Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:13, реферат
Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Планета получает из космоса больше
энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).
Л. Гумилев – один из наиболее известных и оригинальных исследователей проблем этногенеза.
Этнос – коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов.
Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Планета получает из космоса больше
энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок).
В
результате взрыва этногенеза происходит
определенного рода мутация: у части
особей возникает новый
признак, который Гумилев
назвал «пассионарностью».
По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: 1) пассионарии; 2) гармоничные особи; 3) субпассионарии.
Пассионарии в полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный
импульс
(стремление к самопожертвованию)
сильнее, чем чувство самосохранения,
как индивидуального, так и видового. Гумилев
выдвигает две возможные гипотезы:
либо пассионарная особь захватывает
больше энергии, чем нормальная, либо
при равном захвате энергии концентрированно
(конечно, бессознательно) направляет
ее на достижение конкретной
цели. В обоих случаях результат
один: высшая нервная деятельность
особи будет более активной, нежели
это характерно для особи нормальной.
Пассионарность отдельного человека спорягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие.
Пассионарность
не делает человека «героем»,
ведущим толпу, ибо большинство
пассионариев находится именно в «толпе»,
определяя ее потентность и степень
активности на тот или иной момент.
Но
как ни велика роль пассионариев в этногенезе,
число их в составе этноса всегда
ничтожно. У подавляющего большинства
– гармоничных особей – оба
импульса уравновешены. Гармоничные
особи – люди работоспособные,
полноценные умственно и физически,
уживчивые, но не сверхактивные.
Люди этого склада – крайне важный элемент
в теле этноса. Они восстанавливают
его, умеряют вспышки пассионарности,
умножают материальные ценности по
уже созданным образцам. Они вполне могут
обходиться без пассионариев, пока
не объявится внешний враг.
Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет. Яркий пример – римский плебс, нагло требующий «хлеба и зрелищ». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без
субпассионариев,
то последние без пассионариев – ничто,
и способны только на нищету
или разбой, жертвами которого
становится основная масса
населения.
Пассионарность – обязательный
элемент этногенеза, без которого его
нет и не может быть. Если пассионарность
вынести за скобки, внутри скобок
останутся локальные черты тех
или иных этносов (предмет
изучения этнографии).
На основе исторического материала Л. Гумилев показал, что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, т.е. смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности. В своем исследовании он выделил фазы:
- фаза подъема – интенсивный рост пассионарного напряжения, который характеризуется ростом всех видов активности возникшего этноса, демографическим взрывом.
- акматическая фаза – наивысший уровень пассионарного напряжения, которое максимально увеличивает количество событий этнической истории.
-
инерционная фаза – дает
- фаза обскурации – наступает тогда, когда пассионарное напряжение убывает ниже нулевого уровня. Этнос существует за счет материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущую фазу.
-
мемориальная фаза – завершает
процесс этногенеза. Этническая
система уже утеряла
Этногенезы как природные процессы сами по себе для биосферы безвредны, но могут быть губительны при сочетании двух условий:
1 При смене фаз, когда этнос на время теряет присущие ему эластичность и сопротивляемость внешним воздействиям, т.е. когда этнос болен.
2. При
активных межэтнических контактах (миграциях),
которые сами по себе отразимы, ибо этнос
в любой фазе практически неистребим.
Культурологическая
концепция Л. Гумилева отрицает цикличность.
По его мнению, культура развивается
импульсивно и состоит из «концов
и начал». Одни культуры служат основой
для других, но ни о какой преемственности
не может быть и речи.
Под культурой Л. Гумилев понимает совокупность материального производства и традиций, она возникает и развивается, по данной теории, не только в силу влияния определённых физических, биологических, социальных и технико-экономических факторов, но, в первую очередь, под воздействием биоэнергетического фактора — пассионарности, которая и определяет характер и содержание конкретной культуры.
Фиксировать
момент зарождения культур невозможно.
Можно определить только фазу становления,
которая имеет определенные признаки.
Исследуя проблему происхождения культуры, Гумилев принимает концепцию С. Лема, согласно которой в культурогенезе, наряду с факторами физического, биологического, социального и технико-экономического характера участвуют и “чисто культурная вариация”, связанная с возможностью выбора тех или иных решений.
Для
реализации выбора необходима “энергия,
преломленная через психофизиологию
особи, т.е. пассионарность”. Таким образом
пассионарность понимается Гумилевым,
как основа любой культуры, в то время
как факторы Лема определяют конкретный характер
и смысл культуры.
Появление
новой культуры инициируется мощным
всплеском пассионарного напряжения.
Это приводит либо к поглощению ряда сопредельных
культур, либо к расширению ареала за счет
неокультуренных территорий, либо к сочетанию
обоих процессов.
Связывая
культуру с жизнедеятельностью людей,
Л.Гумилев считал ее одним из свойств
этноса, различал культуру этнических
объединений: консорций, конвиксий, субэтносов,
этносов, суперэтносов. Объединяющим моментом
является наличие этнокультурных доминант,
словесных выражений тех или иных идеалов,
которые в каждом случае имеют одинаковые
значения и сходную смысловую динамику,
определяемые ритмом культуры.
Этнокультурный
ритм не является врожденным; что это
свойство этнического коллектива, а не
особи. Ритм культуры задается конкретной этнической
группировкой, представляющей собой пассионарное
поле одного ритма, которое отличает ее
от других этнических объединений.
Классифицируя
культуру по способу их взаимодействия
с природой, Л. Гумилев выделял
два типа:
1)
приспособление к природным
2)
изменение природных условий.
Рассматривая
второй тип, Гумилев утверждает, что радикальное
изменение природных условий возможно
лишь однажды за все время существования
культуры. Вторичное изменение обязательно
приведет к смене культурного типа, т.к. основное
назначение культуры — консервация представлений определенного
народа о его взаимоотношениях с природой.
Культура
представляет собой достаточно жесткую
замкнутую систему, неспособную к самостоятельному
развитию, т.к. она лежит за пределами природного
саморазвития и является делом человеческих
рук. Поэтому культура может либо сохранятся,
либо разрушаться.
Информация о работе Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева