Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:24, курсовая работа
Целевая установка данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных, идеологических концепций периода Просвещения раскрыть истоки, пути становления и эволюции эстетики данной эпохи.
Поставленная цель достигается определением той роли, которую сыграла новая эпоха в эстетическом развитии общества, а также последовательным анализом различных просветительских форм (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра) с точки зрения их эстетического наполнения.
Введение…………………………………………………………………3
1. Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом
развитии общества………………………………………………… 4
2. Эстетика в различных формах Просвещения…………………….11
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………25
Апофеоз его творчества -- Девятая ("Хоральная") симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской "Оды к радости", избранной гимном Европы.
Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) -- характерные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировой художественной культуры13.
Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета только в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696--1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо. Тьеполо принадлежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и светские. Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом.
Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты -- городского архитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Виды родной Венеции писал и Франческа Гварди (1712--1793), поэтический, романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света ("Венецианский дворик").
Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697--1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии гравюр "Карьера проститутки", обличительных жанровых зарисовок "Карьера мота". Хогарт был единственным художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирическими журналами, с литературой Просвещения. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате "Анализ красоты", где осудил некритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетического восприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введения в практику художественных выставок.
Замечательным художником-портретистом был Томас Гейнсборо (1727--1788). Портретным образам художника, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэтичность. Знаменательно, что этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Академии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей которой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров стал следовать реалистическим традициям в пейзажной живописи.
В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением в искусстве Франции XVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников -- только любовные, эротические, любимые героини -- нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые "триумфы" и "туалеты".
Живописцем рококо был Жан-Антуан Ватто (1684--1721). Он разработал и развил новый жанр картин -- галантные праздники, причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы ("Отплытие на остров Киферу"). Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703--1770). "Первый художник короля", директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет и т.д. Типичные сюжеты его полотен -- "Триумф Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы" и т.п.
Картины на фривольные сюжеты, часто эротические ("Качели"), писал Жан-Оноре Фрагонар (1732--1806), ведущий представитель рококо.
Идеи Просвещения не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дени Дидро (1713--1784) были первой формой критической литературы по искусству.
В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699--1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода -- котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи ("Молитва перед обедом", "Прачка"), а от нее -- к портрету.
Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись14. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и классические черты -- во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714--1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества "Меркурии, подвязывающем сандалию".
Жан Антуан Гудон (1741--1828) -- истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу его эпохи. Его "Вольтер" -- свидетельство высокого уровня французского искусства.
Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром.
Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его "исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары".
Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать нелицеприятно -- ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они негодовали, в комедии издевались.
Крупнейшим драматургом Англии XVIII в. был Ричард Бринсли Щеридан (1751--1816). Его сатирические комедии нравов ("Поездка в Скарборо" и "Школа злословия") направлены против безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа.
Некогда великая торговая держава, Венеция переживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь театров -- столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались со всей Европы. В этом городе творил Карло Гольдони (1707--1793), создавший 267 драматических произведений, но прославили его лучшие комедии -- "Трактирщик" и «Слуга двух господ».
Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720--1806). Его сказки -- фьябы основаны на фольклорных мотивах и традициях комедии ("Любовь к трем апельсинам", "Турандот" и др. о жизни театральной Венеции).
Во Франции самым высоким, достигшим абсолютной зрелости, воплощением комедии нравов, была "Женитьба Фигаро" великого французского драматурга Пьера Бомарше (1732--1799). Фигаро оказался олицетворением общенародной оппозиции старому режиму, той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу -- Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков.
Страной, где "серьезный жанр", как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х годов XVIII в. (на сорок--пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции), но зато, восприняв опыт предшественников, дает замечательные плоды.
Готхольд Эфраим Лессинг (1729--1781) был теоретиком изобразительного и драматургического искусства, создателем замечательных пьес ("Сара Сэмпсон", "Эмилия Галотти"). В сочинении "Гамбурская драматургия" он толкует по-своему Аристотеля и критикует застывшие формы классической французской драмы, противопоставляя их свободному подходу Шекспира и утверждая право третьего сословия быть героями произведений.
Эстетические сочинения Лессинга ("Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", "Гамбургская драматургия") имели резонанс во всех европейских странах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в "Лаокооне", -- о специфической природе поэзии и живописи, а следовательно, различии и границе между ними. Изобразительное искусство и поэзия являются "подражанием действительности", заявляет Лессинг. Он показывает, что по сравнению с изобразительными искусствами поэзия способна к значительной индивидуализации человеческих характеров и переживаний. Задача писателя, считает Лессинг, изображение жизни в движении, в борьбе.
Иоганн Вольфганг Гёте (1775--1787), "универсальный гений" ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург, он словно бы воплощал в себе всю культуру Германии. Пьеса "Эгмонт" (1775--1787) -- одна из лучших театральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, по Гёте, в утверждении человечности.
Для Германии воспитание свободолюбивой человеческой личности становилось революционной задачей. Этой задаче и посвятил себя Фридрих Шиллер (1759--1805) -- ученый, историк и эстетик, великий поэт и драматург. На творчество Шиллера огромное влияние оказала литература Просвещения, мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в раннем его произведении -- драме "Разбойники". Драмой "Коварство и любовь" Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линий драматургии XVIII в. и открывает дорогу новой драме. Сам он в известном смысле тоже принадлежит к ней -- ведь театр XX в., найдя к Шиллеру во многом новый подход, считает его современным автором -- интерес к сильным характерам и социальным потрясениям определил напряженный драматизм трагедий Шиллера во все времена.
Рационализму Просвещения немецкое литературное движение «Буря и натиск» противопоставляло страсть, фантазию и образность. Главной формой своего самовыражения движение избрало драму. Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера (1752 -- 1831) "Буря и натиск", в которой автор воспел стремление человека к свободе.
Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII-- XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество -- смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков Истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое и эстетическое предназначение.
По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подвел Гёте в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим званными к жизни могучими силами.
Это был век великих открытий и великих заблуждений, век, о котором русский просветитель А.Н. Радищев проницательно афористично сказал в стихотворении "Осьмнадцатое столетие":
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
Культурное
наследие XVIII столетия до сих пор поражает
необычайным разнообразием, богатством
жанров и стилей, глубиной постижения
человеческих страстей, величайшим оптимизмом
и верой в человека и его разум.
Заключение
Просвещение - необходимая ступень в культурном и эстетическом развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к прекрасному всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформулировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.