Иоанн Дамаскин об иконнопочитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:51, сочинение

Описание

Св. Иоанн Дамаскин — завершитель и систематизатор греческой патристики. Он оказал огромное влияние на развитие христианской мысли. Всесторонность познаний Иоанн Дамаскин позволила ему соединить всю массу святоотеческой мысли в единую систему. Он писал свои произведения на догматические темы и полемизировал с еретиками.

Содержание

Вступление.
Основная часть.
2.1. Доводы иконоборцев.
2.2. Иконоборчество – христологическая ересь.
2.3. Опровержение обвинений в идолопоклонстве.
2.4. 6 видов образов. Опровержение 3 – его обвинения.
2.5. Иконы были почитаемы святыми отцами. Опровержение 4-ого обвинения.
2.6. Функции икон.
3. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

кр по иконоведению.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

Православный Свято-Тихоновский  Гуманитарный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение по предмету

«Эстетические проблемы в религиоведении» 

Украинского Андрея Сергеевича

 

 

 

 

 

«Иоанн Дамаскин об иконнопочитании.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2011

 

План:

 

  1. Вступление.
  2. Основная часть.

2.1. Доводы иконоборцев.

2.2. Иконоборчество – христологическая ересь.

2.3.  Опровержение обвинений  в идолопоклонстве.

2.4. 6 видов образов.  Опровержение 3 – его обвинения.

2.5. Иконы были почитаемы  святыми отцами. Опровержение 4-ого  обвинения.

2.6. Функции икон.

3. Заключение.

 

1. Вступление.

Св. Иоанн Дамаскин — завершитель и систематизатор греческой патристики. Он оказал огромное влияние на развитие христианской мысли. Всесторонность познаний Иоанн Дамаскин позволила ему соединить всю массу святоотеческой мысли в единую систему. Он писал свои произведения на догматические темы и полемизировал с еретиками. В поле его богословской мысли были вопросы христологии и сотериологии, также Иоанн Дамаскин известен как гимнограф. Нас интересует его творения по проблеме иконопочитания. В печатных изданиях творений преподобного Иоанна Дамаскина обыкновенно указываются следующие произведения, написанные им в эпоху его литературной деятельности: Три защитительных слова против порицающих святые иконы; Изобразительное слово о святых и достойных почитания иконах ко всем христианам и царю Константину Кавалину (то есть Копрониму) и ко всем еретикам; Послание к царю Феофилу о святых и достойных почитания иконах; Полемический разговор, веденный верными и православными и имеющими христианскую любовь и ревность, для изобличения противящихся вере и учению святых и православных отцов наших. Эти произведения исполнили свое назначение, многим они помогли разобраться с проблемой иконоборчества, многих убеждали, но были и не признающие их содержания. Не все исследователи считают авторство неоспоримым, а только три защитительных слова определенно можно признать за произведения, автор которых преподобный Иоанн. Поэтому в исследовании необходимо ссылаться именно на это произведение преподобного Иоанна Дамаскина в защиту иконопочитания.

  1. Основная часть.
  2. 2.1. Доводы иконоборцев.
  3. Историческим фоном богословской работы св. Иоанна Дамаскина явились иконоборческие споры. Еретики считали, что:
  4. Поклонение иконе грех против 2-ой заповеди «не сотвори себе кумира»
  5. Живописное изображение само по себе содержит в себе ересь: художник смешивает человеческое начало с божественным, впадая в монофизитство, либо представляет одно человеческое, отделяя его от божественного, как Несторий.
  6. Единственный дозволенный образ человеческой природы Христа – хлеб и вино евхаристии.
  7. Отцы церкви не оставили ни одной молитвы на освящение иконы.

При этом важно иметь  в виду, что иконоборцы перевели спор в плоскость философской абстракции, обосновывая свою попытку секуляризации византийской жизни и культуры на языке неоплатонической философии: икона, а в широком смысле – материальный культ как таковой, есть с этой точки зрения оскорбление духовной святыни «бесславным и мертвенным веществом». Нежелательность изображения Христа и святых обосновывалась в принципе также, как Плотин в свое время, по рассказу Порфирия, обосновывал нежелательность изображения себя самого, так как духовное все равно неизобразимо через материальное, а материальное не стоит того, чтобы его изображали. На Западе вопрос был сведен к педагогической функции икон как «Писания для неграмотных». Так что Св. Иоанн Дамаскин явился главной интеллектуальной силой в борьбе за иконопочитание.

2.2. Иконоборчество – христологическая ересь.

Согласно его учению, изображать святых можно, но в символическом  и аллегорическом виде. Можно и  нужно изображать то, что было в  действительности (сцены из Священного Писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. Изображения святых необходимы – они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона – не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника – иконы должны быть анонимны. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен. Преподобный Иоанн при защите икон опирается на уже ранее существующие труды в защиту икон. В своих «Словах» в защиту икон Дамаскин исходил из понимания иконоборчества как христологической ереси. Иконоборцы основывали свои возражения на ветхозаветном запрете кумиротворчества, игнорируя Боговоплощение. В ответ св. Иоанн пишет следующее: «В древности (т.е. в Ветхом Завете) Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога... Я видел человеческий образ Бога, и спасена душа моя. Созерцаю образ Божий, как видел Иаков, и иначе: ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о Виденном во плоти». (1)

2.3. Опровержение обвинений в идолопоклонстве.

