Имперессионизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:48, реферат

Описание

Импрессионизм, живопись импрессионистов… Сегодня одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» (впечатление) и «импрессионисты» ассоциируются с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами, как бы материализующими встречу с «мимолетным видением», с жанровыми картинами и портретами, излучающими упоение жизнью, безмятежность, душевную и физическую красоту.

Содержание

Введение 3
Импрессионизм 4
Эдгар Дега 8
Огюст Ренуар 11
Заключение 12
Литература 14

Работа состоит из  1 файл

Impressionizm.docx

— 43.02 Кб (Скачать документ)

Портреты составляют наиболее значительную часть творчества раннего Дега. Они отличаются высоким  мастерством, редким для такого молодого мастера.

Для Дега, как  и для других импрессионистов, «мгновенное» не было равнозначно «случайному», наоборот, эти два понятия представляли прямую противоположность, ибо изображение  мгновения у художника являлось результатом внимательности наблюдения, глубокого анализа и затем - максимального  обобщения. «В искусстве ничего не должно быть похожим на случайность, даже движение», - заявлял Дега. Но, передавая движение при помощи композиционного решения, и по-прежнему придерживаясь рисунка  как основы своей живописи, художник сталкивался с неизбежной трудностью, которую ему еще предстояло преодолеть, поскольку рисунок Дега, усвоившего принципы энгровского классицизма, был мало пригодным средством  для передачи движения.

В семидесятых  годах Дега становится на пути импрессионизма. Портрет уступает место бытовому жанру - Дега создает серию, посвященную  жизни жокеев, ипподромам, затем  им создается обширная серия, центральная  в его творчестве, посвященная  балету. Дега, в отличие от предыдущих ему художников, показал балет  не только с его праздничной стороны - балерин на сцене; главное внимание он сосредоточил на обыденной закулисной жизни балета: он рисует балерин на репетициях, отдых измученных однообразными упражнениями, усталых танцовщиц и т.д. Балетную серию сменяет прекрасная серия, посвященная певичкам дешевых кафе и ресторанов. Затем темы артистического труда сменяет тема труда физического - серия прачек, гладильщиц, модисток, шляпниц и т.д. В последний период Дега много работал над изображением обнаженной женской фигуры.

Сам метод работы Дега, его стремление к совершенству порождали в художнике постоянное неудовлетворение, сомнения в достигнутых  успехах, толкали его к бесконечным  переделкам. «Сделайте рисунок, начните  его сначала, переведите его на кальку, начните его сызнова и снова  скалькируйте», - дает он совет молодым  художникам.

В свое время  интерес к «бытописательству» привел к тому, что групповые портреты являлись для Дега только предлогом  изображать определенные ситуации, а  изображаемые лица превращались в простых  персонажей бытовых сцен. В зрелые годы, когда изображение окружающей жизни становится главной линией творчества художника, проблема группового портрета интересует его гораздо  меньше. Но, хотя портретный жанр давно  не стоит в центре внимания Дега, он продолжает занимать его. Наиболее совершенными работами в этой области  следует считать выполненные  в 1876 году портреты писателя Дюранти  и гравера Мартелли.

Композиция становится основным выразительным средством  у зрелого Дега. В этом сказалось  преобладание интеллектуального начала в его творчестве, которое он сам  настойчиво подчеркивал: «Все, что я  делаю, есть результат размышления  и изучения старых мастеров; о непосредственности, вдохновении, темпераменте я понятия  не имею». Ни у кого из импрессионистов  композиция не играла такой действенной  роли, как у него.

В поздних работах  Дега можно отметить ряд новых  черт. Это прежде всего касается рисунка: четкая, несколько суховатая, чеканящая форму линия исчезает, видоизменяется, постепенно становится все более свободной и драматичной  и в то же время более живописной и мягкой.

Дега - мастер характерного, выразительного жеста; он показывает свои персонажи в действии, подчеркивает в постановке фигур профессиональные движения, позы. Его композиции неожиданны, но всегда жизненно вероятны; его интерьеры  театров и ателье окутаны воздушной  атмосферой.

Огюст Ренуар

Огюст Ренуар (1841-1919) начал свой путь с росписи фарфора  и раскраски вееров. Но вскоре он расстается с этим ремеслом и отдается со всей страстью «чистому» искусству  живописи. Художников стиля рококо (Буше, Ватто), которых он вначале  изучал в силу своей профессии, сменяют  новые кумиры - Курбе, Коро, Диаз, которым  Ренуар стремится подражать.

Сближение с Моне делает Ренуара убежденным последователем импрессионизма. Темные тона, четкая объемная форма уступают место проискам светлых  тонов, мерцающих в солнечном  освещении, на открытом воздухе. «Купанье на Сене» - яркий пример этих новых  живописных исканий. Но в дальнейшем пейзаж не занял сколько-нибудь заметного  места в творчестве Ренуара; его  внимание поглощают: портрет, главным  образом женский, жанровые сцены  и обнаженная натура. В последний  период обнаженная натура доминирует в его творчестве.

