Гностицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:05, реферат

Описание

ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis — познание, знание) — это эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, явившееся своеобразной реакцией части языческой интеллигенции на христианство и сочетавшее в себе элементы христианства с положениями античной философии и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Гносис появляется в конце 1-го века и достигает расцвета во II-м веке. В его развитии можно выделить 3 этапа: 1) ранний гностицизм, в котором эклектично сочетались элементы античных мифов и библейских сюжетов (например, культ змия у офитов, восх

Работа состоит из  1 файл

гностицизм.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

 

Классификация гностических учений.

«Если трудно обозначить твердыми пунктами частное содержание гностических учений, то еще труднее их классифицировать. С этой точки зрения, системы гностические представляют настоящий калейдоскоп» [6, с.185]. Обычно классификации гностических систем строятся либо по типу их происхождения, либо по смыслу содержания вероучения. Первая классификация различает александрийский гностицизм и гностицизм сирийский. Причем первый опирается на платоновское понятие материи, как  , нечто призрачное, несуществующее, а второй исходит из дуализма персидских религий.

Если же обратить внимание на то, в каком отношении гностическая система стоит к ветхозаветному иудейству, то такие гностики, как, например, Василид и Валентин признавали его ценность, а другие – полемизировали с ветхозаветной религией, причем офиты, Карпократ тяготели к язычеству, а Сатурнин, Маркион отвергали иудаизм с целью выявить, якобы, чистое христианское учение. Существуют и другие попытки классификаций [см. 6, с.186-187].

Перейдем теперь к краткой характеристике некоторых гностических систем.

Наиболее древним течением гностицизма, возникшим еще в дохристианские времена, являются офиты, или «братья змея», подразделявшиеся на ряд групп: наассенов, ператов, сифиан, каинитов, последователей Юстина. Офиты чтили в змее образ, принятый верховной Премудростию, или небесным эоном Софией, чтобы сообщить истинное знание первым людям, которых Демиург держал в неведении. Учение офитов носит в себе черты каббалистического пантеизма. Во главе всего сущего стоит Первочеловек Адам. Духовный, душевный и материальный элементы составляют просто атрибуты существа этого Адама. Первоначало мыслиться как  не различенное и неразличимое единство Бога и мира, т.е. пантеистически. Змей учит людей самопознанию, которое должно завершится совершенным познанием Первоадама. «Все атрибуты первочеловека нисходят на искупителя, Иисуса, сына Марии, и в нем повторяется их единение» [6, с.188]. По учению каинитов есть две противоположных силы – София и Истера. От союза с этими силами от Евы рождаются Каин и Авель. Потомок высшей силы Софии убивает Авеля, торжествует над силой низшей. Далее эта линия продолжается в содомитах, Исаве, Корее и прочих отрицательных персонажах, завершаясь в Иуде – истинном апостоле Софии, которые борются с злым началом, породившим наш мир. В нравственном плане офиты были крайними либертинцами. К этому кругу восходит, очевидно, опубликованное недавно «Евангелие Иуды».

В гностической системе Василида абсолютно трансцендентным, непознаваемым Богом в качестве потенциального бытия, в котором заложены элементы бытия реального, творится из ничего панспермия, из которой и должен развиться мир. Являются три главных вида бытия: «тонкое», идеальное, которое устремляется к сверхсущному Божеству; грубое, материальное, которое оседает вниз и образует материальный мир. Но в нем содержится «бытие, требующее очищения», в котором есть семя духовной жизни. Первый владыка и глава мира «Архонт» и второй – «Демиург» не обладали знанием об этой духовной потенции, пока воплотившийся Христос не привлекает к себе силу Духа Святого, соединяющего высший и низший мир. Христос открывает миру истину абсолютного и идеального бытия, куда возносится Он и, вслед за Ним, просвещенные Евангелием духовные существа. Материальный мир, выделив из себя духовный элемент, бывший причиной его томления и беспокойного движения, приходит в состояние равновесия и блаженного неведения. Мировой процесс завершается.

