Эволюционистские взгляды на культурную динамику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:20, контрольная работа

Описание

Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к изменению и развитию. Изменение культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры.
Динамика культуры группируется вокруг следующих направлений: идей линейной эволюции, цикличности (круговой, волновой) цивилизационного процесса, синергетического подхода.

Работа состоит из  1 файл

kult.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)


Эволюционистские взгляды на культурную динамику

             

              Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к изменению и развитию. Изменение культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры.

              Динамика культуры группируется вокруг следующих направлений: идей линейной эволюции, цикличности (круговой, волновой) цивилизационного процесса, синергетического подхода.

Принцип эволюции универсален и применяется к разным объектам – к космосу, к растениям, животным, людям, поведению, языку, к обществам и культурам, к системам веры и науки. Задача теории эволюции состоит в объяснении существования, изменения  и эволюционизм как концепция основывался на нескольких простых положениях. Человечество - единый вид. Природа человека везде одинакова. Эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам. Эволюция идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество. Сходства и различия между культурами объясняются, прежде всего, степенью их развитости.

Эволюционистские концепции культуры начали приобретать широкое распространение в конце ХIХ - начале ХХ в. и были представлены в работах социологов Герберта Спенсора, Огюста Конта, этнографа Эдуарда Тайлора, английского исследователя истории религии Джеймса Фрезера, американского этнолога и историка первобытного общества Льюиса Моргана. Указанные концепции представляют первый этап в развитии эволюционистской направления исследования общества и культуры, который получил название классического эволюционизма.

Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем.

В рамках этих концепций эволюционная форма культурной динамики объяснялась последовательным усложнением форм и способов организации жизнедеятельности людей, ведущих к повышению упорядоченности и обоснованности. Источником изменений рассматривались как внутренние факторы (психические особенности людей), так и внешние. Последние имели особое значение, поскольку культура рассматривалась как совокупность процессов адаптации людей, этносов, народов к новым условиям. Адаптация рассматривалась как механизм отбора наиболее целесообразных культурных свойств, которые складывались во время приспособления к окружающей среде или заимствовались в других культурах.

Одним из главных представителей эволюционизма считается английский социолог Г. Спенсер, за несколько лет до Ч. Дарвина сделал попытку обосновать идею эволюционизма в работе «Социальная статика». В статье «Прогресс: его законы и причина» и труде «Основы социологии» Г. Спенсер обосновал универсальный характер закона эволюции, согласно которому возникновение различных форм культуры обуславливается естественными потребностями людей и особыми условиями жизнедеятельности. Только после того, как будут удовлетворены потребности в пище, защите от врагов, в жилье, одежде, считал исследователь, возникают политические потребности, политические институты и литература, наука и искусство.

Исследуя стадии эволюции, Г. Спенсер был убежден в однолинейном характере развития культуры от «дикости» до современного общества. Каждая новая ступень культуры является более сложной, но уменьшает влияние стихийных факторов, конфликтности и слепой веры. По его мнению, в истории человечества выделяются два типа общества и соответствующих им типов культур - воинственный и промышленный типы. Совершенствование цивилизации ведет к переходу человечества от воинственного общества к промышленному, в основе развития которого лежит развитие техники и ума. Соответственно меняется и человек, который становится менее воинственным, больше пропитан духом альтруизма и сопереживания. Концепция Г. Спенсера, несмотря на все недостатки и критику в свой адрес, имела большое значение для развития эволюционистской парадигмы.

Английский антрополог и исследователь религии Дж. Фрезер систематизировал значительный объем фактологического материала с первобытной магии, анимизма религиозных верований и обычаев народов. В своем  исследования «Золотая ветвь» предпринял попытку обосновать универсальную теорию эволюции человеческого мышления.

Опираясь на признание психического единства всех народов, он выделяет три исторические стадии эволюции, соответствующие трем различным способам овладения природными явлениями: магия, религия, наука. Несмотря на опровержение его идей следующими полевыми исследованиями, которые были осуществлены известными исследователями (Б. Малиновский, Ф. Боас и др.), Дж. Фрезер признается как один из основателей социальной антропологии, основанной на применении сравнительного метода в исследованиях культуры.

Английский историк Э. Тайлор в работах «Первоначальная культура», «Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации» стремился исследовать на основе собранных им материалов из жизни отсталых («варварских», диких) народов общие закономерности эволюции. По его мнению, такая эволюция составляет сущность исторического процесса, поскольку основана исключительно на объективных законах развития. Прогресс человечества идет от варварства к цивилизации. Заслуга Э. Тайлора заключается в том, что он открыл повторяемость в явлениях культуры, применил прием типологических сравнений, который в дальнейшем вошел как элемент в сравнительно-исторический метод.

