Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:21, доклад
Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и другое развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нравственного порядка. В Швеции, например, только 5% населения считают себя верующими и регулярно посещают церковь. Религиозные ритуалы (венчание, причастие, отпевание) традиционно сохраняют свою силу. Религиозная ситуация в каждой стране регламентируется конституционными предписаниями и трактуется как свобода совести, что является одной из демократических свобод, завоеванных в ходе длительной социальной борьбы.
Наука и образование в современных условиях НТР и развития средств массовой информации стали повседневным явлением. В последние десятилетия
Духовная культура европейских стран
Религия. В целом
духовная жизнь европейских народов основана на
научном мировоззрении. Религии не
оказывают более господствующего влияния
на умственное, нравственное и другое
развитие. Власти используют религию как
инструмент официально-нравственного
порядка. В Швеции, например, только 5% населения
считают себя верующими и регулярно посещают
церковь. Религиозные ритуалы (венчание,
причастие, отпевание) традиционно сохраняют
свою силу. Религиозная ситуация в каждой
стране регламентируется конституционными
предписаниями и трактуется как свобода
совести, что является одной из демократических
свобод, завоеванных в ходе длительной
социальной борьбы.
Наука и образование в современных
условиях НТР и развития средств массовой
информации стали повседневным явлением.
В последние десятилетия XX в. затраты на
подготовку кадров в европейских странах
увеличивались в 1,5-2 раза быстрее, чем
темпы роста национального дохода. Так,
в ФРГ в 1955 г. такие затраты составляли
8% государственного бюджета, а в 1978 г. -
15,6%. Увеличились сроки обязательного
обучения (в Швеции и ФРГ - до 9 лет, Англии
- до 11 лет, Франции - 10 лет). Возросло число
школьников в 2-3 раза. Однако в университетах
могут получить образование далеко не
все. Дети рабочих в университетах ФРГ
составляют лишь 12% от общего числа студентов,
тогда как доля рабочих выше 50%. В Дании
число детей рабочих среди студентов уменьшилось
с 10 до 8% в 1976 г.
Особенностью развития образования в
западноевропейских странах следует считать
быстрое внедрение новых обучающих технологий,
обучающей техники. Это оказывается возможным
благодаря увеличивающемуся финансовому
обеспечению. В 60-е гг. затраты на эти цели
возросли в Англии почти в 30 раз, в Швеции
- в 15 раз. В Женеве создано Международное
бюро образования (с 1972 г.), которое проводит
систематическое изучение методов оценки
среднего образования, применяемые в разных
странах. Концепция "непрерывного образования"
одобрена ЮНЕСКО и рядом международных
и региональных организаций. В Европе
действует исследовательская программа
"Эврика", объединяющая усилия 19 стран
в целях ликвидации отставания от США
и Японии. Для ликвидации этого разрыва
активно используется политика "перекачки
мозгов" из разных стран.
Язык. В Новейшее время изменилась
языковая ситуация в западноевропейских
странах. Она характеризуется тем, что
в настоящее время языком
международного общения
стал английский язык, ему уступил место
французский язык, который с XVIII в. был
языком международных переговоров, соглашений,
королевских дворов, светского общества,
научных конференций.
Государства Западной Европы продолжают
сохранять полиэтничность. Внутри разных
государств, в соответствии с территориально-этническими
особенностями, местные жители владеют
несколькими языками. Так, в центральной
части Европы в приграничных районах жители
пользуются 6 языками. Во Франции, по подсчетам
еженедельника "Пуэн", из 55 млн. французов
5 млн. говорят на местных диалектах, 10
млн. понимают и иногда используют их.
На языковую ситуацию огромное влияние
оказывает не только школьное образование,
но и средства массовой информации (печать,
радио, телевидение), которые делают литературные
нормы языка общедоступными, внедряют
в повседневную речь научную, художественную,
юридическую, экономическую лексику. В
отличие от XIX в. - начала XX в. европейские
страны стали ареной распространения
высококачественной художественной литературы (Бал
Художественная жизнь в европейских
городах опирается на давние традиции.
Так, до второй мировой войны в Германии
и Франции существовало большое число
школ, курсов, ателье, студий, которые давали
частные уроки любителям живописи, рисунка
и графики. Существовали сельские художественные
школы, школы при музеях, академиях художеств
и высших художественно-прикладных училищах
и институтах. В Веймаре в 1919 г. было открыто
первое в истории учебное заведение "Баухауз",
целью которого было обучение дизайнерских
кадров для разных областей промышленности.
Руководил им прогрессивный архитектор Вальтер
Гроппиус. Он собрал творческий интернациональный
коллектив педагогов, в числе которых
был и русский живописец В.
Кандинский, обучавший искусству росписи
тканей. Баухауз заложил основы дизайнерского
образования. После прихода Гитлера к
власти Баухауз был закрыт.
После второй мировой войны дизайнерская
профессия прочно вошла в повседневную
жизнь европейского производства, оформления
интерьеров, промграфику и др.
Новейшее время - это время рождения
и расцвета кинематографа. В 90-х гг. XIX
в. французы братья
Люмьер впервые продемонстрировали
кадры движущейся фотографии. Кино прошло
путь от немого кино до широкоэкранного,
стереофонического. В ходе его развития
сложились основные виды киноискусства:
игровое, мультипликационное и документальное
и огромное количество жанров (комедии,
притчи, фантазии, мюзиклы, драмы и т.д.).
Выдающиеся кинорежиссеры, работавшие
в разные периоды: Ч.
Чаплин, Р. Клер, Л. Висконти,
В. де Сика, Ф. Филлини,
Ию Бергман, М. Форман и многие другие,
создали разные по стилевой направленности
фильмы, обогатившие мировую кинематографическую
культуру.
Развитие средств массовой коммуникации
(радио, кино, печать, телевидение) создали
предпосылки появления феномена "массовой
культуры" - культуры, рассчитанной
на обывателя, людей с невысокими духовными
запросами. В противовес "массовой культуре"
искусство классического образца, насыщенное
индивидуально-творческим выражением
содержания, стали называть элитарным,
подчеркивая тем самым его малую доступность
для аудитории, предпочитающей сниженные
художественно-эстетические ценности
("мыльные оперы", поп-музыку, сериалы
телевизионных фильмов, комиксы и т.п.).
Архитектура XX в.
отошла окончательно от античной ордерной
системы, начав освоение новых материалов,
конструкций, новых художественно стилевых
принципов (модерн,
кубизм, конструктивизм и др.).
Театральное искусство Новейшего
времени характеризовалось появлением
рабочих театров, театров окраин, этнографических
театральных спектаклей. Вместе с тем,
театры продолжают развивать реалистические
и нереалистические приемы сценографии
и актерского искусства, разработанные
в художественной практике XIX в. Особенностью
современного театра продолжает оставаться
упрочение режиссерского театра, расширение
сценического пространства за счет использования
новых технических приемов, кино и др.
Согрин В.В. и др. Либерализм Запада XVII-XX вв. - М., 1995.