Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:11, реферат
Литовский график Стасис Красаускас жил и работал в середине XX века. В то время графика СССР развивалась особенно усиленными темпами. Замечательные иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» сделал советский график Е. А. Кибрик. Читатели всего мира знают и любят иллюстрации Д. Н. Шмаринова – к произведениям Л. Н. Толстого, Кукрыниксов и С. В. Герасимова – к произведениям А. М. Горького, и цикл гравюр «Вечно живые» Стасиса Красаускаса, посвященный тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне.
Эти
эстампы очень ясно демонстрируют
два направления пластических поисков,
в которых развивалось
В гравюре «Двое» Стасис Красаускас обобщает два противоположных начала – мужское и женское, которые рассматриваются художником одновременно и в единстве.
Мрачный покой, напряженная неподвижность отражена в образе мужчины, безмятежная подвижная жизнь – в образе женщины. Они гармонично дополняют друг друга, и отдельно существовать не могут. Но здесь художником раскрывается не столько тема счастья, вполне естественная в подобном сюжете, сколько тема фатальной предопределенности такого союза, невозможность уйти от него(1.29).
В более позднем цикле «Рождение женщины», в образе женщины раскрывается и утверждается красота жизни, ее идеальная гармония со своим внутренним миром. Хотя образы цикла и несут в себе страх матери перед миром, куда уходит ребенок, в целом серия внушает зрителю мысль о цикличности развития мира, о том, что все опять и опять начинается снова, что жизнь вечна.
Таким образом, в этой работе мастер отождествляет женское начало – жизненному началу. Жизнь женщины в понимании Красаускаса – это колыбель человечества и его будущее. Поэтому женские образы в творчестве Красаускаса наделены особой женственностью, одухотворенностью. Поэтому при воплощении их художник обращается к наследию Боттичелли, умевшему как никто, в земной красоте увидеть вечный идеал.
Внимание Красаускаса привлекала жизнь, интересовали тайны мироздания, но сквозь них он все время видел нечто большее – это качество свойственно маленьким детям, которое они теряют, становясь взрослыми людьми. Очень живо, с бережным вниманием решал Красаускас так называемую детскую тему в искусстве. Изображая ребенка, художник отмечал в нем глубокую серьезность и восприимчивость к жизненным впечатлениям. При изображении детей Красаускас уменьшает экспрессивность, усиливает лирическое начало, но сохраняет проблему взаимоотношения человека (в данной теме ребенка) и мироздания.
Герой его эстампов «Детские открытия», рассматривая причудливые формы облаков или тонкие веточки молодых деревьев, как будто пытается найти ответы на свои вопросы.
Техника цинкографии, к которой обратился в этих работах Красаускас, давала художнику более широкие изобразительные возможности в смысле свободы ведения линии, получения сложных фактур и быстроты осуществления художественного замысла. Эти свойства цинкографии он использует здесь довольно разнообразно, так что у зрителя создается впечатление соединения разных техник в одной композиции. Тонкие, сплетающиеся в паутинку белые линии на черном фоне, напоминают графические эффекты, достижимые в литографии. Нерегулярные черные штрихи на белом фоне подобны тем, что отпечатываются на бумаге с плохо выбранной штихелем поверхности линолеума.
Эта сложность фактур в эстампах «Детские открытия» не случайна. Художник строит в них композицию выдуманного пространства, соединяющего в себе плоскостное и глубинное видение (1.58). И глаз зрителя, путешествуя в этом пространстве, делает для себя тоже своеобразные открытия: то граница между темной и светлой зоной композиции воспринимается как граница земли и воды, и белая полоса кажется искрящейся на солнце поверхностью моря. То эта полоса становится солнечным светом, то внушает нам мысль о стволе могучего дерева, которому противопоставлены тонкие побеги.
Философские темы, особенно, такие как взаимодействие человека и окружающего мира, согласие человека с самим собой, в творчестве Красаускаса порой окрашены драматизмом мировосприятия. К таким работам относится автопортрет «Кто я?», который занимает особое место в творчестве художника.
В самом названии звучит вечная для человека проблема – познать самого себя. Но все же в его основе лежит гамлетовский конфликт – физически сильный, крепкий человек и его внутреннее бессилие. Человек как бы парализован неразрешимостью вопроса о смысле жизни и своего назначения в мире.
В гравюре художник использует прием обьемно-пространственной лепки фигуры человека. Кроме того, пространство, в котором находится человек как бы декоративно. Такое впечатление создается благодаря тому, что в узоры фона включены образы-символы. Но, – по словам Н. Розановой – расшифровать их сплетения нельзя, они как сгустки человеческих чувств и эмоций в их неразрывной связи с жизнью подсознания (1.72). Таким образом, поставленный в названии эстампа вопрос остается без ответа.
Еще большим драматизмом и даже трагизмом мироощущения отмечен эстамп «Бегство от себя». В нем появляется мотив двойника, свидетельствующий о внутреннем разладе художника.
Композиция, основу которой составляют две мужские фигуры, строится на контрастах – черная фигура противопоставляется белой; рациональный мир правильных форм черных кристаллов окружает темную фигуру, а неопределенное светлое пространство сосредоточилось вокруг белой. Прямолинейное, слепое движение спасающегося бегством светлой фигуры человека, и в противоположность ему как бы всюду проникающее движение черного преследователя. Использованные противопоставления как нельзя лучше отразили трагедию раскола, которую хотел показать художник в своей работе.