Ренуар - выдающийся портретист среди своих современников. Портрет артистки Самари - типичнейший  пример его портретного творчества. Художник умеет уловить и передать мимолетное движение лица, фигуры, внезапно появившееся выражение, мгновенный блеск глаз, движение губ, меняющиеся краски лица.

Жанровые картины  Ренуар посвящает отдыху парижан: «Танцы в «Мулен де ла Галлет»», «Завстрак  после катанья на лодках». А.В. Луначарский назвал Ренуара «художником счастья». Это очень верно. Его картины жизнерадостны - это позволяет сравнить Ренуара с жизнерадостнейшим художником мира - Рубенсом. Не случайно также, что Ренуар так любил изображать детей - самый счастливый и беззаботный возраст. Колорит Ренуара полон праздности, изящная, радужная игра тончайших мазков, нежных оттенков белого, розового, голубого, оранжевого, зеленого и лилового рождает радостные красочные симфонии.

Начавшийся в  конце 80-х годов кризис импрессионизма заставляет Ренуара одним из первых покинуть корабль, доставивший его  к славе. Он уходит в поиски чистой пластичности, возвращается к единой тональности, усиленно изучает помпейские росписи. Но работы, исполненные в  этой новой манере, уступают тем, что  были созданы им в первый период импрессионизма.

Заключение

Импрессионизм (от франц. Impression - впечатление) - направление  в искусстве последней трети XIX - начала XX в. Наиболее полное выражение получило во французской живописи. Отказываясь от фабулы (присущей, например, академизму), художники-импрессионисты стремились сохранить силу и свежесть первого впечатления, которое позволяет запечатлеть в живописном произведении неповторимо характерные черты. Импрессионизм нашел выражение в музыке, литературе и скульптуре.

Импрессионисты  стремятся запечатлеть отдельные  моменты бытия человека и природы, они стремятся, не выходя за рамки  крошечных отрезков времени, уловить, раскрыть во всем жизнь. Они бросаются  за правду, но само понимание правды несколько обедняют. Они не хотят  ничего знать заранее о том, что  пишут, они хотят только видеть, только наблюдать. Если для реалистов правда - это опыт народа, это знания, добытые  на протяжении долгого времени, то для  импрессионистов правда - это опыт самого художника, это впечатление, полученные им от созерцания окружающего. Они отказываются от сложных типичных образов, основанных на глубоком знании отдельных явлений и их связи  между собой, но вместе с тем они  приходят к пониманию жизни как  непрекращающегося движения, изменения, они находят живописные средства для того, чтобы уловить и показать в картине самый трепет жизни.

Довольствуясь только непосредственными впечатлениями, импрессионисты ограничивали, обедняли свое творчество. Они жили лишь одним  днем и не хотели вспомнить героическое  прошлое Парижа и Франции, думать о ее будущем, замечать вокруг все  обострявшиеся социальные противоречия. Некоторые из импрессионистов смутно чувствовали эту ограниченность и тосковали о больших социальных и героических темах. Ренуар говорил  об упадке современного искусства и  главной причиной этого считал отсутствие идеала.

Уже к концу 1870-х  годов импрессионизм исчерпал себя, оказался бесперспективным, и это  сыграло свою роль в том, что многие младшие современники импрессионистов, последовавшие, было, за ними, стали  видеть цели искусства лишь в изобретении  новых живописных приемов, в работе над формой самой по себе, то есть пошли по пути формализма.

Композиция становится основным выразительным средством  у зрелого Дега. В этом сказалось  преобладание интеллектуального начала в его творчестве, которое он сам  настойчиво подчеркивал: «Все, что я  делаю, есть результат размышления  и изучения старых мастеров; о непосредственности, вдохновении, темпераменте я понятия не имею». Ни у кого из импрессионистов композиция не играла такой действенной роли, как у него.

В поздних работах  Дега можно отметить ряд новых  черт. Это прежде всего касается рисунка: четкая, несколько суховатая, чеканящая форму линия исчезает, видоизменяется, постепенно становится все более свободной и драматичной  и в то же время более живописной и мягкой.

Дега - мастер характерного, выразительного жеста; он показывает свои персонажи в действии, подчеркивает в постановке фигур профессиональные движения, позы. Его композиции неожиданны, но всегда жизненно вероятны; его интерьеры  театров и ателье окутаны воздушной  атмосферой.

Литература

1. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

2. Денвир Б.  Импрессионизм. Художники и картины. - М.: 2008.

3. Живопись импрессионистов  и постимпрессионистов: Альбом. - Л.: 1986.

4. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Учебное пособие для старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений. - М.: 2008.

5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 1993.

6. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVI-XX веков. - Л.: 1990.

7. Мэннеринг Д.  Жизнь и творчество Дега. Б.  м.: Спика, 2003.

8. Популярная  художественная энциклопедия. В  2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

9. Ревалд Д.  История импрессионизма. - М.: 2003.

10. Террасс А.  Дега Эдгар: Кат. картин - Берлин: Кн. 1, 2 2001.

11. Энциклопедический  словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.

 


Информация о работе Имперессионизм