Духовная культура европейских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:21, доклад

Описание

Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и другое развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нравственного порядка. В Швеции, например, только 5% населения считают себя верующими и регулярно посещают церковь. Религиозные ритуалы (венчание, причастие, отпевание) традиционно сохраняют свою силу. Религиозная ситуация в каждой стране регламентируется конституционными предписаниями и трактуется как свобода совести, что является одной из демократических свобод, завоеванных в ходе длительной социальной борьбы.
Наука и образование в современных условиях НТР и развития средств массовой информации стали повседневным явлением. В последние десятилетия

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 19.15 Кб (Скачать документ)

Духовная  культура европейских  стран

Религия. В целом духовная жизнь европейских народов основана на научном мировоззрении. Религии не оказывают более господствующего влияния на умственное, нравственное и другое развитие. Власти используют религию как инструмент официально-нравственного порядка. В Швеции, например, только 5% населения считают себя верующими и регулярно посещают церковь. Религиозные ритуалы (венчание, причастие, отпевание) традиционно сохраняют свою силу. Религиозная ситуация в каждой стране регламентируется конституционными предписаниями и трактуется как свобода совести, что является одной из демократических свобод, завоеванных в ходе длительной социальной борьбы.  
     Наука и образование в современных условиях НТР и развития средств массовой информации стали повседневным явлением. В последние десятилетия XX в. затраты на подготовку кадров в европейских странах увеличивались в 1,5-2 раза быстрее, чем темпы роста национального дохода. Так, в ФРГ в 1955 г. такие затраты составляли 8% государственного бюджета, а в 1978 г. - 15,6%. Увеличились сроки обязательного обучения (в Швеции и ФРГ - до 9 лет, Англии - до 11 лет, Франции - 10 лет). Возросло число школьников в 2-3 раза. Однако в университетах могут получить образование далеко не все. Дети рабочих в университетах ФРГ составляют лишь 12% от общего числа студентов, тогда как доля рабочих выше 50%. В Дании число детей рабочих среди студентов уменьшилось с 10 до 8% в 1976 г.  
     Особенностью развития образования в западноевропейских странах следует считать быстрое внедрение новых обучающих технологий, обучающей техники. Это оказывается возможным благодаря увеличивающемуся финансовому обеспечению. В 60-е гг. затраты на эти цели возросли в Англии почти в 30 раз, в Швеции - в 15 раз. В Женеве создано Международное бюро образования (с 1972 г.), которое проводит систематическое изучение методов оценки среднего образования, применяемые в разных странах. Концепция "непрерывного образования" одобрена ЮНЕСКО и рядом международных и региональных организаций. В Европе действует исследовательская программа "Эврика", объединяющая усилия 19 стран в целях ликвидации отставания от США и Японии. Для ликвидации этого разрыва активно используется политика "перекачки мозгов" из разных стран.  
     Язык. В Новейшее время изменилась языковая ситуация в западноевропейских странах. Она характеризуется тем, что в настоящее время языком международного общения стал английский язык, ему уступил место французский язык, который с XVIII в. был языком международных переговоров, соглашений, королевских дворов, светского общества, научных конференций.  
     Государства Западной Европы продолжают сохранять полиэтничность. Внутри разных государств, в соответствии с территориально-этническими особенностями, местные жители владеют несколькими языками. Так, в центральной части Европы в приграничных районах жители пользуются 6 языками. Во Франции, по подсчетам еженедельника "Пуэн", из 55 млн. французов 5 млн. говорят на местных диалектах, 10 млн. понимают и иногда используют их. На языковую ситуацию огромное влияние оказывает не только школьное образование, но и средства массовой информации (печать, радио, телевидение), которые делают литературные нормы языка общедоступными, внедряют в повседневную речь научную, художественную, юридическую, экономическую лексику. В отличие от XIX в. - начала XX в. европейские страны стали ареной распространения высококачественной художественной литературы (Бальзак, Диккенс, Гюго, Метерлинк, Ибсен, Ж.В ерн и др).  
          Художественная жизнь в европейских городах опирается на давние традиции. Так, до второй мировой войны в Германии и Франции существовало большое число школ, курсов, ателье, студий, которые давали частные уроки любителям живописи, рисунка и графики. Существовали сельские художественные школы, школы при музеях, академиях художеств и высших художественно-прикладных училищах и институтах. В Веймаре в 1919 г. было открыто первое в истории учебное заведение "Баухауз", целью которого было обучение дизайнерских кадров для разных областей промышленности. Руководил им прогрессивный архитектор Вальтер Гроппиус. Он собрал творческий интернациональный коллектив педагогов, в числе которых был и русский живописец В. Кандинский, обучавший искусству росписи тканей. Баухауз заложил основы дизайнерского образования. После прихода Гитлера к власти Баухауз был закрыт.  
     После второй мировой войны дизайнерская профессия прочно вошла в повседневную жизнь европейского производства, оформления интерьеров, промграфику и др.  
     Новейшее время - это время рождения и расцвета кинематографа. В 90-х гг. XIX в. французы братья Люмьер впервые продемонстрировали кадры движущейся фотографии. Кино прошло путь от немого кино до широкоэкранного, стереофонического. В ходе его развития сложились основные виды киноискусства: игровое, мультипликационное и документальное и огромное количество жанров (комедии, притчи, фантазии, мюзиклы, драмы и т.д.). Выдающиеся кинорежиссеры, работавшие в разные периоды: Ч. Чаплин, Р. Клер, Л. Висконти, В. де Сика, Ф. Филлини, Ию Бергман, М. Форман и многие другие, создали разные по стилевой направленности фильмы, обогатившие мировую кинематографическую культуру.  
     Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, печать, телевидение) создали предпосылки появления феномена "массовой культуры" - культуры, рассчитанной на обывателя, людей с невысокими духовными запросами. В противовес "массовой культуре" искусство классического образца, насыщенное индивидуально-творческим выражением содержания, стали называть элитарным, подчеркивая тем самым его малую доступность для аудитории, предпочитающей сниженные художественно-эстетические ценности ("мыльные оперы", поп-музыку, сериалы телевизионных фильмов, комиксы и т.п.).    

Архитектура XX в. отошла окончательно от античной ордерной системы, начав освоение новых материалов, конструкций, новых художественно стилевых принципов (модерн, кубизм, конструктивизм и др.).  
     Театральное искусство Новейшего времени характеризовалось появлением рабочих театров, театров окраин, этнографических театральных спектаклей. Вместе с тем, театры продолжают развивать реалистические и нереалистические приемы сценографии и актерского искусства, разработанные в художественной практике XIX в. Особенностью современного театра продолжает оставаться упрочение режиссерского театра, расширение сценического пространства за счет использования новых технических приемов, кино и др.
 

Согрин В.В. и др. Либерализм Запада XVII-XX вв. - М., 1995.

Информация о работе Духовная культура европейских стран