Э. Тайлор большое внимания уделял исследованию духовной культуры и одним из первых предложил определение культуры как совокупности духовных явлений (знаний, верований, искусства, морали, обычаев, усвоенных человеком определенного сообщества). Важным вкладом Э. Тайлор в антропологию стало исследование феномена «первоначального анимизма», как исходной формы религии.

Классическая эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур.

С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе представлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире.

Схожесть тех или иных культур объясняется тем, что все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения. Наличие или отсутствие контактов между различными культурами особого значения не имеет. Примитивные народы — только пешки в сложной игре эволюции. Имеет место непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого к все более сложному.

По мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных, к концу XIX века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступавшие в противоречие с фактами действительной жизни. Новый обширный этнографический материал во многих случаях не согласовывался с эволюционистскими схемами. Начались поиски новых путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. Стали возникать новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, отрицавшие исторический путь развития общественных явлений. Часть антропологов, разочаровавшихся в эволюционизме, вообще отказались от попыток обобщения и обратились к эмпирическим исследованиям.

Новая волна интереса к эволюционным идеям в 50-е годы связана с появлением работ, в которых освещаются взаимосвязи между биологическими и культурными факторами. В 1942 г. появляется синтетическая теория Джулиана Гексли, дополненная современной генетикой.

В рамках междисциплинарных исследований были сделаны следующие выводы, крайне существенные для понимания эволюционных изменений человека. Постепенно естественная селекция человеческого вида заменяется селекцией искусственной. Это связано с успехами медицины (как «традиционной», так и «нетрадиционной», основывающейся на многовековом опыте), научившейся лечить те болезни, от которых прежде вымирали сотнями тысяч.

Всякое эволюционное развитие базируется на способности к передаче информации: биологической, закодированной в генотипе, что свойственно всей живой природе, и культурной, кодирующейся в знаково-символических системах, что свойственно только человеку. Эта способность человека позволяет передавать накопленный опыт не только потомству, но и всей человеческой популяции посредством обучения и традиций, что, в свою очередь, содействует более эффективному приспособлению к окружающей среде.

Следовательно, в эволюции человека биологические и культурные факторы взаимодействуют между собой, а значит, человеческая эволюция не может быть полноценно понята в рамках отдельно взятого биологического или историко-культурного среза, ее следует рассматривать через биолого-культурное единство.

Таким образом, становится все очевиднее, что эволюция является принудительным процессом, то есть включается в непрерывную связь, господствующую в истории нашей планеты.

Принято выделять три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем. Но поскольку она не отвечает на многие вопросы, связанные с исключениями в таком типе развитии, эта концепция в современном знании практически не используется. Идея универсальной эволюции состоит в выявлении глобальных изменений, приводящих к развитию от простого к сложному. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции.

Возникшие в последние годы общетеоретические подходы к эволюции живой и неживой материи, к коэволюции природы и человека не просто проводят параллели между их развитием, но вскрывают общность закономерностей, которым подчиняется становление и эволюционное развитие известных к настоящему времени объектов самых различных уровней бытия. Совокупность этих теоретических представлений и подходов была названа глобальным эволюционизмом (термин введен академиком Н.Н. Моисеевым).

Значительную роль в утверждении такого рода подходов сыграли работы русских космистов: В.И. Вернадского, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.Н. Бехтерева, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского, в которых Вселенная и человек представали в рамках единой системы, эволюционирующей в космосе, подчиненной общим универсальным принципам, позволяющим констатировать тождество структурных начал и метрических отношений. А исследования А.Л. Чижевского, проведенные на основе идеи тесной взаимосвязи биосферы с космическими процессами, показали важные результаты: на большом, статистически достоверном материале была выявлена зависимость неорганических (климат, землетрясения), биологических (урожай, численность и миграции животных), а также психологических и социальных (самочувствие людей, эпидемии, несчастные случаи) явлений на Земле от изменения активности Солнца. Новые подходы вызревали и как следствие появления кибернетики, теории систем, синтетической теории эволюции в биологии и т.п. Таким образом, стало ясно, что однородность и сходство разных сфер бытия значительно выше, чем это представлялось прежде, что и привело к существенному расширению эволюционистских представлений.



Информация о работе Эволюционистские взгляды на культурную динамику