Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, реферат
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, приобретя новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания
Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
4) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.
Классический период (480-323 до н.э) разделяется на эпоху расцвета (V в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса ( IV в. до н.э.)
В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты- странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим умением убеждать и доказывать.
В этот период жил один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины великий мудрец Сократ (470-399 до н.э.) Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку- го природе, возможностям, воспитанию.
Основой человеческого существования и развития он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов.
В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое мышление продолжали его ученики, Платон, а ученик Платона Аристотель - основал логику.
Из учения Сократа следовали такие выводы:
1) добродетели можно обучить при помощи умственного образования
2) знание одно, следовательно, и добродетель одна (а разные добродетели – это разные части знания: справедливость-знание о том, как следует поступать с другими; благочестие-знание, как вести себя по отношению к богам; мужество- знание того, чего надо избегать и чего не следует страшиться).
Деятельность Сократа послужила основанием для этических школ Древней Греции.
Идея – центральная категория в философии Платона. Он указывал на то, что в процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». По Платону, гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости. Согласно Платону, тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (также худшее)- это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.
В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит, который ввел понятие атомов - неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.
В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 до н.э.)
Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего - не вредить пациенту.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа - Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика- наука об ораторском искусстве. Речь Исократа (436- 338 до н.э.) и Демосфена ( 384- 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма- единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э.- Пракситель ( 2 -я треть , IV в. до н.э.), Скопас ( IV в. до н.э.) и др.
В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
5) Эллинистический период (III-I вв. до н.э.). Начало этого периода – 338 г. до н.э. – год военной победы Македонии над Грецией. В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.
Эллинистическая культура – это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского (356-323 до н.э.) далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социально-культурным явлением. Человек перестал быть гражданином суверенного города-государства и превратился в подданного, затерянного среди сотен тысяч ему подобных. Патриотизм сменяется космополитизмом (отечество – весь космос), крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.
В эллинистический период появились первые списки 7 чудес света:
1. Египетские пирамиды
2. Висячие сады Семирамиды
3. Статуя Зевса (Фидия)
4. Галикарнасский Мавзолей
5. Храм Артемиды в Эфесе
6. Фаросский (Александрийский) маяк
7. Статуя Гелиоса на острове Родос.
Успешно развивалась в это время естествознание, особенно медицина.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах (ок. 300- ок. 240 до н.э.)
В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан - мимы.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективисткой морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.
Основателем первой был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавались атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.
Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном (ок. 335 - ок. 262 до н.э.), идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта - религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее.
Значение искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С., весьма велико, поскольку оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия - настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций[3].
Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация[4].
Характерные черты древнегреческой культуры.
Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И. И. Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония[5].
Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфинском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.
Информация о работе Характерные черты древнегреческой культуры