Тема борьбы двух взаимопротивоположных начал, близкая той, что заложена в эстампе «Бегство от себя», решается Красаускасом и в эстампе «Земля и небо». Опять о многом говорит название. Две стихии – земля и небо, вечно противостоящие друг другу, но в то же время, существующие вместе уже миллиарды лет.
Мотивы женской фигуры и птицы символизируют разные стихии. Такое сравнение не случайно: женщина в понимании Красаускаса – это олицетворение начала жизни на земле, а птица олицетворяет воздушное пространство. Свет в гравюре противопоставляется тьме, постоянное движение – покою. В композиционном построении этого эстампа господствуют горизонтальное расположение фигур – женщина изображена лежащей, птица – с полным размахом величественных крыльев. Тело женщины изображено непропорционально: открытые правый и левый края композиции как бы растягивают изображение в ширину, тем самым, определяя пластические деформации.
Рядом с чувством тревоги за человека, за человечество, рядом с ощущением собственного разлада с миром и разладом с самим собой, в сознании художника продолжает жить мечта о гармонии между человеком и природой.
Одни из последних иллюстраций, созданные Стасисом Красаускасом к книге Л. Левчеева «Пристрастия», проникнуты идеей торжества жизни над смертью. Мысль о слиянии человека и природы, человека и Вселенной в гармоническом согласии, погруженность человека в поток времени как в теплое течение безбрежного океана, трактована здесь не в драматическом, а в лирическом плане. Обнимающиеся мужчина и женщина изображены в реке света – счастливая концовка. А живи Красаускас дольше – могло быть началом нового светлого этапа творчества (1.117).
Заключение
Графика Красаускаса - это изобразительные притчи о жизни человека на Земле. Он создавал циклы, где последовательно и поступательно исследовал глобальные темы: "Человек", "Рождение женщины", "Вечно живые". Философское осмысление этих тем рождало аскетичные, но удивительно выразительные образы-метафоры. Белое и черное в его гравюрах сталкивалось, как антиподы человеческой жизни: рождение - смерть, любовь - ненависть, радость - страдание.
"Саму суть графики создает конфликт, борьба двух цветов, - говорил Красаускас. - Меня этот конфликт очень интересует, каждое его решение требует философского осмысления. Начинаешь мыслить образами, стремишься передать их содержание в цветовом богатстве черного и белого. Графика должна дать зрителю импульс и оставить простор"(5).
По словам Владаса Любартаса: «Белая линия Красаускаса была пережита и прочувствована им, она выливалась на листы бумаги, как естественный кровоток человеческого сердца»(5) Тонкую, каллиграфически изысканную линию Красаускас использует в гравюрах «Человек» и «Кардиограмма», созданных к одноименным поэмам Э. Межелайтиса.
По словам дочери художника Аисте "есть линии пунктирные – и линии, которые вырезаются с силой и напряжением. Линия жизни и творчества моего отца Стасиса Красаускаса была именно такой – чувствительной, чистой, музыкальной. Может, именно такое ощущение родилось вместе с ощущением свободы тела в воде, так как вода (Стасис Красаускас был отличным пловцом) также была его стихией" (5)
Действительно, человеческое тело, его гибкость, разнообразие движений, стало постоянной и вечной метафорой его творчества.
Сложнейшая проблема искусства – проблема передачи движения вызывала особый интерес у художника. Этот интерес не случаен. Перед тем как Красаускас посвятил себя графике, он занимался спортом и музыкой. Движение для пловца – это волевое, мускульное преодоление сопротивления плотной окружающей среды. Движение в музыке вольное, как бы выливающееся за пределы нашего обыденного пространства. Таким образом, и физическим и психологическим богатством своего жизненного опыта Красаускас был подготовлен к решению центральной проблемы своего творчества – проблемы движения.
Спортивная тема, в которой как ни в какой другой теме можно было решать проблему движения, всегда занимала значительное место в искусстве Красаускаса (серии «Лето» и «Движение»). Но в разные этапы творчества она отображалась художником по-разному. Если в литографиях цикла «Лето» изображения спортсменов излучали здоровье, удовлетворенность жизнью, счастье, то в гравюрах серии «Движение» в решении той же самой темы заметно нарастание драматических моментов, чрезмерного мускульного и нервного напряжения. Красаускас изображает борьбу, титаническую мобилизацию физических и нравственных усилий во имя цели, после достижения которой наступает упадок сил.
Задача, стоявшая перед художником, заключалась в расчленении движения по стадиям и соединении их в единое пластическое целое. И эта задача была блестяще решена. Замедленная, как бы сонная, пластика движений в его ранних работах сменилась быстрыми, стремительными ритмами. Временами кажется, что Красаускас изображает не столько сам предмет, сколько его след в пространстве.
Практически на всех картинах Красаускас изображает человека. Это говорит о том, что через изображение человека, пластику его тела, художник передавал определенную тему – тему связи образа и пластики, которая восходит к античности. Его произведения отличаются конкретностью в передаче того или иного явления. Так, например, в серии «Движение» изображая спортсменов, автор размышляет о человеке вообще, о человеческой солидарности, о воле к достижению цели, единстве душ и поступков в человеческом обществе.
В графическом наследии Красаускаса есть прерывистая преемственность. Например, тема войны и мира, начатая в «Реквиеме» завершилась только в серии «Вечно живые».
Таким образом, исследуя творчество Стасиса Красаускаса, понимаешь, что это мастер музыкальной, пластически содержательной линии. Искусство Красаускаса сложно-философично и основывается на очень точном чувственном воплощении глубоких, нравственных идей.
Информация о работе Философские темы в творчестве Стасиса Красаускаса