Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 13:27, творческая работа
Костюм на средневековом Западе формировался довольно медленно, поэтапно и осторожно соединяя элементы варварского, галльского и византийского костюмов при сохранении некоторых античных традиций. Со временем драпирующаяся несшитая одежда (символ принадлежности к античной цивилизации) была заменена сшитой.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)……………………………………………………………….4
1.1. Эстетический идеал красоты человека (характерные черты)……...4
1.2. Применяемые ткани, фактура, цвет, отделка, рисунок…………….5
1.3. Развитие конструирования и моделирования……………………….6
1.4. Основные виды и формы костюма…………………………………..7
мужской костюм…………………………………………………...8
женский костюм…………………………………………………..11
1.5. Прически, головные уборы, обувь, украшения, дополнения……..12
Выводы по первой главе………………………………………………… 14
Глава II Силуэт и линии в одежде…………………………………………16
2.1. Основные линии, выявляющие силуэт изделий…………………...16
2.2. Связь линии с конструкцией видоизменения силуэта…………….16
2.3. Характеристика современного силуэта, значение линий в одежде………………………………………………………………...18
Выводы по второй главе………………………………………………… 22
Библиографический список………………………………………………..23
В романский период нижняя одежда мужчин состояла из двух туник, носившихся одновременно.
Нижняя туника – камиза – довольно широка, рубашкообразная, имела длинные цельнокроеные рукава, украшенные по низу вышивкой или цветным кантом. Нижняя туника имела длинные цельнокроеные рукава, украшенные по низу вышивкой или цветным кантом.
Верхняя туника – котта – довольно широкая накладная одежда обычно из дорогой ткани, с полукруглым или прямоугольным, подчеркнутым отделкой вырезом горловины, без рукавов или с короткими широкими рукавами [7].
Плащи знати также были длинными и широкими, их застегивали на правом плече. Формы костюма, манера ношения, отделка напоминают византийские. Начиная с XI века форма и покрой верхней мужской одежды находится под влиянием рыцарских доспехов. Длинные и широкие одежды сменяются облегающими и более коротким [8].
В костюме X века по-прежнему сохраняются камиза и котта, но поверх нижней одежды теперь надевают блио – глухую накладную одежду. Блио представляет собой полудлинную одежду с заниженной отрезной талией. Рукава – цельнокроеные узкие, чуть расширяющиеся книзу. Силуэт характеризуется узкой и покатой линией плеч, подчеркнутыми линиями груди и талии и расширением книзу от линии бедер. Расширяющаяся нижняя часть выкраивается в виде полукружий. Длина его колеблется от линии коленей до середины икр. Блио с высокими боковыми разрезами от линии низа к талии и с боковыми клиньями. Через разрезы блио виднелась нижняя рубашка, яркая и контрастная с ним по цвету [7].
У мужчин обязательным дополнением к сорочке были штаны, состоявшие из двух не сшитых друг с другом штанин, привязанных по бокам к специальному поясу. Сам пояс имел ритуальное значение и являлся знаком мужской независимости. Человека, который оказался не в состоянии уплатить долг, закон обязывал передать свой пояс заимодавцу вместе с правами на оставшееся имущество [11].
Верхней одеждой по-прежнему служил полудлинный драпированный плащ, застегнутый на пряжку или застегивающийся спереди [8]. Костюм дополняли длинные узкие штаны – шоссы – туго облегающие ногу из эластичного сукна (штанины не сшивались между собой), мягкие сапоги или чулки из кожи, небольшая шапочка конусообразной формы или капюшон.
Еще одна новинка – нарамник – прямоугольный или овальный кусок ткани, перегнутый пополам по линии плеч, с разрезами (не сшивающимися) по бокам и с вырезом горловины. Длина нарамника различна [7].
В конце XII века в Европе появляются феодальные гербы, превратившиеся впоследствии в фамильные. Вначале это были знаки на рыцарских доспехах, окрашенные в определенный цвет. Часто гербы делились на две – четыре части, окрашенные в разные цвета. Цвет одежды феодалов начинает следовать цветам герба, указывая на знатное происхождение своего владельца. Так возникает мода мипарти, согласно которой отдельные части одежды (рукава, половинки штанов, обувь и т.д.) окрашивались в разные цвета. Особенно яркий лоскутный характер носила одежда молодых щеголей, выражавших таким образом свой протест против одежды богатых горожан [8].
Женский костюм
В женском костюме происходят те же изменения формы прямой широкой рубахи, что и в мужском костюме.
В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов [8].
Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI века появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам [4].
В X – XII веках начинается создание одежды облегающих форм. В стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется короткий узкий жилет, который поддерживает груди и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают спереди до низа.
Женское блио этого периода представляет собой накладную одежду с тремя швами: прилегающую в области плеч, груди и талии, с боковыми клиньями, расширяющуюся от бедер. Широкое распространение в блио получают боковые шнуровки с лентами, для облегания груди и талии [8].
В XII веке еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части. В европейском женском костюме широко распространяется деление лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом на лифе не образовывались заломы [4].
Верхней женской одеждой служит длинный плащ в виде мантии, стягивающийся спереди лентой, украшенной круглыми пряжками. В качестве подкладки плаща служила обычно ткань контрастного цвета (например красный плащ на зеленой подкладке) или мех (горностай, бобер). Полукруглая форма плаща создавала глубокие, ровно ниспадающие книзу фалды.
