История и культура Мезоамерики, а также племени Майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:04, доклад

Описание

Всего лишь 35 тыс. лет назад человек Старого Света открыл и стал обосновываться в Америке, которая для него, была Новым Светом, хотя он этого и не осознавал. Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был подо льдами, и передвижение было легче, чем теперь. Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в более или менее постоянной форме до 2-го тысячелетия до нашей эры.

Содержание

Население Американского континента.
Особенности культуры.
Область майя.
Особенности питания.
Особенности одежды.
Политическая, жреческая, судебная и военная организация.
Научные знания майя.
Кризис в центральной зоне.
P.S.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

доклад культурология.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

  

 
 
 
 
 
 
 

  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Московский  Государственный Университет Пищевых Производств  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Доклад на тему:

«История  и культура Мезоамерики, а также племени     Майя» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Работу  выполнил: студент  Зильбер Марк

                    Группа 11-ТПМ-16                                                                 Работу приняла: Чалова Анна Васильевна 
                     
                     
                     
                     

                                                Москва 

                               2011                                                                            

Содержание.

  1. Население Американского континента.
  2. Особенности культуры.
  3. Область майя.
  4. Особенности питания.
  5. Особенности одежды.
  6. Политическая, жреческая, судебная и военная организация.
  7. Научные знания майя.
  8. Кризис в центральной зоне.
  9. P.S.
  10. Список использованной литературы.

                                                                                                                                                                                                            1. Население Американского континента

  Всего лишь 35 тыс. лет назад человек Старого Света открыл и стал обосновываться в Америке, которая для него, была Новым Светом, хотя он этого и не осознавал. Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был подо льдами, и передвижение было легче, чем теперь. Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в более или менее постоянной форме до 2-го тысячелетия до нашей эры. Предполагается, что открытие осуществилось как следствие прогрессивного отступания ледовой шапки и перемещения к северу азиатской фауны, за которой шли группы людей, живших за счет нее.

Считалось, что первыми пришельцами были охотники, но до настоящего времени наиболее древние каменные инструменты, найденные на Американском материке, соответствуют культуре собирателей, правда интересно? Наиболее вероятно, что они были собирателями и охотниками одновременно, выходцами из Восточной Азии.

  Также из Сибири, но тем, же путем 10 тыс. лет спустя прибыли группы охотников с верхнепалеолитической культурой. Это были брахицефалы (БРАХИЦЕФАЛ, брахицефала, муж (от греч. brachys - короткий и kephale - голова) (антроп.). Антропологический тип человека с коротким продольным диаметром черепа)  монголоидного типа. Охотники и собиратели сосуществовали в течение тысяч лет, при этом различие между ними было не хронологическое, а экологическое, так как в соответствии с районами и наличными ресурсами население занималось преимущественно охотой или собирательством, но во многих случаях — без сомнения, в большинстве — одинаково тем и другим.

  На  многих памятниках найдены каменные предметы, бывшие орудиями этого населения. От тех, кто занимались главным образом охотой, известны различные наконечники копий и дротиков, давшие названия соответствующим культурам: Сандия (Sandia) (25— 15 тыс. лет до н. э.), Кловис (15—10 тыс. лет до н. э.), Фолсом (10— 7 тыс. лет до и. э.), Юма (7—5 тыс. лет до н. э.).

  Позже, в течение нескольких тысяч лет, климат менялся, становясь все более  сухим и жарким, это привело  к тому, что жара и высыхание  пастбищ предопределили прогрессивное  исчезновение плейстоценовой фауны, а именно таких крупных млекопитающих, как мамонт, мастодонт, и более мелких, как верблюд и лошадь. Охотиться стали на мелких животных, и собирание растений (фрукты, клубни) приобретало все большее значение. Каменные орудия приспосабливались к новым потребностям, и кроме орудия, получаемого посредством простой обивки или обтесывания камня, начали изготовлять новые предметы путем шлифования (топоры, терки и сосуды).

      Собиратели  растений должны были наблюдать, что  в некоторых условиях зерна, брошенные  в почву, прорастали и превращались в растения. От наблюдения природного явления до его намеренной реализации быт только один шаг, и возможно, что многие собиратели начали то, что превратилось позднее в явление, названное «неолитической революцией»,— производство пищи посредством возделывания растений.

  Нет необходимости уточнять, что эта  медленная культурная эволюция, являющаяся американской доисторией, охватила также  территорию, которую мы называем Мезоамерикой и о культурном развитии которой  я теперь хочу Вам рассказать.

  2. Особенности культуры

В своем  очерке Кирхгофф выделяет несколько  подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и охотники континента.

    Ранний этап. Хозяйственная деятельность все еще основана главным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прогрессивным увеличением возделывания растений. Начало оседлой жизни небольшими семейными группами.

    Средний этап. Выращивание маиса как основы питания в сочетании с фасолью, тыквой и перцем. Формирование человеческих коллективов в небольших деревнях. Начало строительства церемониальных центров с земляными и каменными платформами в качестве фундаментов для святилищ. Появление специализированных групп для обрядовых церемоний.

    Поздний этап. Культурная дифференциация в разных областях. Возрастание значения церемониального центра. Строительство пирамид как оснований для храмов-хижин.

