Функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:03, доклад

Описание

Среди ее функций выделяются познавательная, информативная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, а также воспитательная.
Важное место среди них принадлежит познавательной. В чем она выражается? Во-первых, в фиксации в каждую конкретную историческую эпоху результатов познания окружающего мира. При этом подается целостная картина мира, объединяются результаты научного, ценностного и художественного его отражения.

Работа состоит из  1 файл

функции культуры.doc

— 36.50 Кб (Скачать документ)


Функції культури

Среди ее функций выделяются познавательная, информативная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, а также воспитательная.

Важное место среди них принадлежит познавательной. В чем она выражается? Во-первых, в фиксации в каждую конкретную историческую эпоху результатов познания окружающего мира. При этом подается целостная картина мира, объединяются результаты научного, ценностного и художественного его отражения. В соответствии с уровнем духовной культуры мы судим об уровне познания мира в ту или иную эпоху, а следовательно, о степени господства человека над стихийными силами природы и общества.

Во-вторых, культура - это самосознание социальных групп населения, наций, классов, общества в целом. Благодаря культуре социальные сообщества узнают сами себя, свои общественные потребности и интересы, свои особенности и место в мировой истории, формируют свое отношение к другим общественных систем.

С познавательной функцией культуры тесно связана ее информативная функция. Она настолько важна, что некоторые ученые считают ее основной, а иногда даже сводят культуру к информации.

Информационная функция выполняет передачу, трансляцию накопленного социального опыта - обмен духовными ценностями между народами.

Информационная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками, умениями, способностями, иначе говоря, своими сущностными силами, которые равны как в середине одного поколения, так и между поколениями


Информационная функция культуры может проявляться через общение людей, в их практическом взаимодействии, прежде всего - в совместной трудовой деятельности. Поэтому информационная функция неразрывно связана с коммуникативной. Общение по своему характеру бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное общение - это прямое усвоение достижений культуры. Оно дополняется косвенным, опосредованным - когда реализуется через усвоение культурного наследия.


Культура, с одной стороны, регулирует прямое и косвенное общение людей, а с другой, обогащает и само общение, которое правомерно рассматривать как явление культуры. Оно активно способствует развитию человека, приумножению ее духовного богатства, выступает важным средством преодоления отчуждения между людьми, которое стало одной из самых драматичных признаков XX века.


Нормы культуры в их внешнем выражении проявляются через символику, определенную знаковую систему (например, различные знаки внимания). Характерным примером такой символики выступают правила этикета. В качестве регуляторов культуры поведения человека как в широком, так и в узком смысле выступают не только нормы, но и образцы поведения. Норма характеризует не только уже достигнутое обществом, но и то, что имеет статус общего требования. Образец - это выше, лучше, достигнуто передовыми людьми общества, наиболее приближено к идеалу. В процессе исторического развития человечества определенные образцы постепенно превращаются в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом и проявляется регулятивная роль образца.

Нормативная сторона культуры ярко проявляется в обычаях и обрядах. Обычаи - это исторически сложившиеся способы поведения, которые имеют вид целесообразных действий, осуществляемых людьми той или иной общины в силу трудовой деятельности, под влиянием общественного мнения, для воспроизведения образца. Обычаи передаются из поколения в поколение. Набрав формы определенного стереотипа поведения, обычай регулирует деятельность людей.

Закрепляясь с течением времени, обычаи перерастают в культурные традиции. В основе каждой традиции лежит опыт того социального коллектива, который им владеет и постоянно его воспроизводит. Ведущее значение в функционировании любой традиции имеет диалектика устойчивого и изменчивого в ней. Происходит непрерывный процесс изменения традиций, отмирания консервативных и возникновения прогрессивных, отвечающих потребностям и интересам общества. В сфере быта, труда и межличностных отношений культура оказывает существенное влияние на поведение людей, регулирует их поступки, обусловливает выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Культуре присуща аксиологическая (оценочная) функция. Она выражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные ориентиры и потребности. Человек, принимая ту или иную вещь или явление, дает им положительную или отрицательную оценку. В соответствии с отношением человека к культуре часто судят об уровне интеллигентности человека. В динамическом процессе функционирования культуры происходит формирование духовного облика человека, его мировоззрения, политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных взглядов, вырабатываются определенные ценностные ориентации, нравственные установки, культурные вкусы, формируется многогранный духовный мир человека.

Особое место принадлежит воспитательной функции. Культура не только приспосабливает человека к определенному природной и социальной среды, способствует ее социализации. Она и выступает универсальным фактором саморазвития человека, человечества. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Последняя заключается в неустанном процессе развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей, разнообразных человеческих способностей, выработке и осуществлении заветных мечтаний и желаний, выдвижении перед собой и достижении определенных жизненных целей, программ. Поэтому каждый новый этап в культурной постепенные можно справедливо считать новым шагом в направлении расширения горизонтов человеческой свободы.

Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму систему факторов духовного мира личности - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. Следует отметить также, что и мировоззренческое мышление и мировоззренческое представление в историческом плане черпают свое содержание в мифологии, впоследствии в религии, и наконец, в научном познании, т.е. в тех формах общественного сознания, которые составляют содержание культуры. Основным направлением культурного воздействия на человека является формирование мировоззрения, через который она включается в различные сферы социокультурной регуляции.



Информация о работе Функции культуры