Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:06, контрольная работа
В современной науке существует несколько точек зрения на термин "Возрождение". В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры (например, "процесс національного відродження в Україні"). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине - несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина "Возрождение" ("Ренессанс") принято в настоящей работе.
Одно из важнейших открытий совершено
культурой Северного
Во второй половине XVI века на смену
Реформации приходит Контрреформация
- движение католической церкви за возвращение
утерянного влияния. В Европе наступает
эпоха непрерывных внешних и
внутренних войн, которая продлится
вплоть до начала XVIII столетия. В огне
этих сражений сгорят останки ренессансных
идеалов гуманизма. Но в них же
возникнет и новое
В XV-XVII вв. УераинаЮ находясь на периферии европейских культурных процессов, все же была к ним причастна. Входя значительной частью своей территории вначале в состав Литовского (точнее Литовско-Русского) княжества, а затем польской Речи Посполитой, Украина переживала в сжатом, "свернутом" )по третьему из указанных выше вариантов) типу период вначале ренессансной, а затем ренессансно-барочной культуры
Ренессансные процессы на Украине происходили в первую очередь в городах, находившихся в этот период под значительным европейским влиянием. В XVI веке на территории Украины более 250 городов имели магдебурское право, то есть были самоуправляемыми. Большинство населения в них составляли выходцы из Западной Европы, в первую очередь из немецких земель. Они несли с собой распространяющиеся по Европе идеи индивидуализма, национальной и экономической независимости, реформации церкви и т.д.. Не стоит забывать и о "моде" на ренессансную архитектуру, новые ренессансные тенденции в искусстве (в первую очередь в церковном), в быту, стиле жизни.
Борясь за равные с иностранцами-иноверцами
права в городской и
Первое из братств возникло в 1463 году во Львове при Успенской церковной общине, второе, Хрестовоздвиженское, появляется в Луцке в 1483 году. Эти своеобразные ""национальные цеха""украинских городов начинают развитие национального образования, которое должно было противостоять католическим и протестантским школам, активно насаждавшимся на украинских землях. В 1586 году открыта первая Успенская братская школа во Львове, ставшая образцом для всех братских школ. Наука в ней была доступна детям любого достатка: бедные учились за счет братства, состоятельные родители вносили установленную сумму. До наших дней дошел устав Луцкого братства ("Школы греко-латино-славянской"), из которого можно узнать немало любопытного о школьной науке в Украине начала XVII века. Определенные обязательства брали на себя школа, ученики и их родители. Не разрешались опоздания и пропуски занятий; обучение включало и физический труд: ученики должны были сами убирать помещение, колоть дрова и т.п. Текст договора зачитывался отцу при свидетелях. Договор также включал требования к учителям: они должны были быть добропорядочными, рассудительными, сдержанными, не употреблять спиртных напитков и обращаться с учениками ласково (!) - впрочем, система телесных наказаний процветала: за провинность пороли розгами. Существовала и система поощрений: места на скамьях от первого до последнего. Наиболее успевающих учеников величали "сенаторами" и сидели они на первых местах. Свои обычаи существовали в бурсах (общежитиях), где проживали студенты.
В братских школах учили чтению и письму, позже - риторике, грамматике, диалектике, музыке, изучали Святое Писание, входили в программу и арифметика, и церковное пение. Обращалось особое внимание на славянский и греческий языки: по-гречески говорили и писали. Гетьман Сагайдачный в своем завещании назначил отдельные фонды на содержание учителей греческого языка в братских школах Львова и Киева. Позже, в практических интересах, вводятся латынь (язык преподавания во всех европейских университетах) и польский языки. В середине XVI века в реестрах насчитывалось более 2 тысяч православных братских школ, и не только в городах. При поддержке православных магнатов братские школы возникают и в селах. Издавались учебники, печатавшиеся в основном на территории Польши немецкими и полесскими типографиями; позже при братствах возникли собственные типографии. Во Львове в 1596 году напечатан "Букварь" Ивана Федорова, в 1591 году - грамматика славянского языка "Адельфотес". Школы стали одним из активных факторов национально-культурного движения в Украине.
На средства братств талантливые юноши могли продолжать образование в европейских университетах, в Кракове, Праге, Лейпциге, Вене, Париже, Волонье, Падуе, Гейдельберге. Например, в реестрах Гейдельбергского университета за XVI век значилось 800 студентов, прибывших из украинских земель, больше половины из них - русины (украинцы), которые обычно записывались как "рутены". Иногда они достигали блестящих научных успехов. Видным гуманистом, вокруг которого группировались польские литераторы-гуманисты, был профессор римской литературы Павел Русин из Кросна. Выпускник Краковского университета, сын дрогобычского ремесленника Юрий Дрогобыч (настоящая фамилия Котермак) был видным ученым конца XV века в области астрономии, математики и медицины. В Волонском университете он получил степень доктора медицины и там же в 1483 году был избран деканом медицинского факультета, где преподавал медицину и астрономию. Юрий Дрогобыч был первым украинским автором, чья книга вышла в Риме: там напечатано его сочинение "Прогностическая оценка текущего", то есть научных знаний и фактов в плане их продуктивности. Юрй Дрогобыч был учителем знаменитого немецкого поэта-гуманиста Конрада Цельса. Ректором Волонского университета, являющегося центром европейской юридической науки, на протяжении 24 лет был украинец Григорий Ореховский (Оржеховский).
Не все студенты-выпускники европейских университетов возвращались на родную Украину, продолжая научную карьеру в Европе. Потребность Украины в ученых возросла с открытием Академии: сначала Острожской, затем - Киево-Могилянской.
Научная проблематика украинского ренессанса окружала проблематику религиозную. Страстный поборник православия богатейший украинский магнат князь Василий-Константин Острожский для перевода на славяно-русский язык Священного Писания собирает настоящий научный коллектив, приглашая из европейских университетов ученых без различия вероисповедания: среди них были, кроме православных, и протестанты и католики. Так возникла в 1580 году Острожская Академия - фактически первое научное и высшее учебное заведение на землях Украины. Просуществовав недолго, она, однако сыграла весьма важную роль в национальном культурном процессе. Академия подготовила научно выверенный перевод Священного Писания с греческих и армейских текстов и в 1580-81 годах издала его в Острожской типографии князя. Это украинское издание широко известно как Острожская Библия - первая печатная Библия славянского мира.
В многочисленных типографиях наряду
с богослужебной и религиозно-
Центром ренессанской культуры на украинских землях в XVI веке был Львов. Здесь наиболее отчетливо "прочитываются" черты новой культурной эпохи. Они сказываются и в духовной жизни, в самосознании народа как отдельного этноса, имеющего собственную национальную идею, и в искусстве: архитектуре, живописи. Скульптуре. Украинских художников из Львова приглашали расписывать не только православные церкви, но и католические костелы на территории Речи Посполитой. Это позволяет говорить о "Львовском Ренессансе" как отдельном культурном феномене (заметим, что в истории архитектуры этот термин употребляется применительно к ренессансным зданиям, возведенным во Львове: ансамбль Успенского братства, капелла Боимов, так называемая "Чорна кам'яниця" и др.).
Демократизм украинской ренессансной культуры даст свои плоды в культуре украинского барокко, духовным центром которого станет вначале Киев, а затем Запорожская Сечь.
Использованная литература.
1. Аллатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения - М. 1976
2. Антонович Д. Лекцii з iсторії української культури - K. 1994
3. Європейське Відродження та українська література XIV-XVIII ст.: збірка статей - K.1993
4. Хайзенга, Йоханн, Осень Cредневековья - M. 1988