Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:45, контрольная работа
В конце XIII - начале XIV вв. в Европе, а именно - Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название "культура В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином "гуманистическое" (от лат. humanus - человеческий).
Введение…………………………………………………………………..3
1. Идеал человека…………………………………………………………4
2. Идеал человека эпохи Возрождения………………………………….5
Заключение………………………………………………………………..9
Список литературы……………………………………………...……….11
Министерство
образования и науки РФ
Саратовский государственный технический
университет
Кафедра «Менеджмент, коммерция и право»
Контрольная
работа по дисциплине
культуралогия
на тему: «Идеал человека в культуре Вдохновения»
Выполнила: Вшивкова Юлия Александровна
студентка 4 курса ФЭМ специальность КОМз
группа 41 № зачетной книжки 0801545
Преподаватель: Архипова Ю.В.
Саратов 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Идеал
человека…………………………………………………………
2. Идеал человека эпохи Возрождения………………………………….5
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………...
Введение
В конце XIII - начале XIV вв. в Европе, а именно - Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название "культура В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином "гуманистическое" (от лат. humanus - человеческий).
Гуманисты Возрождения
В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность
Идеал
человека эпохи Ренессанса – образ свободного,
универсального (разносторонне-развитого),
творческого человека, создающего самого
себя. Превыше всего ставится индивидуальность,
неповторимость личности. В эпоху Возрождения
человеческая личность берет на себя божественные
функции, человеческая личность представляется
творческой по преимуществу и только человек
мыслится как овладевающий природой.
1. Идеал
человек
Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Человечество на каждом этапе своего развития разрабатывала принципы, критерии дифференциации человеческих черт и качеств, а значит, вырабатывало представления о совершенном человеке. Идеал человека – это своеобразный ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Уже в древности был создан идеал человека, качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей.
В ходе развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в различных культурологических концепциях, для которых образ совершенного человека всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала.
В
каждую эпоху, в каждом веке, в каждое время
были разные идеалы, с разными критериями
и признаками. Ноособо выделяется эпоха
Возраждения, в это время идеал человека
был привознесен максимально, в нём сочеталось
всё: ум, талант, красота, но главное это
его независимость и приблежонность к
небесам, к Богу.
2. Идеал
человек эпохи Возрождения
Возрождение, или Ренессанс - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха перехода от средневековья к Новому времени, эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека.
Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности.
Идеальный человек, по мнению гуманистов, - это "универсальный человек", человек - созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружали атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.
Гуманизм
(от лат. humanus - человеческий) стал идейной
основой культуры Возрождения. Как уже
отмечалось выше, на протяжении всего
средневековья господствовало представление
о том, что земная жизнь человека не имеет
самостоятельной ценности, что она только
подготовка к жизни загробной. Именно
это представление было подорвано творчеством
двух великих поэтов-мыслителей Италии
– Данте и Петрарки.
В «Божественной комедии» Данте (1265-1321)
учит о том, что человек имеет двоякую
– смертную и бессмертную - природу, что
он есть среднее звено между тленным и
нетленным и потому имеет двойное предназначение.
Одно из них достигается в земной жизни
и заключается в проявлении собственной
добродетельности, другое достигается
лишь посмертно и при содействии божественной
воли.
Наиболее выразительно об
изменении отношения к земной жизни сказал
Монье: «Жизнь – это что-то таинственное,
что в средние века бичевалось, теперь
бьет ключом, входит в полную силу, расцветает
и дает плоды»[7].
Философы Возрождения выступают с критикой
аскетизма, который считался идеалом в
средние века. Леонардо Бруни (1370-1444) считает,
что призвание людей действовать во славу
государству, а уединение – удел только
низких духом людей, неспособных ни к какой
деятельности. Лоренцо Валла (1405- 1457) провозглашает,
что целью человеческой жизни является
наслаждение и счастье.
С эпохи Возрождения наблюдается
торжество идеи индивидуальности, начинается
утверждение принципа единственности
и оригинальности каждого. Рассматривая
особенности возрожденческого учения
о человеке, можно сказать, что в те времена
происходило возвеличивание, обожествление
человека. «Человек, - говорит Леон Батиста
Альберти, - может извлечь из себя, все
что пожелает». «Мы рождены с тем условием, что
мы становимся тем, чем мы желаем быть».
