Характерные черты древнегреческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:57, реферат

Описание

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, приобретя новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания

Работа состоит из  1 файл

Характерные черты древнегреческой культуры.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Кроме общегреческих богов  в каждой области  Греции почитались  и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

Помимо мифов  о богах и начале  мира, у греков были  очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные  объединялись  в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих  других героях.

Важным фактором  культурного развития  Греции были игры, устраивавшиеся в честь  некоторых богов. Самыми значительными  из них были: Олимпийские игры- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие   раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские  игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах  (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся   под  Коринфом  раз в два года.

4) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Классический период (480-323 до н.э) разделяется на эпоху  расцвета (V в.   до н.э.) и эпоху кризиса полиса (  IV в. до н.э.)

В классический период целью воспитания  гражданина стало  его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального  образования сыграли софисты- странствующие философы, которые за плату обучали   желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим  умением убеждать  и доказывать.

В этот период жил один  из родоначальников диалектики  как метода отыскания истины  великий мудрец Сократ (470-399 до н.э.) Он утверждал, что  существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только  бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку- го природе, возможностям, воспитанию.

Основой человеческого существования и развития  он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать  в споре с помощью  наводящих вопросов.

В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое  мышление продолжали  его ученики, Платон, а ученик Платона Аристотель - основал логику.

Из учения Сократа следовали  такие выводы:

1) добродетели можно  обучить при помощи  умственного образования

2) знание одно, следовательно, и добродетель одна (а разные добродетели – это разные части знания: справедливость-знание о том, как следует поступать с другими; благочестие-знание, как вести себя по отношению  к богам; мужество- знание того,  чего надо избегать и чего не следует страшиться).

Деятельность  Сократа  послужила  основанием  для этических  школ  Древней Греции.

Идея – центральная категория  в философии Платона. Он указывал на то, что  в процессе мышления  душа активна, внутренне противоречива, диалогична   и рефлексивна. «Мысля, она делает  не что иное, как рассуждает, сама себя  спрашивая, утверждая  и отрицая».   По Платону, гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным  началом  разума дает  гарантию справедливости как неотъемлемого свойства  мудрости. Согласно Платону, тирания - наихудшая форма  государственного устройства, а демократия была  для него объектом  острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (также худшее)- это государство чести и ценза:  оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

В развитии представлений  о природе  большую роль  сыграл  Демокрит, который ввел понятие атомов - неделимых  частиц, материи. Атомы различных  тел  отличаются  формой и размером, когда одинаковые атомы  встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений  без причины: природа и история не имеют цели, но все явления  обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается  в объяснении - объяснять надо  только  изменения, а это возможно  без веры  в богов.

В классическую  эпоху  наука  еще тесно связана  с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления  начинают  оформляться  как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э.  наблюдается  прогресс в медицине, связанный с именем  Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 до н.э.)

Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими  от божественных сил. Лечить каждого человека  следует  в зависимости  от его индивидуальных  особенностей, мобилизуя силы  организма  с помощью  диеты, правильного ухода, естественных  целительных  средств. Гиппократ  считал, что врач должен  соблюдать  особые этические  нормы, прежде всего - не вредить пациенту.

В литературе  V в. до н.э. основными  жанрами  стали  трагедия  и комедия. Творцом  классической  греческой  трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие  более динамичным, интересным.

В эпоху кризиса полиса жили два  выдающихся античных философа - Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние   на развитие как философии, так и христианской теологии.

Очень высокого  уровня в этот период  достигает  риторика- наука  об ораторском искусстве. Речь  Исократа (436- 338 до н.э.)  и Демосфена ( 384- 322 до н.э.)  долгое время  оставались  непревзойденными  образцами  литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают  идею  панэллинизма- единства греков, сознавая, что  отдельный полис не может  выжить  самостоятельно.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние  на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного  и благородного гражданина, которого изображали мастера   V в. до н.э., сменилось интересом  к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры  IV в. до н.э.- Пракситель (  2 -я треть ,  IV  в. до н.э.), Скопас (  IV в. до н.э.) и др.

В целом под воздействием кризиса полиса в  IV в. до н.э.  происходят  принципиальные сдвиги, поиски новых  путей развития  культуры, зарождаются тенденции, получившие свое  завершение в  эпоху эллинизма.

5) Эллинистический период (III-I вв. до н.э.). Начало этого периода – 338 г. до н.э. – год военной победы Македонии над Грецией. В эпоху эллинизма  в значительной мере  исчезает  характерный  для классической эпохи  разрыв между теорией  и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого  Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)  Он создал понятие  бесконечно большого числа, ввел величину  «пи»  для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед  внес большой вклад  в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество  боевых метательных  машин  и оборонительных орудий.

В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура – это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского (356-323 до н.э.) далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социально-культурным явлением. Человек перестал быть гражданином суверенного города-государства и превратился в подданного, затерянного среди сотен тысяч ему подобных. Патриотизм сменяется космополитизмом (отечество – весь космос), крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

В эллинистический период появились первые списки 7 чудес света:

1. Египетские пирамиды

2. Висячие сады Семирамиды

3. Статуя Зевса (Фидия)

4. Галикарнасский Мавзолей

5. Храм Артемиды в Эфесе

6. Фаросский (Александрийский) маяк

7. Статуя Гелиоса на острове Родос.

Успешно развивалась в это время  естествознание, особенно медицина.

В эллинистическую эпоху  развивается новая отрасль  знания, практически полностью отсутствовавшая  в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой  является критическая  обработка текста и комментирование  классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится   более разнообразной, значительно уступает  классической. Эпос, трагедия продолжают  существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний  Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах  (ок. 300- ок. 240 до н.э.)

В эпоху эллинизма  продолжает  развиваться  реалистическая  бытовая комедия, прекрасно представленная  творчеством  афинянина  Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты его  остроумных  комедий строятся  на бытовых интригах. Широкое распространение получают  короткие драматические  сценки из жизни  обычных горожан - мимы.

Эллинистическая историография  все больше превращается  в беллетристику,  основное внимание уделяется  занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.

Философия в этот период обладала  целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются  эклектизм – стремление сочетать элементы  различных школ, этическая направленность,  первое место занимают   вопросы морали. Кризис полиса, падение его  коллективисткой морали приводят к  аполитичности, утрате  гражданских  добродетелей. В результате философы  отгораживаются  от внешнего мира, занимаются  вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными  для  эллинистической  эпохи  являлись  две новые школы -  эпикурейство  и стоицизм.

Основателем первой  был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно  быть личное блаженство, высшей  формой  которого  признавались  атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.

Вторая  система, стоицизм, созданная  Зеноном (ок. 335 - ок. 262 до н.э.), идеалом  добродетели считала  независимость желаний  и поступков  от чувств. Высшей нормой  поведения  являются апатия, бесстрастие.

Для  позднеэллинистической  философии  характерна еще одна черта -  религиозный уклон.  Уже мировой разум  стоиков  выдает свою  теологическую  природу. В дальнейшем  религиозные тенденции  в философии проявляются  все яснее.

Значение  искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С.,  весьма велико, поскольку оно лежит  в основе  искусства  Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла  Александрия -  настоящий  просвещенный  центр  античной культуры, где  расцветают  точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются  пути собственно  греческих  и древневосточных   культурных традиций[3].

Характеризуя  культуру  эллинизма  в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве  она осталась  «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного  рабовладельческого общества, занимает  совершенно особое  место в том наследии, на которое опирается  в своем последующем   историческом развитии человеческая цивилизация[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные черты древнегреческой культуры.

Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И. И. Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония[5].

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфинском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Информация о работе Характерные черты древнегреческой культуры