Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:48, контрольная работа
В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизации в различных странах Европы.
1.Введение
2.Европейская культура раннего средневековья
3.Европейская культура зрелого и позднего средневековья
4.Заключение
5.Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский лесной институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
лесотехнический университет имени С. М. Кирова»
Факультет экономики и управления
Дисциплина культурология
Контрольная работа
Тема: Европейская культура средневековья
Выполнил:
Студентка 212 гр.,
Спец. ЭПиО,
очной формы
обучения
Проверил:
СЫКТЫВКАР 2012
Содержание:
1.Введение
2.Европейская культура раннего средневековья
3.Европейская культура зрелого и позднего средневековья
4.Заключение
5.Список использованных источников
1.Введение
В конце V в. на развалинах Западной Римской империи начал зарождаться новый культурно-исторический тип европейского общества. Самоопределившаяся еще в IV в. Восточная Римская империя (Византия) пошла по собственному культурно-цивилизационному пути, который обрек ее на своеобразную замедленную архаизацию и стагнацию. Но, несмотря на разные пути формирования общественно-политических систем, между средневековой Западной Европой и Византией существовало бесспорное сходство, основанное на господстве феодальных отношений и христианства. Последнее, однако, внутренне раскололось на восточное православие и западный католицизм (формально раскол был закреплен в 1054 г.).Появление двух христианских конфессий углубило экономическое, политическое и духовное размежевание между Византией и Западом. В новой Европе в течение средних веков быстрее шел процесс образования народностей, формировались разнообразные мировоззрения, складывались отдельные (суб)культуры и культурные центры, художественные школы, направления, стили. Борьба между стремлением к христианскому единству и тягой к национальной самостоятельности стала отличительной особенностью западной культуры средних веков. Византия находилась как бы в стороне от этой борьбы.В истории культурного развития средневековой Западной Европы принято выделять периоды раннего средневековья (V–X вв.), зрелого средневековья (XI–XIII вв.) и позднего средневековья (XIV–XV вв.).В Италии и Нидерландах позднему средневековью соответствуют завершающий этап Проторенессанса и Раннее Возрождение, что объясняется неравномерностью развития экономики и других институтов цивилизации в различных странах Европы.
2.Европейская культура раннего средневековья
В период раннего средневековья западноевропейская культура и цивилизация познала фазы кризиса и подъема. Это было время сложного, вначале робкого и подражательного, а затем все более уверенного, самостоятельного поиска целостной системы ценностей, норм, идеалов, совершаемого на перекрестке христианских, варварских и античных традиций.
Начиналась новая эпоха в условиях глубокого тотального кризиса, разразившегося после падения Западной Римской империи. Средневековое общество обретало свой путь в обстановке экономического и политического хаоса, среди обломков культуры разрушенного античного мира. Уменьшилось количество городов, которые недавно определяли качественное своеобразие античной культуры. Выживали и медленно росли преимущественно по берегам больших рек города и городские резиденции королей. В экономике этого времени господствовали натуральное хозяйство и аграрная экономика, начинался рост крупной земельной собственности. Торговые связи отдельных местностей осуществлялись главным образом по рекам и редко становились устойчивыми. Жители обменивались самыми необходимыми товарами или предметами роскоши (соль, вино, масло, дорогие ткани, пряности). Расчет с использованием денег был затруднен из-за их дефицита в обращении. Золотые монеты чеканились в основном для поддержания власти сюзеренов.
Такова картина первого этапа развития раннесредневекового общества. Произошел заметный упадок городов как культурных центров. Не случайно некоторые функции последних временно перешли к монастырям, расположенным в сельской местности, ставшим не только средоточием религиозной духовности и интеллектуальной культуры (библиотеки, скриптории), но и хранителями традиций художественных ремесел и прикладного искусства. Церковь, крупный земельный собственник, быстро сосредоточившая в своих руках нити перераспределения продовольствия и милостыни и выполнявшая роль посредника в переговорах между варварскими государями, уже в раннем средневековье не хотела довольствоваться только духовным лидерством в культуре. Ее то скрытая, то явная борьба за политическую власть наблюдалась не только на этапе раннего средневековья, во и в последующие периоды развития западноевропейской средневековой цивилизации.
Объединительной работе церкви противостояла тенденция к частичной «варваризации» христианства. Сначала восприятие христианских ценностей оказывалось поверхностным и в сознании людей они видоизменялись до неузнаваемости; христианская обрядность нередко мирилась с языческими, архаичными по своей природе культурными формами.
