Своеобразный готический
стиль в архитектуре складывался
на севере современной Франции, в
провинции Иль де Франс, а также
на территории современной Бельгии
и Швейцарии. Несколько позже
— в Германии. Есть данные, что
уже в начале XII в. мастера аббатства
Сен-Дени близ Парижа под руководством
аббата Сюжера начали разработку новой
конструкции типично готической
стрельчатой арки. Церковь монастыря
Сен-Дени, созданная по проекту аббата
Сугерия, считается первым готическим
архитектурным сооружением. При
её постройке были убраны многие опоры
и внутренние стены, и церковь
приобрела более грациозный облик
по сравнению с романскими «крепостями
бога». В качестве образца в большинстве
случаев принимали капеллу Сент-Шапель
в Париже.
От романского стиля
Готика унаследовала главенство архитектуры
в системе искусств и традиционные
типы культовых зданий. Особое место
в искусстве Готики занимал собор
- высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры и живописи. В отличие
от романского стиля с его круглыми
арками, массивными стенами и маленькими
окнами, для готики характерны арки
с заострённым верхом, узкие и
высокие башни и колонны, богато
украшенный фасад с резными деталями
(вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные
витражные стрельчатые окна. Все
элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Собор как центральное
явление готического стиля был
средоточием всех видов художественной
деятельности в их совокупном проявлении:
архитектуры, живописи (витражи и
роспись), музыки и литературы (литургия
и проповедь). Также собор был
важнейшим центром жизни европейского
города, кроме церковной службы в
нем устраивались университетские
лекции, театральные представления,
иногда заседал городской совет
и королевский парламент. Кафедральный
собор, в отличие от романского храма,
- городское сооружение: контрастируя
с небольшими окружающими постройками,
он господствовал над городом. Первые
готические соборы появились в Северной
Франции, затем стиль приобрел всеобщее
распространение. После крестовых
походов она была усвоена в
Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские
государи Англии, Испании, Германии приняли
готику как знак-символ божественного
провидения и монархической власти.
Утверждали готическую архитектуру
и монашеские ордена.
Несоизмеримое с
человеком пространство собора, вертикализм
его башен и сводов, подчинение
скульптуры ритмам динамичности архитектуры,
многоцветное сияние витражей оказывали
сильное эмоциональное воздействие
на верующих. В нем наряду с богослужением
устраивались богословские диспуты, разыгрывались
мистерии, происходили собрания горожан.
Собор мыслился своего рода сводом
знания (главным образом богословского),
символом Вселенной, а его художественный
строй выражал не только идеи средневековой
общественной иерархии и власти божественных
сил над человеком, но и растущее
самосознание горожан. Грандиозные
готические соборы резко отличались
от монастырских церквей романского
стиля . Они были вместительны, высоки,
нарядны , зрелищно декорированы. Динамичность,
легкость и живописность соборов
определяет характер городского пейзажа.
Главное отличие
готического собора - устойчивая каркасная
система, в которой конструктивную
роль выполняют крестово-реберные стрельчатые
своды, арки стрельчатой формы, определяющие
во многом внутренний и внешний облик
собора. Структура здания складывается
из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных
4 столбами и 4 арками, которые вместе с
арками-нервюрами образуют остов крестового
свода. Боковой распор свода главного
нефа передается с помощью опорных арок
(аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы.
Освобожденные от нагрузки стены в промежутках
между столбами прорезаются арочными
окнами.
Романские церкви гладью
стен были четко изолированы от окружающего
пространства. В готических соборах,
напротив, дан образец сложного взаимодействия,
взаимопроникновения внутреннего
пространства и внешней природной
среды. Этому способствуют огромные
проемы окон, сквозная резьба башенных
шатров, лес увенчанных пинаклями
контрфорсов. Большое значение имели
и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы;
каменные шипы, вырастающие, словно цветы
и листья, на ветвях каменного леса
контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Вслед за собором
устремлялись вверх и городские
постройки. На главной площади городов
строились ратуши с обильным декором,
нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене,
1351—1509). Замки превращались в величественные
дворцы с богатым внутренним убранством
(комплекс папского дворца в Авиньоне),
строились особняки ("отели") богатых
горожан.
Сохранившиеся планы
и рабочие чертежи грандиозных
соборов средневековья (Кельнского,
Венского, Страсбургского) таковы, что
не только составлять их, но и пользоваться
ими могли лишь хорошо подготовленные
мастера. В XII-XIV вв. были созданы кадры
архитекторов-профессионалов, подготовка
которых стояла на очень высоком
по тому времени теоретическом и
практическом уровне.
Переход от романского
к готическому стилю отмечен
рядом технологических новшеств,
которые в свою очередь были стилистически
осмыслены в истории готики. Обоснованным
является мнение о том, что истоком
перемен в архитектурном мышлении
стало введение стрельчатой арки:
она обладала меньшим распором -
давлением на стену, нагрузка была направлена
вниз, на опору. Основной принцип работы
конструкции таков: свод более не
опирается на стены (как в романских
постройках), теперь давление крестового
свода передают арки и нервюры
на колонны (столбы), а боковой распор
воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Крестовый нервюрный свод был
главным архитектурным открытием
готики, он применялся во взаимодействии
с системой внутренних устоев (колон
или столбов) и внешних опор - контрфорсов.