Одним из крупнейших гностических мыслителей был Валентин. «Валентин учил о невидимом Боге, из которого исходят сизигии и непарные образы. На основании этих образов создается мир феноменов, не имеющий непосредственного отношения к невидимому Богу. Создателем мира по образам невидимого Бога является демиург. О происхождении демиурга рассказывает кн. Бытия под чувственным образом создания человека» [3, с.162]. Демиургу содействует София, сообщающая миру  образ невидимого Бога (мифологизированная история Софии-Ахамот достаточно сложна и запутана). В антропологии Валентин придерживается традиционного деления людей на плотских, душевных и духовных. Цель мирового процесса состоит в том, чтобы малое духовное семя, которым обладают «пневматики», раскрылось, развилось и воспиталось через познание душевных и чувственных вещей, а цель пришествия на землю Спасителя состоит в том, чтобы собрать всех, имеющих в себе «семя жены», т.е. Софии-Ахамот, и из бессознательных пневматиков превратить их в сознательных гностиков, открыв им истину о небесном Отце, Плероме и их собственном происхождении. Христос спасаете и праведных «психиков», пробудив их к вере и добрым делам. Материального начала Христос, по Валентину, не имел, тело Его было кажущимся. В конце мирового процесса София-Ахамот соединяется со Спасителем и входит в Плерому, духи гностиков сочетаются с ангелами, демиург и душевные праведники войдут в свое небесное царство (некое среднее место), а материальный мир м плотскими людьми и сатаной сгорит и исчезнет. Впоследствии школа Валентина, по свидетельству св. Ипполита распадается на западную, италийскую и восточную.

Из крупных гностических учителей можно упомянуть также Саторнила, Карпократа и Маркиона.

 

Заключение. Судьбы гностических идей.

Гностицизм как организованное явление просуществовал где-то до 6-го века. Еще император Юстиниан издавал против гностиков указы. В противостоянии с гностицизмом Церковь осознала его как чуждое для себя явление и последовательно боролась с ним. Христианство дало свои ответы на те же вопросы, которые волновали гностиков. Оно «было озабочено тем же, что и гностицизм – спасением души, но вместо фантастических и  мифических способов гностиков, предлагало средства вполне реальные, истинные и, в то же время, - сверхъестественные» [3, с.169]. Ассимилировать же в своем вкусе христианские идеи гностицизм не смог, «христианство стало тою скалою, о которую разбился бурный поток гностицизма» [там же]. Но гностические идеи продолжали существовать. «Промежуточным звеном между гностическими ересями и средневековыми сектами были павликиане, появившиеся в Восточной Римской империи в IV-V веках. Они исповедовали чистый дуализм, считая первородный грех подвигом… Из Восточной Римской империи учения павликиан и богомилов проникли в Западную Европу… Учения пантеистического направления также имеют источником гностические ереси… Таким образом, возникает поражающая воображение картина движения, которое длилось полтора тысячелетия вопреки преследованиям господствующей церкви и светских властей. Очень точно фиксированный комплекс религиозных представлений, определявший все отношение участников этого движения к жизни, сохранялся в неизменности» [7, с. 85-89]. Гностические идеи вошли в учения алхимиков и розенкрейцеров, иных герметических орденов, уже в 19-м и 20-м веках возродились в теософии Блаватской и Рерихов, в других мистических теориях, включая нацизм. Поэтому расширительно можно говорить о гносисе как о некоем типе мироощущения, типе религиозности, «в основе которого лежит определенный психический настрой индивида или целого коллектива» [1, с.263]. Причем этот настрой в своей сути антихристианский, расходящийся с христианством в оценке нашего мира, мироотрицающий, и потому антицерковный. «Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп…» [8, с.256], - говорит апокрифическое Евангелие Фомы, а Евангелие Филиппа вторит: «Этот мир – пожиратель трупов. Все, что в нем поедается, - также ненавистно… Мир произошел из-за ошибки» [8, с.288]. «Гностические концепции признавали жизнь на планете Земля «тяжелым бедствием, от которого необходимо избавиться… Биосфера – враг человека, а с врагом, как известно, надо расправляться по возможности безжалостно» [9, с. 563]. Я хороший, а мир – плохой» - вот основная парадигма мироощущения гностицизма. Горделивое «я избран, я выше презренной толпы, я – обладатель тайного знания, доступного лишь посвященным». Это жизнеотрицание позволило Л. Н. Гумилеву трактовать гностицизм как антисистему, опасную химеру, возникающую в определенные периоды этногенеза [см. 9, с. 562 и далее]. Антисистему, которая преодолевается здоровым обществом, но которая способна дать губительные плоды в кризисные периоды.

1

 



[1] По материалам сайта «Седмица.Ru»


Информация о работе Гностицизм