Особенно тяготели к язычеству, «народной мистике» составлявшие большинство населения Европы крестьяне. Обычаи трупосожжения, ритуальные пиршества с песнями и плясками, поклонение силам природы, сельскохозяйственные ритуалы, заговоры, народные игрища еще долгое время были спутниками сельской жизни. По мере роста влияния христианства церковь все более решительно боролась с проявлениями язычества. Порой христианизация носила принудительный характер. И все же церкви где-то приходилось считаться с народными традициями и даже идти на компромисс. Так, на месте старых капищ строили христианские алтари, помещали мощи святых для того, чтобы облегчить переход новообращенных к христианству. Культ мощей получил в это время повсеместное распространение. Происходило закомуфлированное приспособление некоторых языческих культов, а также ритуальных праздников к нуждам христианской идеологии путем их новой интерпретации. Ценности варварской культуры сохранялись не только в религиозной сфере. Истоки вассальных отношений, ставших атрибутом социального устройства средневекового общества, следует искать в жизни христианизируемых племен. Служение здесь не было служением государству вообще, как в античности, оно являлось служением вождю-индивиду, причем не божественному царю, как на Востоке, а герою. Вождь являлся харизматической фигурой, всеми почитаемой за заслуги личностью.
Раннее средневековье сохранило также и некоторые культурные формы, созданные античностью (прежде всего, Римом). Например, образование в епископальных школах (с VIII в.) продолжало строиться как позднеантичная система «семи свободных искусств»: сначала изучали грамматику, риторику и диалектику, потом – геометрию, арифметику, музыку, астрономию. Разумеется, на первом месте находились богословские предметы.
В наступившую эпоху
образование служило в первую
очередь средством для
С зарождением Каролингской империи, возникшей из Франкского государства, наступила фаза подъема европейской средневековой культуры переходного периода, характеризующаяся активизацией интереса к античному интеллектуальному и художественному наследию. На первом этапе правления франкской династии Каролингов Карлом Великим (768–814) была предпринята первая попытка воскресить былую мощь Римской империи на новом христианском фундаменте. Им было положено начало так называемому «каролинговскому ренессансу».
На Рождество 800 г. Карл
был коронован Римским Папой
как император Священной
В религиозном искусстве
раннего средневековья
Подчеркнутым динамизмом
отличался «звериный стиль», в
котором стилизованные изображе
3.Европейская культура зрелого и позднего средневековья
Для Европы XI столетие стало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границ западного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволяло переключиться на совершенствование сельскохозяйственных технологий, укрепление торговли, развитие ремесел. Ускоренными темпами происходил рост городов, сопровождавшийся имущественной и социальной дифференциацией общества. В XI–XIII вв. окончательно оформились основные черты средневековой культуры и зародились первые ростки будущего новоевропейского культурного типа.
Одной из характерных
особенностей культуры этого периода
стало противоречие между раздробленностью,
дивергенцией в экономической, политической,
социальной и духовной сферах жизни,
с одной стороны, и объединительным
пафосом идеальных образов
В обстановке феодальной раздробленности за преобладающее влияние на личность конкурировали разные социокультурные группы и институты. В такой ситуации личная и социальная сферы размежевывались. Притязание на тотальное подчинение личности породило прямо противоположную тенденцию к обособлению внутреннего мира человека.
Среди многочисленных групп, составлявших социальный организм средневековой Европы, особую роль в развитии культуры зрелого средневековья сыграло рыцарское сословие. Церковь еще в IX в. начала разрабатывать идею праведной христианской войны и идеал воина-христианина, призванного спасти веру. Теперь жизнь рыцаря была включена в теоцентрическую систему средневековых ценностей, у него появилось данное Богом предназначение. В итоге старые и новые традиции воинского братства смешались с требованиями христианского служения.
Рыцарская культура отражала ценности феодального общества – владение землей и личные связи, скрепленные принципом вассальной зависимости. Однако уже в XII в., с возвышением роли городов, в Европе появились ростки нового культурного типа, который полновесно заявил о себе позднее – в эпоху Ренессанса. Бюргерский город ориентировался, прежде всего, на экономику и мирную жизнь, на рациональные средства ведения хозяйства. Его жители создали систему социальных институтов (выборное самоуправление, корпоративные и торговые привилегии), выделивших город из вассальной иерархии.
В становлении средневекового города решающую роль сыграли подъем сельского хозяйства, рост цехов и ремесленных корпораций, формирование купеческого сословия. В средневековых городах сходились крупные торговые пути, а окружающие плодородные равнины давали избыток сельскохозяйственной продукции. Экономической прерогативой городов было ремесленное, а затем и мануфактурное производство. Благодаря городам развивалась денежная система. В период зрелого и позднего средневековья в образовавшихся государствах преобладал тип торговли, ориентировавшийся в основном на местный рынок и местные источники товаров. Но зарождались и внешние торгово-экономические связи.