Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:27, контрольная работа
Этимологически слово «культура» восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Латинское cultio — возделывание, обработка, как и слово «культ», возникли из одного и того же источника.
№ | Вопрос | Ответ | Заключение | ||||
+ | - | ||||||
1 | Какова этимология слова «культура»? | Этимологически
слово «культура» восходит к античности.
Его можно обнаружить в трактатах
и письмах Древнего Рима. Латинское
cultio — возделывание, обработка, как и слово
«культ», возникли из одного и того же
источника. Но более древним источником
слова «культура» в латыни считается глагол
colere, который первоначально означал «возделывать»,
«обрабатывать» и лишь позднее приобрел
значение «почитать», «поклоняться».
В переносном
смысле понятие «культура» (и производное
от него понятие «культ») изначально соотносилось
с культурой чего-то: культура души, культура
разума, культ богов и культ предков. Такие
сочетания существовали в течение многих
столетий, пока в латинских
странах не стал входить
в употребление термин «цивилизация»
(лат.: civilis — гражданский). Он охватывал
совокупность социального наследия в
области техники, науки, искусства и политических
учреждений. Если попытаться перевести
с латыни название трактата о земледелии,
который написал Марк Порций Катон (234-149
гг. до н.э.), то получилось бы, вероятно,
слово «агрикультура». Причем имеется
в виду не только обработка земли, но, главным
образом, уход за ней. Возделывание почвы
вообще невозможно без особого душевного
настроя. Без предельного интереса к земле
не будет и культуры, иначе говоря, должного
возделывания. Несколько позднее слово
«культура» было оторвано от земной
почвы (основы) и стало метафорически
соотноситься с разумностью. Римский оратор
и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.
до н.э.), говоря о возделывании, имел в
виду не землю, а духовность [2, C.5]. |
|||||
2 | Кто и почему считается «крестным отцом» культурологии? | Л.А.Уайта
можно по праву считать "отцом"
культурологии как |
|||||
3 | Охарактеризуйте основные функции культуры. | Функции
культуры:
Слово «адаптация» (от лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, то есть изменяются в соответствии с заданными условиями своего существования; человек не способен вести естественный образ жизни, и вынужден, чтобы выжить создавать вокруг себя искусственную, культурную среду (возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, разнообразные продукты питания). Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.
Культура – есть условие и результат общения людей. Условием – потому что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им и средства общения – знаковые системы, языки. Результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научаются пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли. Культура – это поле человеческого общения. Она есть то, что связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. Культура формирует условия и средства человеческого общения.
Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей. Единство культуры является важным условием крепости государства. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями, наукой. Культура объединяет народы, социальные группы, государства.
Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Фундаментальные мотивационные установки личности закладываются в семье. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых. Социализация а является непрерывным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни. Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. Культурный контекст определяет как формы деятельности, с которыми связана занимаемая личностью в обществе позиция, так и принятые в данной социальной среде формы отдыха, развлечения, психической разрядки. Культура
является важнейшим
фактором социализации,
определяющим ее содержание,
средства и способы.
Данная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Данная функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.
Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстанавливать в сфере духа гармонию, утраченную в реальности. А французский социолог Э. Морен считает, что, воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение, порожденное реальной жизнью, и компенсируют монотонность повседневности .Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство утешает, уводит в мир грез и своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. Создавая в «безумном мире» внутреннюю гармонию человеку, искусство помогает ему удержаться на краю жизненной пропасти и дает возможность жить дальше. Своей красотой оно компенсирует жизненные потери людей, скрашивает серые будни или несчастливое бытие [3, C.25]. |
|||||
4 | В чем сходства и различия взглядов на культуру О. Шпенглера и А.Д. Тойнби? | И Шпенглер,
и Тойнби в своих концепциях исходят
из существования многих различных
культур, каждая из которых обладает своей
собственной истиной.
Шпенглер: «У человечества нет никакой идеи, никакого плана.… Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории…я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале – человечестве – собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, воления, чувствования, собственную «смерть». Тойнби: «Утверждать, что ныне существующее общество – итог человеческой истории, – значит настаивать на правильности вывода, исключив возможность его проверки. Но так как подобные эгоцентрические иллюзии свойственны были людям всегда, не стоит искать в них научную доказательность». Шпенглер
указывает на различие культур, их полную
изолированность и Однако, в отличие от Шпенглера, Тойнби не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Наоборот, каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Но исторический путь человека не есть нечто изначально предначертанное ему извне, и Тойнби стремится раскрыть возможность альтернатив в развитии культуры [6, C.14]. |
|||||
5 | Что такое «евразийство» и кто из известных ученых его представлял? | Первая
мировая война и революция
в России сразу же нашли глубокое
отражение в культурологической
мысли. Наиболее ярким и вместе с тем оптимистическим
осмыслением наступившей новой эпохи
исторического развития культуры стали
идеи так называемых «евразийцев». Крупнейшими
фигурами среди них были: философ и богослов
Г.В.Флоровский, историк Г.В.Вернадский,
лингвист и культуролог Н.С.Трубецкой,
географ и политолог П.Н.Савицкий, публицист
П.П.Сувчинский, в середине 20-х гг. — юрист
и философ Л.П. Карсавин. «Революция всех
застала врасплох, и тех, кто ее ждал и
готовил, и тех, кто ее боялся», — утверждал
Флоровский. Но евразийцы имели смелость
сказать — справедливо
отмечает В.Кожинов — «изгнанным
из России соотечественникам, что революция — не
абсурд, не конец русской
истории, но ее полная
трагедийности новая
страница».