Покрывала, распространенные в одежде ранних веков как головные уборы исчезают. Женщины начинают носить длинные распушенные волосы или косы, перевитые парчовыми лентами, обручи, венки с повязкой под подбородком [8].
1.5. Прически, головные уборы, обувь, украшения и дополнения
В раннем Средневековье величайшее значение имела и такая часть туалета, как прическа. Длинные волосы оставались лучшим украшением мужчины германского племени, знаком независимого положения. При королях – конунгах их закручивали высоко на голове, завязывали в хвост, распускали по плечам и спине. Бороды разделяли на пряди и перевязывали шерстяными или золотыми нитями. В VII – XI веках волосы то подстригали «в кружок» или завивали воланами, то опять отращивали и делали хвостики на затылке.
К волосам относились почтительно и боязливо, как к едва ли не самому ценному, чем обладал человек. Нельзя было без нужды касаться чужих волос, азартно хвататься за них в драке, выбрасывать отрезанные волосы (их следовало закопать в землю, т.е. захоронить). За некоторые преступления людей наказывали лишением волос или некоторой их части – насильственно обривали колдунов и неверных жен. Вместе с тем пряди волос дарились друзьям и возлюбленным, официально преподносились вассалом сюзерену, посвящались Богу при вступлении в монастырь. В некоторых обителях срезанные волосы бережно хранили, а впоследствии умершего монаха или монахиню погребали вместе с волосами, привязанными к поясу. В миру из волос делали амулеты, плели замысловатые цепочки и кольца. Мода на подобные «реликвии» окажется очень устойчивой, и уже в XIX веке локоны будут носить в медальонах и делать из них украшения [11].
На голову надевали конусообразные либо полукруглые шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон «куаф» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года согревал капюшон с пелериной из шерстной ткани – «кугель», летом же надевали соломенные шляпы [4].
Прически дополняли тканными диадемами, сплетенными из мелких роз, маргариток, васильков и барвинков. Девицам, которых в средневековом обществе почитали за земных ангелов, полагалось ходить простоволосыми, с цветами и лентами на голове. Буквально у всех христианских народов такая прическа символизировала невинность, девственность. Женщины заплетали и закручивали волосы, закалывали длинными шпильками, прикрывали маленькими шапочками – скуфейками, платками и вуалями. Блестящие обручи из серебра и меди, царственные золотые венцы с самоцветными глазками и шелковые диадемы надевались поверх матерчатого головного убора [11].
Головным убором у женщин служил круглый (обычно белый) платок с отверстием для лица. Плечи и голова женщины полностью закрывались платком. Края этого платка закладывались в вырез блио. Сверху платок закреплялся обручем. Спрятанные у замужних дам волосы мог видеть только муж – господин и повелитель. Только он мог любоваться их красотой.
Косметика была запрещена церковью [7].
Костюм
раннего средневековья
Женский
костюм раннего средневековья
В костюме большое внимание уделяется украшениям:
В XI веке появляются неизвестные древнему миру перчатки и рукавицы (в связи с сокрытием рук – согласно догмам церкви).
На ноги надевали короткие кожаные полусапоги без застежек. Обувью служили сапоги – чулки с открытыми пальцами – элемент античного костюма. Но уже в это время начинают появляться мягкие башмаки на мягкой подошве, с заостренными клювообразными вытянутыми носами. Башмачки шили из ткани или цветной кожи и иногда украшали вышивкой. Простые люди носили более мелкие башмаки, крепившиеся к ноге шнурками, которые крест – накрест охватывали ногу.
Женщины носили обувь из цветной кожи в виде закрытых туфель на мягкой подошве без каблуков. По форме и материалу она была сходна с мужской [7].
Выводы по первой главе:
Анализ литературы показал, что характер всего средневекового искусства крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма: мир полон зла и губительных соблазнов, красота его обманчива и преходяща, тело - оковы бессмертной души. Но церковные идеи не изолировали искусство от представлений и вкусов народа – средневековые художники сумели открыть в человеке огромное богатство внутренней жизни, страстность душевных порывов, красоту труда.
В XI веке, с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.
Народы, заселившие Европу были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой, драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.
В период раннего средневековья в результате слияния двух культур – античной и варварской – в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль. Характерной особенностью, которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени.
Основная
цель, преследуемая нами в первой главе,
состояла в том, чтобы достаточно
кратко изложить теоретические основы
истории развития костюма в эпоху
раннего средневековья, а также рассмотреть
основные виды и формы мужского и женского
костюма.
Глава II Силуэт и линии в одежде
2.1. Основные линии, Выявляющие силуэт изделия
Форма костюма (в отличие от мебели, посуды и т.п.) создается на конкретный подвижный объект (фигуру человека) с заданными размерами. Положение костюма в пространстве определяется его силуэтом. Силуэт формы - это комплекс различных сопряженных линий (прямых и кривых); это проекция формы на плоскость: вид спереди, сбоку, сзади – в одежде вид сверху, сбоку (внешний и внутренний профиль), снизу в обуви. Контуры одежды можно рассматривать как линии [3].
По своему назначению линии костюмной формы подразделяются на:
Информация о работе Характеристика костюма раннего средневековья (романский период IX – XII вв.)