История происхождения рэпа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:24, контрольная работа

Описание

Начинать историю рэпа, необходимо с разъяснения определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп»

Содержание

1. История возникновения репа в России 3
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Рэперы.docx

— 27.17 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

 

1. История возникновения репа в России                                                         3

Список использованной литературы                                                              12

 

 

 

1.История возникновения  репа в России

 

Начинать  историю рэпа, необходимо с разъяснения  определенных нюансов. Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры  Хип-хопа.  Термины «рэп» и «хип-хоп» часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом. Существует несколько версий возникновения слова «хип-хоп».  Одной из популярных версий служит история про то, что один из отслуживших в Армии США друзей известного ди-джея, слушал сэмплы и напевал под них речитатив «хип/хоп/хип/хоп» (аналог «левой, правой, левой, правой»). Ди-джей, услышав это, стал использовать термин для обозначения своей ритмичной музыки, что было подхвачено другими ди-джеями. Само словосочетание «хип-хоп» отражает определенную «прыгучесть» его ритма, своеобразные танцевальные стили, которые позволяют его четко отличить от популярного  в то время стиля «Диско».

«Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен  уличного искусства или искусства  мегаполиса (андеграунда, по крайней  мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления:

1. Живопись/дизайн — «Граффити» («Graffity» — «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;

2. Танцевальный стиль — «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа  — спортивной одежды;

3. Музыкальный стиль — «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: «быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим);  «жизненный» рэп (часто содержит мат);  «коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Общие роли в репе:

· «DJ» — «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т.е. создание музыкального фона;

· «МС» — «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы;

· Танцоры — различные танцоры, которые дополняют выступление МС1.

Хип-хоп  зародился в афроамериканской среде  в конце 60-х годов в США. Исторической родиной принято считать городской  район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не странно зародился  тоже под влиянием выходцев с Ямайки, которые в тоже время на другом конце земного шара зарождали  движение скинхед-культуры2.

Первоначально общего названия у зародившегося  движения не было, название «хип-хоп» появилось  только в 1974 году. В конце 60-х  молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов.  Дискотеки были популярными у молодежи, ди-джеи работали тогда в крайне примитивной технике семплирования, которая часто сводилась повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. МС в тот момент представляли собой больше конферансье, чем-то значение, которое существует в настоящее время. Они представляли ди-джеев и их композиции, а тальке подбадривали публику, не давали ей терять интерес, т.е. «заводили толпу», т.к. музыка игралась в режиме «нонстоп» (без перерыва).  Причем выходцы с Ямайки повлияли даже на технику работы начальных МС, познакомив их с зародившейся техникой «тоастинга» (toasting) в 60-х годах на Ямайке (уличные танцы, на которых ди-джей играет пластинки с регги, а поэты вживую начитывают речитатив).

К сожалению, история современного российского  репа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами молодежи.

Первое  событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это  ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр  Астров совместно с местной группой  «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп».  Альбом был записан под влиянием альбомов групп  Grandmaster  Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким: 

«С текстом  все предельно сложно», — твердят  уж много лет/Что это просто невозможно — на русском делать рэп. Мол, и  слова у нас длинней, и туго дело с рифмой/К тому же, в   нашем языке слишком мало ритма...» 

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит  время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом  в стилистике «Stars On 45». В рамках одной  композиции сэмплировались примитивные  рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы  умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и  прочие рок-стандарты.  

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И  не зевай!» — это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп»3. 

Помимо  этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда  началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в  стиле рэп были малоизвестны любителям  музыки. В основном они пополнялись  за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. Многие источники указывают  на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.

Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная  проблема — подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой  с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

В тоже время  «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских  это выглядит нелепо. Иногда настолько  нелепо, что это противоречит русским  традициям и действительности. С  другой стороны — начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к  отечественным нормам — возможно, это и есть правильный путь, но при  этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто  бывает без «изюминки». Сегодня главная  беда русского рэпа в том, что очень  мало «народных» талантов в рэпе и  слишком много предрассудков  вокруг этой темы, что ставит рэп  в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что  если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо  не только для США, но и, например, для  Франции), то в России он появился как  интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и  речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались  в странной ситуации, так как для  появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым  музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные — богатые), культурному (конформисты — нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали  пионерами рэп-культуры были участники  питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые  уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.

На протяжении 90-х годов различные группы, а  так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а  в регионах России формировались  небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей.  Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране. Подробнее мы рассмотрим это в нашей статье ниже.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался  лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества  коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса  способствовало его повторному оживлению  и в России.

Русский хип-хоп противоречив, как и его  западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе  сформировались крупные компании, которые  были заинтересованы в развитии различных  молодежных стилей музыки. Им была нужна  молодежь мегаполисов России.

Из-за сложившейся  в нашей стране исторической системы  интеграции западных инноваций, как  в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса  ориентировались на так называемую группу «новаторов»4. «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %5. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».

Российские  «золотые новаторы» довольно часто  путешествуют по странам мира и знают  последние новинки. Одной из таких  новинок после 2000 года стал музыкальный  стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил  название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться  на особенностях этого стиля и  его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз.

Сращение  ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа:

Первый этап (1987-1993) — так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) — был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза;

Второй этап  (1993-1998) — период «хип-хоп-соула» — обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи;

Третий этап — Современный этап — «нео-соул» (nu soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Ориентируясь  на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать  различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп  начинает носить в себе отпечаток  не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток  на формирование субкультуры.

Требование  жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное  начало.

Современные российские клубы для современной  молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам.  Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.

Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд'Эрос, Бьянка — являются желанными гостями  на вечеринках в R&B-клубах . Нужно  констатировать — хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр.  Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа — Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» — 2H Company, , Трэш-Шапито, Кач.

Экспериментирует  и смешивает рэп и r’n’b  украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.

Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы  из  Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения.  

Единственной  нишей для рядовых почитателей  репа, которые хотят следовать  правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается  некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают  свои произведения в интернет. Рунет  является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп —  это прежде всего бизнес, а уже  потом музыкальная культура.

Информация о работе История происхождения рэпа в России