Мы имеем дело с идейным движением, готовившим новый, обновленный взгляд на Россию, её историю и культуру. Переосмысливалась, прежде всего, выработанная в философии истории формула «Восток — Запад — Россия». Исходя из того, что Евразия представляет собою ту наделенную естественными границами географическую область, которую в стихийном историческом процессе суждено было, в конечном счете, освоить русскому народу — наследнику скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар, камских болгар и монголов, Г.В.Вернадский заключил: «История распространения русского государства есть в значительной степени история приспособления русского народа к своему месторазвитию — Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа». Воля и вкус к совершившейся революции, любовь и вера в стихию, в органические законы естественного роста, представление об истории как мощном силовом процессе закрывают перед евразийцами тот факт, что история есть творчество и подвиг, и принимать случившееся и свершившееся нужно лишь «как знамение и суд Божий», как «грозный призыв к человеческой свободе» [5, C.408]. |
|||||
6 | Каково, по Вашему мнению, соотношение роли личности и общества в культуре? | Личность
выступает основным субъектом
культуры, но формирование культурного
сознания происходит в обществе под влиянием
социальных факторов. Общество создает
условия для социального развития человека,
т.е. человека как личности. Только в обществе
человек получает все, что необходимо
для его культурного развития. Культура
личности в системе той или иной общественной
группы складывается в значительной мере
стихийно: человек с детства подражает
старшим, приучается выполнять определенные
правила поведения, усваивает основополагающие
для данной культуры понятия; следовательно,
обретает ту ценностную систему, которая
характерна для культуры данного социума.
Этот процесс обеспечивает воспроизводство
той или иной культуры, ее преемственность:
так на протяжении веков складывалась,
например, культура русского дворянского
офицерства, культура русского крестьянства,
и шире — русская культура в целом. Как
было сказано, процесс культурного формирования
личности и соответствующего типа воспитания
— процесс стихийный. Однако в обществе
существует и система направленного формирования
культуры и управления ею.
Человек по отношению к культуре выступает в двух ипостасях: как творение культуры (для человека, только что родившегося, культура - уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует) и как творец культуры (личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества). Культура - это продукт деятельности человека. Она не существует вне человеческих общностей, но всегда доступна этим общностям. Можно сделать вывод, что и личность, и общество играют значительную роль в культуре. Человек создает основные культурные ценности (материальные и духовные). Но, прежде чем человек сможет начать активные действия, он должна сформироваться в обществе как личность. Так же общество хранит эти ценности и передает из поколения в поколение. |
|||||
7 | Как проявляется единство материальной и духовной культуры? | Принято
делить культуру на материальную и
духовную соответственно двум основным
видам производства - материального
и духовного. В материальную культуру
входят прежде всего разнообразные средства
материального производства (энергетические
и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические
или атмосферные составляющие технологии,
орудия труда, разнообразные средства
потребления, различные виды материально-предметной,
практической деятельности человека).Однако,
следует подчеркнуть, что материальная
культура человечества всегда шире существующего
материального производства. В нее входят
все виды материальных ценностей: архитектурные
ценности, здания и сооружения, средства
коммуникации и транспорта, парки и оборудованные
ландшафты и т.п.Кроме того материальная
культура хранит в себе материальные ценности
прошлого - памятники, археологические
объекты, оборудованные памятники природы
и т.п.
Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы[6, C.27]. |
|||||
8 | Когда, как и почему возникла массовая культура? | Массовой
культурой называется такой вид
культурной продукции, который каждодневно
производится в больших объемах. Это культура
повседневной жизни, представленная самой
широкой аудиторией по различным каналам,
включая и средства массовой информации
и коммуникации
По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения: 1.
Предпосылки массовой культуры
формируются с момента 2.
Истоки массовой культуры 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: "Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру" Феномен
появления массовой культуры представляется
следующим образом. Для рубежа XIX-XX
веков стала характерной Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры [6, C.43]. |
|||||
9 | Назовите основные глобальные проблемы и покажите их взаимозависимость. | В XX в. человек
столкнулся с глобальными (от лат. «globus»
— земной шар) проблемами, от решения которых
зависит судьба всей цивилизации.
Глобальные проблемы — не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека. К глобальным проблемам приводят следующие ситуации:
Н. Бердяев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек», он «может быть разодран в клочья». Итак,
глобальные проблемы представляют собой
причудливое переплетение на общепланетарном,
общемировом и общечеловеческом уровне
социально-экономических, политико-идеологических,
культурных, биосоциальных и социоприродных
противоречий в современном мире. Все
глобальные проблемы находятся в сложной
взаимосвязи и взаимозависимости. Это
означает, что решение одной какой-то проблемы,
предполагает учет влияния на нее комплекса
других проблем[4, C.543]. |
|||||
10 | Что такое ноосфера и кто из ученых предложил и использовал это понятие? | Термин
«ноосфера» возник в 1926 г. Во время обсуждения
доклада В.И. Вернадского, где он излагал
концепцию развития биосферы.
Его предложил французский Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Согласно
его высказываниям, ноосфера – это
качественно новая форма В последние годы под ноосферой понимается планетарное и космическое пространство (природная среда), которая преобразуется и управляется человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления, а также социально – экономическими законами. Возвращаясь к Вернадскому, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие проходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность корректировать развитие биосферы в интересах человека будущего. Поэтому более уместно говорить об эпохе ноосферы, когда человек сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимодействие с окружающей средой, которое позволит развиваться и человеку, и природе, и обществу[1]. |
Список литературы