Формирование городов. Рыцарство. Культура рыцарства. «Миннезанг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:34, реферат

Описание

В начале X века Германия окончательно оформилась как самостоятельное государство; оборвались последние ее связи с другими частями совершенно распавшейся каролингской империи. На северо-западной границе находились земли с населением, говорившем на диалекте романского языка. Походы немецких феодалов на восток имели результатом захват славянских земель. Таким образом, Германия с самого начала не являлась национальным комплексом.

Работа состоит из  1 файл

Рыцарство.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

Формирование  городов. Рыцарство. Культура рыцарства. «Миннезанг»

 

Введение

В начале X века Германия окончательно оформилась как  самостоятельное государство; оборвались последние ее связи с другими  частями совершенно распавшейся  каролингской империи. На северо-западной границе находились земли с населением, говорившем на диалекте романского языка. Походы немецких феодалов на восток имели результатом захват славянских земель. Таким образом, Германия с самого начала не являлась национальным комплексом.

Кроме того, немецкая народность находилась в XI веке на более  низкой ступени своего развития, чем  например французские народности. Страна все еще распадалась на территории бывших отдельных крупных племен, говоривших на различных диалектах  немецкого языка.

В XII - XIII вв. в  недрах германского феодального  общества происходят процессы, которые  приводят к территориальному распаду  Германии, тенденции которого наметились в период борьбы за инвеституру. Но усиление и торжество этих тенденций  происходят одновременно с новыми вспышками  борьбы между папством и империей, которая разыгрывается в резко  изменившейся международной и внутри имперской обстановке. 
 

К XI - XII вв. господствующий класс западноевропейского феодального  общества уже окончательно сложился и получил сословное оформление. Рыцарство превращается в своеобразную сословную организацию военно-феодальной знати со своим неписанным уставом, со своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести.

Рыцарь должен быть мужественным, справедливым, правдивым, щедрым; он должен защищать церковь, бороться с «неверными», хранить верность сюзерену, служить опорой слабых и беззащитных. Эти требования к идеальному рыцарю должны были идеологически обосновать сословно-иерархический принцип феодального общества и «освятить» право рыцаря на господствующее положение в этом обществе. Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII-XIII вв. Чаще всего, однако, идеальные рыцарские черты находились в самом резком противоречии с действительной социальной практикой средневекового феодала.

В наиболее зрелой и законченной форме рыцарская  литература развилась во Франции, во многих случаях послужив затем образцом для литературы в других европейских  странах.

Это было время  первоначального подъема городов, и рыцарство, соприкасаясь с верхушкой  городского общества, частично приобщается  и к умственным течениям, развивающимся  в городах.

В обстановке и  под влиянием всех умственных приобретений рыцарство культурно растет и  перестраивается. Оно сохраняет  свою классовую природу со всеми  ее типическими чертами; феодальные войны и грабежи по-прежнему остаются основным его занятием, его быт  и нравы сохраняют свою первоначальную грубость и жестокость. Но наряду с  этим в передовых кругах рыцарства  формируется некий морально-эстетический идеал, и намечаются ростки светской культуры. Возникают пышные дворы, где  приняты хорошие манеры, красивые наряды, занятия музыкой и поэзией. Наряду с любовью к роскоши  и стремлением всячески приукрасить  жизнь культивируется щедрость, которая  считается обязательным признаком  рыцарского «благородства» и выливается нередко в формы безудержного мотовства.

Появляется новое  понятие - куртуазия. Рыцарь должен быть не только смелым, верным и щедрым, - он должен быть также учтивым, изящным, привлекательным в обществе, уметь тонко и нежно чувствовать.

В программу  воспитания молодого рыцаря входит обучение не только военному делу и охоте, но и разным светским играм, искусству  играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, слагать стихи, ухаживать  за дамами. К героическому идеалу присоединяется другой идеал - эстетический.

В связи с  этой новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства.

Резко изменяются общественная функция литературы, способ исполнения произведений, состав ее авторов  и носителей. Рыцарская лирическая поэзия в силу ее происхождения из народной песни еще связана с  музыкой, но повествовательные жанры  уже не распеваются, а читаются. Назидательное  значение литературы отнюдь не утрачиваются, но одновременно возникает и другая ее функция - светско-развлекательная. Автор - уже не бродячий жонглер, не искушенный в письменности, а поэт, обладающий некоторой школьной образованностью и состоящий на службе при феодальном дворе, иногда даже сам рыцарь. Этот автор стремится закрепить свое имя.

Язык рыцарской  поэзии стремится быть чистым и изящным. Все грубое, обыденное из него изгоняется.

 

Теории происхождения  средневековых городов.  

Вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов представляет большой интерес.

Пытаясь ответить на него, ученые в XIX и XX вв. выдвигали  различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.

Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в учреждения города. «Романистическая» теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич), город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. «Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. «Буртовая» теория (Кейтген, Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и буртовом праве. «Рыночная» теория (Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.

Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк  Ритшель в конце XIX в. попытался объединить «буртовую» и «рыночную» теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта — бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору — межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю — купечеству. Согласно этой «торговой» теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.

В современной  зарубежной историографии сделано  многое для изучения археологических  данных, топографии и планов средневековых городов (Гансгоф, Планиц, Эннен, Веркотерен, Эбель и др.). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально-экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной структуры.

Многие современные  зарубежные историки, стремясь уяснить  общие закономерности генезиса средневековых  городов, разделяют и развивают  концепции возникновения феодального  города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.

В отечественной  медиевистике проведены солидные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально-экономической роли городов, при меньшем внимании к их прочим функциям. В последние годы, однако, проявляется тенденция рассматривать все многообразие социальных характеристик средневекового города, притом от самых истоков. Город определяется как не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя.

Возникновение феодальных городов. Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия «городскими делами», т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов, которые возрождались к новой жизни — уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

Концентрация  населения в подобных центрах, в  том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие «рыночные местечки» при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.

Рост городов  в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII—IX в., феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли, сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в X в. — на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.

Раннему возникновению  и росту итальянских и южнофранцузских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты ремесленных организаций и римского муниципального права.

В X—XI вв. стали  возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии — по Рейну и верхнему Дунаю. Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново.

Позднее, в XII—XIII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров.

Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, во Фландрии и Брабанте, по Рейну. Но и в других странах и регионах количество городов, включая мелкие, было таково, что обычно житель деревни мог добраться до какого-либо из них в течение одного дня.

При всем различии места, времени, конкретных условий  возникновения того или иного  города оно всегда являлось результатом  общего для всей Европы общественного  разделения труда. В социально-экономической сфере оно выражалось в отделении ремесла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями и поселениями; в собственно социальной и политической сферах — в развитии структур государственности с их институтами и атрибутами.

Этот процесс, имел длительный характер и не был  завершен в рамках феодализма. Однако в X—XI вв. он стал особенно интенсивным и привел к важному качественному сдвигу в развитии общества.

Информация о работе Формирование городов. Рыцарство. Культура рыцарства. «Миннезанг»