Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:23, реферат
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”?
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра истории и культурологии
Реферат
на тему
Греческая цивилизация
выполнил студент 1 курса
физического факультета группы РФ-2
Носырев А.В.
научный руководитель
Короткий Н.С.
Краснодар, 1998.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”? Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления “греческого чуда” оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь “отец истории” Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии и астрономии.
Такие же сведения мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита, Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры? Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан усматривал причину “греческого чуда” в свойствах, якобы присущих арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены в книге историка А. И Зайцева “Культурный переворот в Древней Греции VIII - V вв. до н. э.”. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.
Известный швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге “Греческая цивилизация” утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. ”Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом”.[1]
Литература, искусство
и философия Древней Греции дали
толчок развитию европейской культуры.
Древняя Греция открыла человека
как прекрасное и совершенное
творение природы, как меру всех вещей.
Великолепные образцы греческого гения
проявились во всех сферах духовной и
социально-политической жизни: в поэзии,
архитектуре, скульптуре, живописи, политике,
науке и праве. Греки создали
науку, которую некоторые
Отличительной чертой
микенской цивилизации является
наличие дворцов-цитаделей, мощных
архитектурных комплексов, содержащих
обширные кладовые, помещения административного
и культурного назначения. Такого
рода дворец — средоточие сложной
экономической военной и
Характерным признаком
древнегреческой цивилизации
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура
также была сращена с динамичными
общественными процессами. До эпохи
эллинизма царских дворцов не
строили по причине отсутствия царской
власти. Главными зданиями городов
вначале были дома божеств, покровителей
городов, — храмы. По мере роста благосостояния
и развития демократии другой важнейший
центр полиса — агора, площадь, где
собирался народ для решения как
политических, так и экономических проблем
(в частности, для товарообмена), начала
обстраиваться зданиями, предназначенными
для различных общественных нужд — разного
рода правительственных учреждений, собраний
и т.п. Это здание городского совета —
булевтерий, театр, гимнасий, палестра,
стадион. Греческая архитектура сделала
ряд оригинальных разработок, в частности,
как формы храмов, так и их отдельных деталей.
И несмотря на монументальный характер
греческой общественной архитектуры классического
времени, чувство пропорции не позволяло
создавать сооружения, служившие целям
подавления и принижения чувств свободного
гражданина свободного государства, в
отличие от архитектуры древневосточных
деспотий, эллинистического и римского
времени, где индивидуалистически-
Вместе с античным
городом формировалась и
Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, ка живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками — историческим опытом и достижениями прошлого.
Список использованной литературы
1. Энциклопедический словарь юного историка М.,”Педагогика-пресс”,1993
2. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая школа”,1990
3. Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971
4. Андре Боннар Греческая цивилизация Ростов-на-Дону,”Феникс”,1994
5. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997