Эллинистическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:18, творческая работа

Описание

В работе указаны общие черты Эллинистической культуры

Работа состоит из  1 файл

Творческое задание.Эссе.docx

— 19.18 Кб (Скачать документ)

 

Дисциплина  «Культурология»

 

 

 

 

 

 

 Творческое задание

 

На тему «Эллинистическая культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Введение.

Что означает «эллинизм»? Для одних он означает новую культуру, состоящую из греческих  и восточных элементов; для других - распространение греческой культуры на страны Востока, для третьих - продолжение, развитие чистой линии все той  же более древней цивилизации; для  иных - эта та же греческая цивилизация, но видоизмененная под влиянием новых  условий.

 

Все эти теории содержат долю истины, но ни одна из них  не является полной истиной, т. к. являются детальными. Для того, чтобы получить правильную картину, нужно рассмотреть совокупность всех явлений.

Термин «эллинизм» является условием для цивилизации  трех веков, в течение которых  греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот процесс.

 

Общие черты Эллинистической культуры

 

Эпоха эллинизма  характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда  на обширных территориях практически  во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.

 

Пожалуй, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам  эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности. В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II—I вв. до н. э. (Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры. Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.

 

Вместе с  тем, местная культура Ближнего Востока  имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние – восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.

 

Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а  несколькими крупными державами. Эти  государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в  цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».

 

Если греческая  культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые  можно говорить о складывании  единой мировой культуры.

 

Еще одним  весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств  на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу  в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать  эллинистической культуре в известной  степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей  и их окружение. Культуру эпохи эллинизма  характеризует ряд черт, которые  показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному  греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.

 

В эллинистической культуре существовали разнообразные и противоречивые тенденции: выдающиеся научные открытия - и магия; восхваление царей — и мечты о социальном равенстве; проповедь бездействия — и призывы к активному исполнению долга... Причины этих противоречий крылись в контрастах жизни того времени, контрастах, которые стали особенно ощутимы из-за нарушения традиционных связей между людьми, изменения традиционного быта.

 

Изменения в  быту были связаны с появлением новых  государств, с развитием больших  и малых городов, с тесными  контактами между городским и  сельским населением. Городской и  сельский быт значительно отличались друг от друга: во многих городах, не только в греческих, но и в восточных, например в Вавилоне, существовали гимнасии и театры; кое-где было налажено водоснабжение, проведены водопроводы. Сельские жители часто стремились переселиться в город или по возможности подражать городской жизни: в некоторых деревнях появляются водопроводы, общественные здания, сельские общины начинают ставить статуи и делать почетные надписи. С подражанием городу связана поверхностная эллинизация тех сельских поселений, которые располагались вблизи полисов.

 

Создание  эллинистических монархий, подчинение самоуправляющихся городов царской  власти оказало существенное влияние  на общественную психологию. Неустойчивость политического положения, невозможность  для рядового человека оказать сколько-нибудь заметное влияние на судьбы своей  родины (своего города и даже своей  общины) и в то же время кажущаяся  исключительная роль отдельных полководцев  и монархов приводили к индивидуализму. Нарушение общинных связей, переселение, широкое общение друг с другом представителей разных народностей  определили появление идеологии  космополитизма (космополит по-гречески — «гражданин мира»). Причем эти  особенности мировоззрения были свойственны не только философам, но и самым различным слоям общества; их можно проследить на примере изменения  отношения гражданина к своему городу.

 

 

Заключение.

 

Эллинизм  как новый этап в истории рабовладельческого общества получил отчетливое выражение  в области культуры – в литературе и искусстве, в философии и  религии.

Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические  государства и вызвала у историков  иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается  его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения  в экономической, политической и  социальной жизни общества. Изменения  послужили основой для создания и распространения эллинистической  культуры.

 

Изучение  истории эллинизма не только вскрывает  закономерность исторического процесса развития античного рабовладельческого общества. Оно позволяет сделать  и более общий вывод: когда  социально-экономическая формация находится на стадии упадка и разложения, попытки господствующего класса упрочить свою власть путем введения новых форм экономического и политического  господства обречены на провал.

 

Но чтобы  не говорилось, ясно одно, что эпоха  эллинизма оставила как историческое, так и культурное наследие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. М., 1983.

 

  1. Виппер В.Р. Искусство древней Греции. – М., 1972

 

  1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. – М., 1979.

 

  1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. – М., 1980.

 

 


Информация о работе Эллинистическая культура