Иоанн Дамаскин стремился догматически и философски обосновать значимость и необходимость икон в христианской жизни и в богослужении. Дамаскин рассматривал религиозную живопись двояко: как объективный процесс, запечатлевающий реальность мира, и как субъективный, раскрывающий внутренний мир художника. Евангелия отразили жизнь Христа на земле. А так как, продолжает Иоанн, не все умеют читать, то иконы «служат нам братским напоминанием». Часто случается, пишет Дамаскин, «что мы и не думаем о страданиях Господа, но как только увидим икону Распятия, вспоминаем о спасительном Его страдании, и преклоняемся не перед веществом, а перед Тем, Кто изображен». Иоанн Дамаскин четко сформулировал христианское понимание иконы, и его концепция впоследствии утвердилась в Церкви. Отвергая обвинения в идолопоклонстве, он делал ясное различие между поклонением, которое подобает Богу, и почитанием, которое люди оказывают изображениям Христа и святых. Вторую Заповедь следует понимать в контексте тех обстоятельств, в которых она была дана. Даже иудаизм не воспрещает изображать живые существа. Для христиан же первейшим доводом стало воплощение Сына Божьего – если Бог принял на себя человеческую плоть, то в этой плоти его можно изображать.

2.3. Живопись не содержит ересь. Опровержение 2-ого обвинения.

Что изображаемо и  что неизобразимо на иконе? В своем третьем слове преподобный Иоанн Дамаскин рассуждает следующим образом. Божество по Своему естеству не может быть увидено нами, так как Бог бестелесен. То же самое можно сказать об ангелах святых, падших, о душах человеческих, которые не воспринимаются глазами человека. Но Господь Своим Промыслом допускал избранным Своим увидеть ангелов, души человеческие, только в том виде, какой может воспринять, усвоить человеческое естество: «Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами и фигурами и образами, применительно к нашей природе». (2) Поэтому те образы бестелесных существ, которые созерцали богоугодные люди, нами изображаются в достойном для нашего восприятия человеческом виде. Преподобный Иоанн объясняет глубже природу невидимых существ по отношению к Божеству и человечеству: Ангел же и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, впрочем, только один выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами (в том числе с человеком) они бестелесны. Поэтому бестелесными в полном смысле этого слова ангелов и души человеческие назвать никак нельзя. В связи с этим они имеют некоторый образ своей сущности, и воспринимаются нашим умом в доступной мере. А то, что нами может быть воспринято, то может быть изображено, как понятое и усвоенное. Бог по Своей природе неизобразим, но можно изобразить те образы Его явления в материальный мир, который Он Сам избрал для этого. Вторая Ипостась Святой Троицы – Бог Сын – воплотилась, и стала видима. Почему же нельзя Его изобразить в человеческом виде? Бога Сына мы изображаем на иконах как воплотившегося и жившего среди нас, людей: «Не невидимое Божество изображаю,  но сделавшуюся видимой плоть Бога».(1)

2.4. 6 видов образов. Опровержение 3 – его обвинения.

В своем третьем слове  преподобный Иоанн указывает  на существующие роды образов. Всего  он приводит шесть таких родов, которые  он усмотрел в Священном Писании.

1) Первый род образа – это «образ Бога Невидимого» (Кол. 1, 15) – Иисус Христос: «Сын – естественный образ Отца, совершенно равный во всех отношениях, подобный Отцу, кроме того, что не рожден, и не Отец». (1)

2) Вторым родом образа является предвечный Совет Пресвятой Троицы, всегда остающийся неизменным. «Ибо на Совете Его то, что Им предопределено, и то, что должно в будущем ненарушимо случиться, было, прежде всего, бытия наделяемо признаками и образами». (1)

3) Третий род образа есть человек, сотворенный по образу и подобию Божию (Быт. 3:26). «Ибо тот, кто сотворен, не может быть одной или той же природы с несозданным, но есть образ через подражание и подобие». (1)

4) Четвертым родом изображений являются образы и виды, находящиеся в Священном Писании, которые являют нам очертания, подобия предметов невидимых и бестелесных, что имеет своей целью «дать, по крайней мере, некоторые представления, как о Боге, так и об ангелах…».(1)

5) Пятым родом образа является то, что предображает и предначертывает будущее, например, купина, сошедшая на руно роса являются прообразами Девы – Богородицы, змий, висящий на древе – Христа Иисуса.

6) Шестым – последним родом изображений – является «образ, установленный для воспоминания о прошедшем, например, чуде, добродетели для славы и чести тех, которые заявили себя благородством действий и блистали в добродетели». (1)Назначение изображения преподобный Иоанн видит в том, что оно «делает ясными скрытые вещи и показывает их». (1)

 Изображение для  того и придумано, чтобы собой  указывать путь уму в познании  истины и являть ему те образы невидимого, которые человек может постигнуть только отчасти, или вообще которые недоступны для его познания. В евхаристии же Тело и Кровь Христовы присутствуют реально, и это не образ, не просто воспоминание. Низведение евхаристии до вида или образа вот ересь.