В своей «Речи о достоинстве человека»
Джованни Пико делла Мирандолла (1463-1490)
говорит о том, что Бог, возвышая человека
над прочими творениями, наделяет его
свободой воли, исключительной способностью
формировать самого себя. Человек сам
определяет свое место в мире – либо возвышается
над природой посредством интеллекта
и нравственности, либо, отдавшись во власть
плоти, опускается до животного.
В трактате «О жизни» Марсилио
Фичино, ставший в 1460 г. главой Платоновской
академии, пишет следующие строки: «Если
божественное проведение есть условие
существования всего космоса, то человек,
который господствует над всеми существами,
живыми и неживыми, конечно, является некоторого
рода богом. Он - бог неразумных животных,
которыми он пользуется, которыми он правит,
которых он воспитывает. Он – бог стихий,
в которых он поселяется и которые он использует;
он – бог всех материальных вещей, которые
он применяет, видоизменяет и преобразует.
И этот человек, который по природе царит
над столькими вещами и занимает место
бессмертного божества, без всякого сомнения,
также бессмертен».
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен "Индекс запрещенных книг", впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В "Индекс" вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре.
В
эту эпоху был сфрмирован свой
человеческий идеал, отличавшийся от средневекового
рыцарства, но все же сохранивший в себе
черты рыцарственности. Этот идеал был
представлен в трактате Бальдассарре
Кастильоне «Придворный». Наряду с рыцарскими
искусствами (владение оружием, верховая
езда) новый идеальный человек должен
быть образованным (знать литературу,
поэзию), способным выразить себя в творчестве
(быть музыкантом, поэтом, художником или
оратором), обладать хорошими манерами
(быть опрятным, избегать грубых выходок
и грязных выражений) и отличаться хорошим
воспитанием (быть уступчивым и вежливым).
И самое главное, не чуждаясь светских
развлечений, быть в душе, а не на показ
глубоко религиозным. Трактат Кастильоне
свидетельствует, что возрожденческий
человек стремился, не отказываясь от
земных радостей, оставаться существом
духовным. По своей сути культура эпохи
Возрождения есть культура городская,
ее носителями являются социальные слои,
не связанные либо утратившие непосредственную
связь с феодальной собственностью.
Заключение
В эпоху Возрождения человек был сильно идеализирован, занимал важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него.
Главной деятельностью этой эпохи было искусство, так как оно позволяло наиболее полно раскрепоститься, само выразиться, осуществляло возможность творить, создавать, подражать в своих шедеврах реально существующему миру. Все искусство подчинено одной главной задаче, - выразить место человека в мире, в культуре. И это место было центральным, главным.
Основные виды искусства, прогрессирующие и вызывающие наибольший интерес - литература, театр, музыка. Наиболее полно идеал человека выразили: скульптура, живопись(выходит на первый план, так как имеет намного больше возможности выразить мир в реалистичном содержании), архитектура. Но все же все виды искусства оставались равноправными и одинаково важными как для той эпохи, для мастеров эпохи Ренессанс, так и для настоящего временя, для истории культуры. Так же тесноту всех видов творческой деятельности подчеркивает особо тесная связь искусства и науки.
Характерные черты эпохи - одаренность, разносторонность, универсальность, а так же реалистичность - все это воплотилось в союзе художника и ученого, в гармонии мира и собирании всего самого лучшего.
Именно в эту эпоху получают развитие новые стили, новые направления, и это очень во многом определило дальнейшее развитие культуры, а так же расцвет современной культуры.
И
напоследок, хочется отметить, что индивид,
который в философии Ренессанса рассматривался,
как полностью изолированный от окружающей
его природы, не мог трактоваться как единственное,
как последнее основание для природы,
для общества, для истории. Отсюда ощущение
недостаточности, неокончательности сложившегося
образа человека в эпоху Возрождения.
Это единственная эпоха, которая с такой
огромной силой и желанием утверждала
могущественность и грандиозность человеческой
личности, а так же её величие, красоту
и гармони.
Список
литературы: