Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа
Многочисленные и разнообразные виды культурных изменений были определены понятием «культурная динамика», которое подразумевает как изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.
Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная динамика»; вместе с тем оно менее определенно.
Введение
1. Социокультурный процесс и культурная динамика
2. Типы культурных изменений
3. Источники и факторы культурной динамики
Заключение
Используемая литература
Тема 5.
Источники и механизмы
План работы:
Введение
1. Социокультурный процесс и культурная динамика
2. Типы культурных изменений
3. Источники и факторы культурной динамики
Заключение
Используемая литература
Введение
За десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим и будущим, все время пополнялась новыми материальными и духовными продуктами.
Многочисленные и
Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная динамика»; вместе с тем оно менее определенно.
В 30-х гг. П. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой «Социальная и культурная динамика». Широкое использование понятия культурной динамики приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамичных типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию культурной динамики с разных познавательно-гносеологических позиций — с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамических полей; в терминах философии или информационно-кибернетического анализа; базируясь на идеях теории инновативно-творческой или управленческой деятельности. Немалый вклад в развитие теории культурной динамики внесли исследователи, работавшие в рамках структурно-функционального подхода, теории конфликтов, синергетики.
1. Социокультурный процесс и культурная динамика
«Культурные процессы представляют
собой целеориентированную жизнедеятельностную
активность людей и являются осуществлением
более или менее типовой последовательности
процедур: осмысления людьми своих интересов
и потребностей, возникающих в связи с
какими-то обстоятельствами; разработки
технологий (способов) удовлетворения
этих интересов и потребностей (или модернизации
уже имеющихся технологий под новые задачи);
практические применения этих технологий
и получения какого-то результата (продукта);
оценки эффективности примененных технологий
и соответствия полученных результатов
преследуемым целям; селекции наиболее
утилитарно эффективных и социально приемлемых
способов и результатов осуществления
данной деятельности; передачи информации
другим людям об этих способах и результатах;
закреплении селектированных образцов
деятельности в нормах, правилах, стандартах,
ценностных ориентациях, традициях и пр.
в форме «культурных текстов», содержащих
организационно-
Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающими относительной автономностью и автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое общечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействия нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов.
Культурная дифференциация — качество изменений в культуре, которое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.
Взаимодействие культур — особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.
Выделяют разные уровни взаимодействия.
Этнический уровень взаимодействия характерен
для отношений между локальными этносами,
историко-этнографическими, этноконфессиональными
и другими общностями. На национальном
уровне взаимодействия регулятивные функции
в значительной степени выполняют государственно-политические
структуры. Цивилизационный уровень взаимодействия
приобретает спонтанно-исторические формы;
однако на этом уровне и прежде, и в настоящее
время возможны наиболее существенные
результаты в обмене духовными, художественными,
научными достижениями. В повседневной
практике общения стран и народов мира
чаще всего перекрещиваются процессы
и отношения, характерные для всех трех
уровней взаимодействия. В межкультурных
связях, особенно внутри полинационального
государства, принимают одновременное
участие как большие, так и малые нации,
имеющие свои административно-
Международные отношения выступают не только формой взаимодействия культур, но они содержат в себе и целую цепочку механизмов, посредством которых оно осуществляется. Помимо механизмов, действующих в рамках международных отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом взаимодействия может выступать политика модернизации, национальная и культурная политика, реализуемая на уровне государства, а также внутри отдельных производственно-корпоративных структур, муниципальной власти, обществ, организаций, культурно-национальных объединений.
В конечном счете все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.
«Современный культуролог
Ю.М. Лотман в книге «Культура
и взрыв» представляет
«В процессе функционирования такой системы как культура в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия. Система оказывается разбалансированной и дает сбои, усиливаются дезинтеграционные тенденции. Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим. Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер».
Периоды кризисов неизбежны для любой культуры и могут играть не только негативную, но и позитивную роль в социокультурной динамике.
Способы распространения культуры многолики. Видный отечественный философ-культуролог П.С. Гуревич выделил следующие аспекты движения культурных инноваций:
1) Тиражирование.
2) Сублимация (переключение духовной энергии из одного состояния в другое).
3) Проекция, то есть перенесение
ценностных ориентиров от
4) Идентификация — уподобление образам, идолам, идеалам.
Все это указывает на социально-психологические механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения.
В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:
1. Порождение культурных явлений (генезис адаптивных и творческих инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, символических обозначений, форм организации и регуляции совместных действий, способов обмена информацией и т.п.) и их частичная институционализация; превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов; формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, их структуры и организации, системы социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира; становление культурно-исторических типов социальной организации сообществ).
2. Распространение культурных явлений (социальная интеграция культурных форм в обществ, практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности; расширение или сужение числа субъектов, вовлеченных в практику использования этих форм; пространственная диффузия этих форм, расширение территории их использования, заимствование их другими культурными системами и т.п.).
3. Функционирование культурных
явлений (действия и
4. Социокультурное
5. Аккумуляция социально
значимых знаний и опыта (
6. Восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры (процессы индивид, и коллективного понимания — идентификации, «декодирования» символики, осмысления сущностных признаков и функций культурных явлений; их понятийная и оценочная интерпретация, символическое «присвоение» культурных форм людьми и их самоидентификация и самомаркировка посредством этих форм; символизация и маркирование среды обитания сообщества; выработка нормативных вариантов интерпретации собственных и чуждых культурных форм, превращение этих стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции).
Информация о работе Источники и механизмы культурной динамики