 

2.5. Иконы были почитаемы  святыми отцами. Опровержение 4-ого  обвинения.

Преподобный Иоанн уделяет  внимание первообразу, который мы должны иметь в виду при чествовании  икон. Честь, воздаваемая изображению, переходит к первообразу. Преподобный Иоанн ссылается в этом случае на авторитетного святого отца: «Ибо, как говорит, богоглаголивый и сильный в толковании божественных предметов (святитель) Василий (Великий), честь, воздаваемая изображению, переходит на первообраз».(1) Почитая Богоматерь и святых Божиих, мы тем самым воздаем честь Богу. Стоя перед иконою Христа, мы мысленно соединяемся с Самим Христом, Который на ней изображен. Поэтому, молясь перед иконой, мы молимся не веществу, материалам, из которых сделана икона, но тому, кто на ней изображен, мысленно обратившись к его первообразу. В связи с положением первообраза преподобный Иоанн рассуждает о достоинстве святых икон. Он ставит вопрос: какое достоинство имеют святые иконы, и чем оно объясняется? Ценность иконы преподобный Иоанн видит в том образе, который нами чествуется. Таким образом, нам становится понятным, в чем заключается достоинство святых икон: “Состоящие из вещества предметы сами по себе недостойны поклонения, а если изображаемый на них исполнен благодати, то, по мере веры, и они делаются участниками благодати”.(1) Эти предметы, уже освященные изображенным на них священным образом, имеют иную ценность, достоинство в глазах боголюбивого человека. Созерцая на иконах Христа, Богоматерь, святых, мы невольно можем вспомнить их жизнь, которые для нас являются образцами для подражания. Поэтому святые отцы усмотрели необходимость изображать на иконах подвиги Христа и вообще тех мужей, которые явили ревность в служении Богу и достигли спасения, для нашей пользы, чтобы мы, созерцая все это, могли приобщаться к богоугодному образу в своей жизни. Икона освящается именем изображенного на ней лица, надписанным на иконе, как пишет преп. Иоанн Дамаскин в первом Слове: «Повинуясь церковному преданию, допусти поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по причине этого осеняемым благодатию Божественного Духа». Итак, согласно учению преподобного Иоанна Дамаскина, икона через свое надписание осеняется благодатью Святого Духа. Икона есть тоже образ Отчей Ипостаси (но уже иноприродный Отцу) и сияние Его славы, действующее через ее надписание. «Божественная благодать сообщается состоящим из вещества предметам, так как они носят имена тех, кто на них и изображается». (1)

2.6. Функции икон.

Преп. Иоанном Дамаскиным называются и определяются основные функции иконных изображений, как они были осмыслены и оформились в церковной традиции к VIII столетию.

1) Вместе со словесным текстом иконы выполняют дидактически-информативную и напоминательную функции.

2) Они имеют и декоративное значение – украшают храм.

3) Однако главные функции иконы – собственно сакральные. Во-первых, икона (как и всякий религиозный символ) не замыкает внимание созерцающего ее на самой себе, но возводит его ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному» (1). Во-вторых, священные изображения не только возводят ум к духовным сущностям, но и сами причастны к возвышенному, небесному, ибо Спаситель, снизойдя Своим воплощением к «смиренному мудрованию» людей, сохранил Свою «возвышенность» (1). Печать возвышенного несут и иконы с изображениями Христа. В-третьих, иконы имеют «божественную благодать», которая дается им «ради имени на них изображенных» (1).

3. Заключение.

Иоанн Дамаскин защищал  от иконоборцев не только иконописание, но еще более почитание икон и поклонение им. Воплощение Слова освящает, как бы «обожествляет» плоть, и тем самым делает ее достопокланяемой, – конечно, не как вещество, но по силе ее соединения с Богом. Это относится и к плоти Христа, и ко всему «остальному веществу, через которое совершилось мое спасение»,(1) – ибо и оно полно Божественной силы и благодати. Иначе сказать, учение об иконах имеет христологическое основание и смысл. Так было до Дамаскина, так рассуждали и его преемники. Крест, Гроб, Голгофа, книга Евангелий, которая ведь есть тоже некая икона, то есть изображение или описание Воплощенного Слова. Вещество вообще не есть что-либо низкое или презренное, но творение Божие. А с тех пор, как в нем вместилось невместимое Слово, вещество стало достойным поклонения. Поэтому вещественные образы не только возможны, но и необходимы, и имеют прямой и положительный религиозный смысл. Ибо «прославилось наше естество и преложилось в нетление». Этим оправдывается иконописание и иконопочитание вообще, – иконы святых, как триумф и знак победы.

 

 

 

 

 

Библиография:

  1. Творения преподобного Иоанна Дамаскина Источник знания Пер. с греч. и коммент. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002. — 416 с.
  2. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники / Пер. свящ. Максима Козлова и Д. Е. Афиногенова (М. 1997). Стр. 194—201

Информация о работе Иоанн Дамаскин об иконнопочитании