Готический контрфорс является техническим
развитием и дальнейшим усовершенствованием
контрфорса романского. Как установили
готические зодчие, он работал тем
успешнее, чем он был шире снизу.
Поэтому строители начали придавать
контрфорсам ступенчатую форму,
относительно узкую наверху и
более широкую внизу.
Нейтрализовать боковой
распор свода в боковых нефах
не представляло трудностей, так как
высота и ширина их были сравнительно
невелики, а контрфорс можно было
поставить непосредственно у
наружного столба-устоя. Совершенно
иначе приходилось решать проблему
бокового распора сводов в среднем
нефе. Готические зодчие применяли
в таких случаях особую арку из
клинчатых камней, так называемый
аркбутан; одним концом эта арка,
перекинутая через боковые нефы,
упиралась в пазухи свода, а другим
— на контрфорс. Место ее опоры
на контрфорсе укреплялось башенкой,
так называемым пинаклем. Пинакли
— это завершенные остроконечными
шпилями башенки, имеющие часто
конструктивное значение. Они могли
быть и просто декоративными элементами
и уже в период зрелой готики активно
участвуют в создании образа собора.
Первоначально аркбутан примыкал к
пазухам свода под прямым углом
и воспринимал, следовательно, только
боковой распор свода. Позднее аркбутан
начали ставить под острым углом
к пазухам свода, и он принимал,
таким образом, на себя частично и
вертикальное давление свода. В заключение
нельзя не отметить количество и качество
ручного труда, затрачиваемого на сооружение
готических соборов. С одинаковой тщательностью
выполнялись как самые важные фрагменты
храма, так и мельчайшие детали. Соборы
строились не для людей, а для Бога, которому
видно всё. Общий порыв объединял каменщиков
и скульпторов, плотников и стеклодувов,
мастеров бронзового литья и кровельщиков
- ремесленников с большой буквы, по духу
своему - настоящих художников, вложивших
в свои произведения и душу, и талант, и
мастерство. Возникнув в монастырской
среде, готика стала стилем городских
соборов, которые возводили жители города
на свои средства, демонстрируя таким
образом свою независимость. Поэтому строительство
готических соборов часто растягивалось
на несколько веков, правда, первоначальный
замысел при этом не искажался. Самыми
яркими примерами такого "долгостроя"
являются Кёльнский и Миланский соборы,
первый из которых строился 312 лет, а второй
- 470. К моменту их завершения во многих
европейских странах, в частности, в Англии
и в Австрии, получило распространение
течение, названное неоготикой и развившееся
на почве национального романтизма. Восторг,
восхищение перед умением готических
мастеров "оживить" косную массу
камня, заставить ее жить по законам органической
материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры
рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже
в сроках строительства своего знаменитого
собора Саграда Фамилья в Барселоне (до
сих пор не завершенного), повторившего
опыт готических мастеров.
- собор в Реймсе
(1211-1330 гг.), место коронации французских
королей;
собор в Амьене (1218
- 1260 гг.);
Почти одновременно
с Реймсом началось строительство
собора в Амьене. Первый камень был
заложен в 1220 г., сразу же после
пожара, уничтожившего романское
здание. Возведение здания начали с
продольной части, хор строили позже.
Западный фасад был завершен в
основном в XIII в., его верхняя часть
достраивалась в XIV и обновлялась
в XV вв. Расположение частей фасада живописно
— не случайно в процессе строительства
возникли разные по высоте и рисунку
башни. «Лабиринт», разобранный в
начале XIX в., донес имена строителей.
С 1220 г. здесь работал Робер де
Люзарш, затем Тома де Кормон и его
сын. Работы в основном были закончены
в 1288 г. Также как и в Реймсе,
примером для зодчих служил собор
в Шартре, однако образец был заметно
модифицирован. В Амьене взаимодействуют
два осевых направления: травеи нефов
вторят трансепту; средняя из семи капелл
хора, значительно выдвинутая вперед,
подчеркивает продольную ось плана. Пологие
стрельчатые арки величаво завершают
интерьер, рождая чувство свободного движения
пространства, которое было также достигнуто
путем абсолютного увеличения размеров
здания. Собор в Амьене — крупнейший среди
готических храмов Франции и один из крупнейших
в Европе. Ширина его нефов достигает 33
м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального
нефа подняты на высоту 42, 3 м.
- собор Парижской
Богоматери (1163 г. - XIV в.)
Здание собора воздвигнуто
на месте храма Юпитера, стоявшего
здесь при римлянах. Это место
с древности считалось священным,
и позже на нем стали строить
церкви нового христианского Бога.
