятельность
было довольно сложно, да и налогоплательщику
было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать
непомерно высокие налоги. Коррупция и
злоупотребление властью неизбежно вели
к экономическому кризису, который разразился
в 1 в. до н.э.
Чтобы исправить ситуацию, император
Гай Юлий Цезарь (100 - 44 годы до н.э.) вынужден
был пойти на налоговую реформу
- уменьшить количество налогов и
установить государственный контроль
за налогообложением. Но налоговое бремя
вновь стало возрастать. Император Октавиан
Август (правивший в 27 г. до н.э. - 14 г. н.э.)
так же провел реформу финансовой системы.
Он создал в провинциях финансовые учреждения,
которые контролировали налогообложение,
провел переоценку налогового потенциала
провинций, для чего был произведен обмер
каждой городской общины с ее земельными
угодьями, составлены земельные кадастры
и проведена перепись имущественного
состояния граждан. Сбором налогов, главным
из которых был поземельный, стали ведать
государственные чиновники.
Со времен Древнего Рима ведется и подразделение
налогов на прямые и косвенные. Так, к косвенным
относились: налог с оборота (1%), налог
при торговле рабами (4%), налог на освобождение
рабов (5% их рыночной стоимости), а также
налог с наследства (5%), которым облагались
лишь граждане Рима и который имел целевое
назначение - расходовался на пенсионное
обеспечение профессиональных солдат.
Уже в те далекие времена налоги не только
играли фискальную роль, но и служили дополнительным
стимулом развития товарно-денежного
хозяйства. Ведь они вносились деньгами,
для чего населению приходилось часть
продукции продавать. Это углубляло разделения
труда, урбанизацию.
Как это ни парадоксально, к концу существования
этой могущественной империи древности
государственный аппарат в ней располагал
огромными богатствами. Эти богатства
формировались к тому времени преимущественно
за счет налогов на добычу полезных ископаемых,
поборов с народов покоренных римлянами
колоний и даров.
Одной из первых
организованных налоговых систем, многие
стороны которой находят отражение и в современном
налогообложении, является налоговая
система Древнего Рима.
На ранних этапах развития Римского
государства налоговые механизмы использовались
исключительно для финансирования военных
действий. Граждане Рима облагались налогами
в соответствии со своим достатком на основании
заявления о своем имущественном состоянии
и семейном положении (прообраз декларации
о доходах). Определение суммы налога (ценз)
проводилось специально избранными чиновниками.
В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 годадо н.э. — 14 годан.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.
Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.
Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.
|
Римские сборы на содержание сборщиков
налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков
в современных условиях очень напоминает
видоизмененное формирование фонда социального
развития налоговой службы. К счастью,
Россия не унаследовала такие экзотические
римские налоги как сбор на золотой венок
в качестве выражения цезарю верноподданнических
чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор
за прикладывание печати. Интересно отметить,
что известный афоризм «Деньги не пахнут»
также связан с налогами. Это фразу произнес
римский император Тит Флавий Веспасиан
(9–79 г.г.), который ввел налог на отхожие
места. Так император ответил на вопрос —
зачем ты берешь налог за это.
1. Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи «Повести временных лет» перечисляются народы «иже дань дают Руси». Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.
Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.
Князь Олег Вещий (умер в 912 году), объединивший в результате походов вокруг Киева земли кривичей, северян, вятичей, тиверцев и др. кроме дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов. Так, великий киевский князь Игорь по свидетельству историков был убит в 945 году древлянами при попытке вторично собрать с них дань.
В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадывали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность. Так и родилась русская поговорка: «Что с воза упало, то пропало».
Информация о работе Древний мир (до V в. д.н.э.) и Античность (V в. д.н.э. - V в. н.э.)