          Протоклассический, или же переходный, период.

Усиление  процесса культурного развития. Оформление собственных черт различных культур. Дифференциация жречества. Начало социального расслоения. Спланированные церемониальные центры. Впечатляющие культовые постройки. Настенная роспись в церемониальных и могильных конструкциях. Стелы с иероглифическими надписями и датами. Наличие в скульптуре важных персонажей. Сосуды на четырех ножках, подставки в виде женской груди и полихромная роспись.

Классический  период, или период расцвета

      Ранний  этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или «ложной арки», у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными стенами.

      Поздний этап. Наивысший расцвет церемониальных центров, главным образом майя, и закат других (Теотиуакан). Вершина культурного развития. Необычайный рост строительства церемониальных центров; увеличение разнообразия архитектурных построек (пирамиды, храмы, террасы, площади, дворы, дворцы, святилища, площадки для игры в мяч, гробницы, обсерватории и т. д.). Искусство не только религиозное, но и гражданское (область майя).

Постклассический  период, или период распада

Ранний  этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах. Давление варварских народов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку; внутренняя дезинтеграция по социально-экономическим причинам.

Поздний этап. Продолжение давления и вторжений на северной границе. Нашествие новых воинственных этнических групп. Постоянные войны. Создание ацтекской «империи». Укрепление городов. Учащение человеческих жертвоприношений. Войны из-за пленников. Расширение торговли. Упадок искусств. Приход испанцев.

Культура  Севера

      На  северных границах Мезоамерики, образуя  культурные островки на территории собирателей и охотников, существовали периферийные культуры. В них распознаются элементы, близкие культурам Центральной Мексики и Юго-запада США. Среди главных центров этих периферийных культур выделяются Ла-Кемада и Чаль-чиуитес (Сакатекас) и Касас-Грандес (Чиуауа).

Культура  Запада

      Так называют культуры, существовавшие на территории современных штатов Синалоа, Наярит, Халиско, Колима, Мичоакан и частично Герреро и Гуанахуато. Известны многие предметы, происходящие большей частью из разграбленных захоронений. Это и небольшие фигурки, и настоящие статуи из глины. Их стилистическое разнообразие зависит от района их происхождения. Почти всегда они изображают людей, животных, хижины и даже макеты деревень и сценки из повседневной жизни. Искусство Запада реалистично как в «примитивных» проявлениях, так и в более разработанных стилях; во многих случаях наблюдается тенденция к карикатуре и всегда видны оригинальность и строгость манеры исполнения.

Культуры  Центральной Мексики

  Именно  эти культуры, сосредоточенные во внутренних районах Мексиканского  нагорья, привлекли наибольшее внимание исследователей из-за того, что о них имелась информация не только археологическая, но и в значительной мере историческая.

  Историческое  развитие центральной зоны Мексики  отмечено насильственным вторжением последовательных волн народов более низкого культурного уровня, находившихся еще на стадии развития охоты, рыболовства и собирательства. Эти народы прибывали с севера, захватывали и разрушали культурные центры, но, оценив преимущества цивилизованной жизни, они постепенно сами превращались в оседлых земледельцев, сливаясь с местным населением, воспринимая его культуру и создавая новую, которая в значительной мере была продолжением предыдущей, но уже с каким-то другим оттенком.

Культуры  побережья Мексиканского  залива

Вдоль Мексиканского залива, за исключением полуострова Юкатан, развивались значительные культуры. Самой древней была культура, называемая ольмекской. Она существовала большую часть доклассического периода и располагалась на юге нынешнего штата Веракрус и на севере Табаско. Эта культура, первая выделившаяся в Мезоамерике, сыграла решающую роль в формировании остальных культур.

  В центре нынешнего штата Веракрус размещалась культура, называемая тотонакской, наиболее важным центром которой, был  Эль-Тахин.

Культуры  юга

Относительно  культур Оахаки мы имеем достаточно археологической информации. Наиболее значительными из них были сапо-текская, у которой удалось проследить длительное развитие и определить основные ее этапы благодаря раскопкам ее крупнейшего центра—Монте-Альбан, и миштекская, развивавшаяся почти одновременно с сапо-текской, но в горных районах, в то время как сапо-текская располагалась в долинах. В постклассический период миштеки захватили эти долины и подчинили сапо-теков, обидно, однако. Одним из их наиболее известных центров была Митла.

Культура  Юго-Восточной Мексики  и Центральной  Америки

Имеется в виду культура Майя, занимавшая огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и охватывавшая нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре и посвящен этот доклад.

3. Область майя

  В начале я хотел бы уточнить, что под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас — лингвистически родственные народы, образующие майянскую группу; исключение составляют уастеки, которые отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них. Ацтеки считали уастеков плохо одетыми варварами, которые, однако, были опытными в колдовстве. Военным походам ацтеков уастеки противопоставляли себя как отважные и жестокие воины. Они воевали голыми и в качестве трофеев отрезали павшим врагам головы.

  Люди  майя

Этнолингвистические группы

  Убеждение, что майя уникальный, независимый  и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) ну и плюс 15 диалектов.

Информация о работе История и культура Мезоамерики, а также племени Майя