Изобразительное искусство первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 12:41, реферат

Описание

Когда и почему началось изобразительное искусство?
Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент – нон постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

Содержание

Введение 3
1. Изобразительное искусство 5
2. Первобытное искусство 11
2.1 Искусство эпохи палеолита 16
2.2 Искусство эпохи мезолита 17
2.3 Искусство эпохи неолита……………………………………………………19
3. Жанры и особенности первобытного искусства 20
3.1 Исчезнувший мир Сахары 23
3.2 Пещера Альтамира 25
4. Пиктография 27
Заключение 29
Список литературы: 31

Работа состоит из  1 файл

реферат по культурологии.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

3.2 Пещера Альтамира

 

     Не  менее знаменитая пещера Альтамира  находится на севере Испании, в провинции  Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский археолог Марсе-лино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом железа.

     Все это относится в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18 м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов, лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать - так сказано в путеводителях - лежа на спине.

     Долгое  время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана. Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть в Мадридском археологическом музее.

     Затем в Списке Всемирного наследия обнаруживается временной перерыв примерно в десять тысячелетий. Следующие по хронологии из внесенных в него объектов относятся уже к концу неолита, к последующему медно-каменному веку (энеолиту), а отчасти и к бронзовому веку, когда человек стал пользоваться более совершенными орудиями из металла и другими достижениями неолитической революции. К числу этих объектов принадлежат наскальные изображения в двух районах Скандинавии и в Северной Италии.

     Отличительная особенность наскальной живописи этого  периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

     Наскальная  живопись позволяет представить, как  выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах - длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.

     В живых и выразительных образах  встает перед нами история жизни  первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По - прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук - главное изобретение этого периода каменного века - стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.

     Сохранились рисунки, посвященные различным  приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота - опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

     В период нового каменного века, или  неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре - глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

     И, наконец, большое распространение  получили примитивные каменные столбы - менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи.

4. Пиктография

 

     Пиктография (от лат. pictus – ''рисованный, живописный '' и греч.

grapho – ''пишу'') – древнейший вид письма, письмо  рисунками.

     Для пиктографии не нужен алфавит, т.е. набор определенных знаков,

необходимо только похоже изображать предметы и ситуации (например,

человека, лодку, охоту и т.п.). ''Читающий'' пиктограмму  не связан какими –

либо правилами  чтения он должен лишь узнать, правильно  опознать

изображенное.

     Некоторые виды пиктографии используются и  в наши дни. Например, на

вывесках: изображены ботинки, - значит, здесь чинят обувь, нарисованы часы,

- значит, здесь  мастерская по ремонту часов  и т.д.

     Как видим, пиктография годится лишь для передачи всего конкретного,

вещного, а обозначения  отвлеченных понятий возможно с помощью более сложных систем.

     Эскимосы  Аляски оставили рисунок предупреждающий  случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднес руку ко рту – еда. Человек развел руки – знак отрицания ''нет''. Лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на

рыбную ловлю. Все понятно.

     Эдуард  Пьетт нашел в пещере мас д'Азиль (Франция) более 200 камешков. На них красной краской нанесены загадочные знаки: параллельные полоски, круглые и овальные пятна и фигуры, напоминающие буквы. Что это – символы счета или первобытные письмена – пока не установлено. Некоторые ученые склонны считать азильские гальки ''пред - письменностью''. Много позже человек станет делать оттиски с процарапанных и продырявленных камешков на сырой глине, и родится настоящий письменный знак.

     Ученые  считают, что пиктографии – раннему  виду рисуночного письма –

уже присущи  некоторые особенности, характеризующие  письменность.

С развитием  цивилизации появляется необходимость  передавать и

фиксировать сложные сообщения, приказы царей, правителей. И тогда возникает идеография – письмо понятиями (от греч. – идея и grapho -

пишу). В идеографическом  письме знаки – рисунки могут  обозначать и то, что

нарисовано, и  кроме того, имеют переносное значение. Рисунок ног может

значить как  пиктограмма – ноги, а как идеограмма – процесс движения.

     Идеограммы  не передают ни звучания слова, ни его  графические

изменения, а  только стоящее за этим слово значение.

     Однако первобытных художников уже заботила проблема прочности,

долговечности своих творений и для этого  подбирались соответствующий

материал, краски, надежные места. Поэтому мы сегодня  можем оценивать

произведения  искусства, перегнувшиеся многотысячелетние  рубежи. 
 
 

Заключение 

     Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н. э.) и отражало образ жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки).

     Говоря  о времени возникновения искусства, мы говорим о произведениях палеолитического искусства, которое обычно делят на две основные группы. Первую составляют произведения малых форм (мелкая скульптура, графика и резьба на предметах бытового, декоративного и культового назначения. Вторую группу объединяет монументальное и, в основном, наскальное искусство.

     Поздний палеолит – первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин). В период Мадлен - появляются разноцветные изображения. Изображения животных группируются в один сюжет. Ощущается гармония, симметрия, ритм.

     Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывавшие своды глубоких пещер. Самые знаменитые – Альтамира в Испании и Ласко во Франции. Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного, желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами.

     В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной  и Юго-Восточной Европы сложилось  искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура.

     У северных лесных охотников и рыболовов  бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные  племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

     В заключении отметим, что первобытное  искусство раскрывает зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

 
  1. Алексеев, В.П. История первобытного общества / В.П.Алексеев, А.И.Першиц. - М.: Астрель, 2007. – 352 с.
  2. Белякова, О.Ю. История первобытного искусства / О.Ю.Белякова. – М.: Искусство, 2004. – 492 с.
  3. Болтон, Р. Живопись: От первобытного искусства до XXI в. // Шедевры мирового искусства / Р.Болтон. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 350 с.
  4. Владышевский, Д.В. Культурология. Социодинамика культуры и постмодермизм: Учеб. пособие для студентов 1 курса ДО / Д.В.Владышевский, Н.В.Ковтун; Под науч.ред. Л.В.Хазовой. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. – 239 с.
  5. Ильина, Е.А. Культурология: Конспект лекций / Е.А.Ильина, М.Е.Буров. - М.; МИЭМП, 2005. - 104 с.
  6. Ковтун, Н.В. Культурология. История мировой художественной культуры: Учеб. пособие / Н.В.Ковтун. - Красноярск: КГТУ, 2000. - 104 с.
  7. Любимов, Л.Д. Искусство Древнего мира / Л.Д.Любимов. - М.: Просвещение, 1980. – 319 с.
  8. Ороев, Н.А. Понятийный словарь по культурологи / Н.А.Ороев, Е.В.Папченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 94 с.
  9. Поликарпов, В.С. Лекции по культурологи / В.С.Поликарпов. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 342 с.
  10. Популярная история живописи. Западная Европа / Авторы-составители Г.В.Дятлева, С.А.Хворостухина, О.В.Семенова. - М.: Вече, 2001. - 480 с.

Информация о работе Изобразительное искусство первобытного общества