Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:34, реферат
В начале X века Германия окончательно оформилась как самостоятельное государство; оборвались последние ее связи с другими частями совершенно распавшейся каролингской империи. На северо-западной границе находились земли с населением, говорившем на диалекте романского языка. Походы немецких феодалов на восток имели результатом захват славянских земель. Таким образом, Германия с самого начала не являлась национальным комплексом.
Формирование городов. Рыцарство. Культура рыцарства. «Миннезанг»
Введение
В начале X века Германия окончательно оформилась как самостоятельное государство; оборвались последние ее связи с другими частями совершенно распавшейся каролингской империи. На северо-западной границе находились земли с населением, говорившем на диалекте романского языка. Походы немецких феодалов на восток имели результатом захват славянских земель. Таким образом, Германия с самого начала не являлась национальным комплексом.
Кроме того, немецкая народность находилась в XI веке на более низкой ступени своего развития, чем например французские народности. Страна все еще распадалась на территории бывших отдельных крупных племен, говоривших на различных диалектах немецкого языка.
В XII - XIII вв. в
недрах германского феодального
общества происходят процессы, которые
приводят к территориальному распаду
Германии, тенденции которого наметились
в период борьбы за инвеституру. Но
усиление и торжество этих тенденций
происходят одновременно с новыми вспышками
борьбы между папством и империей,
которая разыгрывается в резко
изменившейся международной и внутри
имперской обстановке.
К XI - XII вв. господствующий
класс западноевропейского
Рыцарь должен быть мужественным, справедливым, правдивым, щедрым; он должен защищать церковь, бороться с «неверными», хранить верность сюзерену, служить опорой слабых и беззащитных. Эти требования к идеальному рыцарю должны были идеологически обосновать сословно-иерархический принцип феодального общества и «освятить» право рыцаря на господствующее положение в этом обществе. Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII-XIII вв. Чаще всего, однако, идеальные рыцарские черты находились в самом резком противоречии с действительной социальной практикой средневекового феодала.
В наиболее зрелой и законченной форме рыцарская литература развилась во Франции, во многих случаях послужив затем образцом для литературы в других европейских странах.
Это было время
первоначального подъема
В обстановке и
под влиянием всех умственных приобретений
рыцарство культурно растет и
перестраивается. Оно сохраняет
свою классовую природу со всеми
ее типическими чертами; феодальные
войны и грабежи по-прежнему остаются
основным его занятием, его быт
и нравы сохраняют свою первоначальную
грубость и жестокость. Но наряду с
этим в передовых кругах рыцарства
формируется некий морально-
Появляется новое понятие - куртуазия. Рыцарь должен быть не только смелым, верным и щедрым, - он должен быть также учтивым, изящным, привлекательным в обществе, уметь тонко и нежно чувствовать.
В программу воспитания молодого рыцаря входит обучение не только военному делу и охоте, но и разным светским играм, искусству играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, слагать стихи, ухаживать за дамами. К героическому идеалу присоединяется другой идеал - эстетический.
В связи с этой новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства.
Резко изменяются общественная функция литературы, способ исполнения произведений, состав ее авторов и носителей. Рыцарская лирическая поэзия в силу ее происхождения из народной песни еще связана с музыкой, но повествовательные жанры уже не распеваются, а читаются. Назидательное значение литературы отнюдь не утрачиваются, но одновременно возникает и другая ее функция - светско-развлекательная. Автор - уже не бродячий жонглер, не искушенный в письменности, а поэт, обладающий некоторой школьной образованностью и состоящий на службе при феодальном дворе, иногда даже сам рыцарь. Этот автор стремится закрепить свое имя.
Язык рыцарской поэзии стремится быть чистым и изящным. Все грубое, обыденное из него изгоняется.
Теории происхождения
средневековых городов.
Вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов представляет большой интерес.
Пытаясь ответить на него, ученые в XIX и XX вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.
Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в учреждения города. «Романистическая» теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич), город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. «Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. «Буртовая» теория (Кейтген, Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и буртовом праве. «Рыночная» теория (Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.
Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.
Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить «буртовую» и «рыночную» теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта — бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору — межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю — купечеству. Согласно этой «торговой» теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.
В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения археологических данных, топографии и планов средневековых городов (Гансгоф, Планиц, Эннен, Веркотерен, Эбель и др.). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально-экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной структуры.
Многие современные
зарубежные историки, стремясь уяснить
общие закономерности генезиса средневековых
городов, разделяют и развивают
концепции возникновения
В отечественной медиевистике проведены солидные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально-экономической роли городов, при меньшем внимании к их прочим функциям. В последние годы, однако, проявляется тенденция рассматривать все многообразие социальных характеристик средневекового города, притом от самых истоков. Город определяется как не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя.
Возникновение
феодальных городов. Конкретно-
Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие «рыночные местечки» при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.
Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII—IX в., феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли, сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в X в. — на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.
Раннему возникновению
и росту итальянских и
В X—XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии — по Рейну и верхнему Дунаю. Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново.
Позднее, в XII—XIII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров.
Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, во Фландрии и Брабанте, по Рейну. Но и в других странах и регионах количество городов, включая мелкие, было таково, что обычно житель деревни мог добраться до какого-либо из них в течение одного дня.
При всем различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда. В социально-экономической сфере оно выражалось в отделении ремесла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями и поселениями; в собственно социальной и политической сферах — в развитии структур государственности с их институтами и атрибутами.
Этот процесс, имел длительный характер и не был завершен в рамках феодализма. Однако в X—XI вв. он стал особенно интенсивным и привел к важному качественному сдвигу в развитии общества.
Информация о работе Формирование городов. Рыцарство. Культура рыцарства. «Миннезанг»