В XII веке Морис де Сюлли распланировал
огромный Собор Парижской Богоматери,
а в 1163 году в восточной части
города королем Людовиком VII и специально
приехавшим в Париж на церемонию
папой Александром III был заложен
первый камень фундамента. Строительство
шло постепенно с востока на запад
и длилось более ста лет. Собор
должен был вмещать в себя всех
жителей города — 10 000 человек. Но пока
его строили, прошло более полутораста
лет, и население Парижа выросло
во много раз. Собор в средневековом
городе являлся центром общественной
жизни. Он весь облеплен какими-то лавками
и ларьками, в которых продавали
всякую всячину. У входа приезжие
купцы раскладывали свой товар и
заключали сделки. Сюда городские
модницы приходили похвастать своими
нарядами, а сплетницы — послушать
новости. Здесь устраивались танцы
и шествия ряженых, иногда даже играли
в мяч. Во время опасности в
соборе укрывались жители окрестных
деревень не только со своим скарбом,
но даже и со скотом. Профессора читали
лекции студентам, прерываясь во время
богослужений. Внутреннее пространство
собора — это царство вертикальных
линий, стройных каменных столбов каркаса,
соединенных стрельчатыми арками. Здесь
все подчинено бурному взлету
вверх, к небу. В рамы витражей со
сложными линиями свинцовых переплетов
вставлены цветные стекла. Рассеянный
свет, проникающий через витражи,
льется на статуи мужчин, женщин, детей,
королей, епископов, воинов, стоящие
во весь рост, коленопреклоненные, конные,
из мрамора, серебра и даже восковые...
Стен нет вообще, их заменяет каркас
из соединенных арками столбов. Заполняют
этот каркас огромные стрельчатые окна,
даже не окна — а многоцветные картины
с десятками фигур. Солнечный
свет заставляет играть стекла всеми
цветами радуги и делает витражи
похожими на огромные самоцветы. Мерцающий
мистический свет опьяняюще действует
на человека, приводя его в благочестивое
религиозное состояние. Собор Парижской
Богоматери разделен на пять нефов, средний
выше и шире остальных. Высота его
— 35 метров. Под такими сводами мог
бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине
главный неф пересечен другим
нефом такой же высоты, два нефа
(продольный и поперечный) образуют
крест. Это сделано специально, чтобы
собор напоминал крест, на котором
был распят Иисус Христос. Сооружения,
подобные Колизею или термам Каракаллы,
нужно было строить быстро и возводить
все здание сразу, целиком. Длительная
приостановка работ или медленное
возведение отдельных частей таких
сооружений грозили тем, что разные
помещения имели бы различную
прочность. Для строительства нужны
были гигантские средства, требовались
армии рабов. Ничего этого у парижан
не было. Готический собор строился,
как правило, десятилетиями, а то
и веками. Горожане не спеша собирали
деньги, и здание собора росло медленно.
К середине XIX
века Собор Парижской Богоматери
значительно отличался от того,
каким его видели парижане
в XIII веке. Исчезли, поглощенные
почвой Сите, все одиннадцать
ступеней лестницы. Не стало нижнего
ряда статуй в нишах трех
порталов. Не стало и верхнего
ряда статуй, украшавших когда-то галерею.
Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли
великолепные статуи и цветные витражи,
заменен готический алтарь. Вместо них
появились толпы амуров, бронзовые облака,
мраморные и металлические медальоны.
Собор был испорчен. Более того, ему угрожало
полное разрушение.
В 1841 году для
спасения Нотр-Дам де Пари было
принято специальное правительственное
решение, а в 1845 году началась
капитальная реставрация собора
под руководством известного
архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка.
В своем первозданном виде
до наших дней сохранились
лишь частично витражи западного,
южного и северного фасадов,
скульптуры на фасадах и в
хоре.
Готика
в интерьере.
Готика - следующая
ступень в развитии средневекового
искусства, второй общеевропейский
стиль. Термин "готика" ввели в
употребление итальянские гуманисты
для обозначения всего, не относящегося
к классическим, античным образцам,
то есть, по их мнению, уродливого, связанного
со сплошным варварством (готы - "варварское"
германское племя).
Готический стиль,
господствовавший в Западной Европе
в XIII - XIV вв., стал высшим художественным
синтезом средневековья.
Ведущим видом искусства
в готике оставалась архитектура, а
наивысшим ее достижением было строительство
городских кафедральных соборов, вызывающих
ощущение легкости, особой воздушности
и одухотворенности. В отличие
от романского готический собор - городское
сооружение, устремленное ввысь, господствующее
над всей городской застройкой.
Переход от романского
стиля к готическому в западноевропейской
архитектуре был отмечен целым
рядом технологических новшеств
и новых стилистических элементов.
Считалось, что в основе перемен
лежало введение стрельчатой арки,
которая своей формой подчеркивала
устремленность всего здания ввысь,
ее появление связывалось с арабским
влиянием.
В готической архитектуре
применялся базиликальный тип храма.
В основе зданий периода готики лежала
новая конструкция свода с
устойчивой каркасной системой. Центральный
неф готического храма обычно
был выше боковых, и часть нагрузки
принимали на себя аркбутаны - специальные
подпружные арки, соединявшие основание
свода центрального нефа с контрфорсами
( специальными подпорными столбами) бокового.
Такая конструкция позволила
значительно облегчить все сооружение
и максимально расширить внутреннее
пространство здания, почти убрав
стены.