Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 06:35, доклад
Китайцы столь многочисленны, а территория их расселения столь обширна и разнообразна, что кажется вполне естественным существование значительных этнокультурных различий между жителями разных областей Поднебесного мира. Удивляться следует скорее тому, что китайская цивилизация вообще сохранилась как единое целое на протяжении своей многовековой истории. Это объясняется прежде всего наличием общей для всего Китая письменной традиции, воспитывавшей унифицированный класс имперских чиновников. Но под сенью имперского единства, в значительной мере лишь символического, жили и переливались всеми красками реальной исторической
Характер китайского этноса
Китайцы столь
многочисленны, а территория
Два фактора
в особенности способствовали
большому локальному
Основной водораздел
в быте и культуре китайцев
обусловлен разделением Китая
по реке Янцзы на две почти
равные части: Север и Юг. Даже
своей внешностью северные и
южные китайцы заметно
В целом население Северо-Китайской равнины и по языку, и по культуре гораздо более однородно, чем население Юга, что объясняется наличием в истории Южного Китая нескольких волн колонизации с Севера, постоянных микромиграций населения, а также затрудненностью коммуникаций в преобладающих на Юге гористых местностях. Области, опустевшие вследствие военных действий или эпидемий, быстро заселялись выходцами из соседних провинций. Войска, посланные на подавление мятежа или бунта, нередко оседали на усмиренной территории. В результате во многих местностях Юга жители соседних деревень, являющиеся потомками переселенцев из разных областей страны, заметно отличаются друг от друга и по обычаям, и по языку. "На десять ли (Ли - китайская мера длины, соответствует примерно 330 м.) не найти одинаковых обычаев", - гласит старинная китайская поговорка.
Очевидные локальные
различия в культуре, хозяйстве,
языке и даже внешности
Еще одна важная особенность этнокультурной ситуации в Китае- наличие в китайском языке множества местных диалектов. Правда, на Севере распространен единый диалект китайского языка, понятный всем жителям Срединной равнины, Маньчжурии, Лёссового плато и северо-западных областей. Именно этот диалект, на котором говорит две трети населения, послужил основой для единого разговорного и литературного языка китайцев. В то же время на Юге с давних пор возникло большое число локальных диалектов, носители которых не в состоянии объясниться друг с другом и для общения вынуждены прибегать к письменному языку. Здесь различают семь основных групп диалектов: диалекты низовий Янцзы (области Цзян-нань), диалекты пров, Фуцзянь, диалекты Юга, охватывающие пров. Гуандун и восточную часть Гуанси, а также диалекты провинций Цзянси, Хунань, Сычуань и этнической группы хакка. Впрочем, единство этих региональных групп диалектов остается весьма относительным. Каждая из них в свою очередь разделяется на более мелкие группы, вплоть до уезда и волости. Нередки случаи, когда жители даже двух-трех отдельных деревень говорят на особом диалекте. Диалект провинциального центра обычно служил средством междиалектного общения в границах данной провинции. Так, в провинции Цзянси эту роль выполнял диалект города Сучжоу, в Гуандуне - диалект Гуанчжоу, в Фуцзяни - диалект города Сямынь, традиционно являвшегося важным торговым и культурным центром южной части провинции, и т.д. К настоящему времени население Южного Китая, говорящее на различных диалектах, распределяется следующим образом:
Диалекты У (низовья Янцзы) 69 млн.
Диалекты Юэ (Гуандун) 40 млн.
Диалекты Хунани и Гуанси 50 млн.
Диалект Хакка
Диалекты Минь (Фуцзянь) 55 млн.
Не менее
важную роль в этнокультурной
истории южных китайцев играли
различия между условиями
Хакка являются потомками поздних волн переселенцев из северных провинций и одной из самых мобильных этнических групп китайцев: они расселились небольшими компактными группами в гористых районах южной Цзянси и северного Гуандуна. Поселения хакка имеются также в Фуцзяни и Сычуани, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии. Традиционный оплот хакка - уезд Мэйсянь в северо-восточной части пров. Гуандун. Хакка находились в весьма враждебных отношениях с так называемыми пунти, что на южных диалектах означает "местные жители".
Имелись в Южном
Китае и более мелкие
Еще один пример
этнической группы, подвергавшейся
дискриминации, являет особое
наследственное сословие до
Между тем традиционный письменный язык, так называемый "вэнь янь", в эпоху позднего Средневековья стал уже явным анахронизмом. Правда, в империи сложился единый междиалектный язык правящих верхов, так называемый язык чиновников (гуанъ хуа). Одновременно получил распространение и близкий к живой речи письменный язык, называвшийся "баи хуа". В XX в. на базе этих двух языков был создан общенациональный язык, который в КНР именуется "общераспространенной речью" (путун хуа), а на Тайване - "государственным языком" (го юи).
Несмотря на усиленную пропаганду общенационального языка, доходившую временами до запрета говорить на диалекте в школах и государственных учреждениях, местные диалекты остаются важным средством общения жителей Юга и притом оказывают большое влияние на нормативный язык. Согласно новейшим данным, лишь немногим более 20 % жителей Китая считают "общераспространенный язык" родным.
Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева.
Доклад
Этнография Китая
Выполнила: Даулетьярова Жулдыз
Группа В-32
Астана 2012